Индивидуальные образовательные траектории
материал

Синдеева Елена Леонидовна

педсовет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные Образовательные траектории

Для развития одарённости в любой области ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработок индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом - разрабатывать индивидуальные учебные планы («дорожные карты» или образовательные маршруты) для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей, склонностей и особенностей.

 Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. «Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психологопедагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одарённой личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, позволяет самореализоваться.


Большое внимание в своей работе уделяю одарённым детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начинаю с диагностик характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы, проводимых психологом (в 1 классе). Изучив результаты диагностики, составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребёнка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии обсуждаются не в жёсткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. 
Потом обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. 
Ученикам очень нравится инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

 Всё же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся класса ведёт читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку. Многие ученики сочиняют свои стихи и сказки. 
Произведения ребят были отправлены на конкурс: Дорожная азбука, КТК и др
В своей работе я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Дети делятся впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я, в свою очередь, советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения. 

На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. 
На различных уроках использую дифференцированные задания трёх разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. 


Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

 
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. 


По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

 
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, изобразительной деятельности, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, рисунков, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нём человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. 


Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. 
Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. 
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность и многое другое. 
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. 
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. 
Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе, как разноуровневый дидактический материал

Добиваюсь позитивных результатов в работе с одарёнными детьми по преподаваемым предметам. Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно реализовать замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную деятельность. Убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.
Вместе с учащимися занимаемся исследовательской деятельностью, ребята готовят сообщения, проекты и презентации.
На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовим открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. Проектные работы отправляются на конкурсы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе.

Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе....

Тьютерское сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях школы полного дня

В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютер. Именно в школе полного дня педагоги выполняют тьютерское сопровождение обучающихся....

Развитие индивидуальных образовательных траекторий учащихся средствами ИКТ Сетевые конкурсы

Новые ФГОС для начальной школы, опираясь на системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, ставят во главу угла не знания, а умение учащихся находить информацию и использовать её для реш...

Индивидуальная образовательная траектория.

Индивидуальная образовательная троектория (ИОТ) учащегося. Статья....

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

       Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговор...