Диагностический инструментарий для изучения личностных УУД во 2 классе
методическая разработка (2 класс)

Голященкова Гульнара Равхатовна

Диагностический инструментарий для изучения личностных УУД во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Каким образом педагог может изучить индивидуальные особенности своих учеников? Предложите пакет диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей школьников в одной из параллелей классов (выберите по своему усмотрению). Каким образом он может быть использован в образовательном процессе?».

Выполнил:

Голященкова Гульнара Равхатовна

                                                                учитель начальных классов

муниципального бюджетного

 образовательного учреждения    

 «Средняя школа №21»

Пояснительная записка

Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно   новых целей и результатов. Основной задачей и основным критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом, т.е. УУД.

Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.

В составе основных видов УУД, соответствующих  целям общего образования, можно выделить  четыре блока:

  1. Личностный (смыслообразование, я знаю, я умею)
  2. Регулятивный (целеполагание,контроль,оценка)
  3. Познавательный (работа с учебными моделями, выполнение сравнения,анализа,синтеза,классификации)
  4. Коммуникативный(планирование,постановка вопросов,построение речевых высказываний)

Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. В своей работе я представляю  пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных УУД у обучающихся вторых классов. Полученная информация станет основанием для проектирования индивидуальной траектории развития ученика, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовательной деятельности ребенка.

 Данный пакет диагностического инструментария соответствует всем общим положениям методологии диагностической работы в сфере образования (Акимова, Раевский, 1995).

Цель диагностического инструментария: изучение индивидуально-психологических особенностей ученика, направленное на создание оптимальных психолого-педагогических условий для общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  1. Обеспечить создание условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования.
  2. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его развития в процессе школьного обучения.
  3. Отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД.
  4. Выявлять и анализировать факторы, способствующие формированию УУД.
  5. Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД.
  6. Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся второго класса.

Пакет диагностического инструментария составлен на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

Основная часть

Диагностический инструментарий для изучения личностныхУУД.

  1. «Лесенка» (1- 4 класс).

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

  1. Беседа о школе  (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника;   выявление мотивации учения

Форма: индивидуальная беседа с ребенком.

  1. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.

Форма: индивидуальный опрос учителя

  1. Заданиена выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрациикак способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа конпенсации.

форма: индивидуальная беседа

  1. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциальных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциальных и моральных норм

Форма: фронтальное анкетирование

Диагностический инструментарий для изучения познавательных УУД.

  1. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.

Форма: индивидуальная или групповая работа детей.

  1. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.М.Рябинкиной)

Цель: определение уменя ученика выделять тип задачи и способе решения.

Форма: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.

Диагностический инструментарий для изучениярегулятивных УУД.

  1. Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)

Цель:выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля

Форма: фронтальный письменный опрос

Диагностический инструментарий для изучениякоммуникативных УУД.

  1. Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)

Форма: индивидуальная беседа с ребенком

  1. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель»)

Цель: выявление сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Форма: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Баллы  всех диагностик вводятся в индивидуальный маршрут личностного развития ученика по каждому показателю. В программе EXSEL высчитывается средний балл по каждому критерию формирования УУД, а также подсчитывается средний балл по каждому ученику и классу, тем самым позволяет участникам образовательного процесса увидеть динамику развития (зоны ближайшего и актуального развития).

Индивидуальный маршрут обучающихся

Класс ___________Учитель__________________

«3» - повышенный уровень /2,4-3/

«2» - возрастная норма  /1,7-2,3/

«1» - критический уровень /1-1,6/

п/п

Ф.И.О.

Год

рождения

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Средний показатель сформированности  УУД

Саамооценка

Мотивация

Нравственно-этический

Средний балл

Контроль

Средний балл

Мышление

Средний балл

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

Качественный анализ результатов по индивидуальному среднему баллу показателей позволяет определить уровень личностного развития школьника, класса, параллели:

  1. от 2,4 - 3,0 баллов - высокий уровень
  2. от 1,7 - 2,3 баллов - средний уровень
  3. от 1 - 1,6 баллов - низкий уровень

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.

Циклограмма мероприятий по проведению мониторинга сформированности личностных и метапредметных  универсальных учебных действий у учащихся  2 класса.

УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Сроки проведения

1

Личностные

Самопознание и самоопределение

Самооценка

  • Тест на определение самооценки «Лесенка».Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)

1 раз

Октябрь

2 раз в год

сентябрь- апрель

Смыслообразование

Мотивация

  • Анкета по оценки школьной мотивации тестирование.

1 раз

ноябрь

Нравственно-этическая ориентация

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциальных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

1 раз

февраль

2

Регулятивные УУД

Контроль

Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)

2 раз в год

февраль- апрель

3

Познавательные УУД

Логические действия

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

2 раз в год

Январь

апрель

4

Коммуникативные УУД

Коммуникативно-речевые действия

Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель»)

1 раз

Апрель

март

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ВТОРЫХ КЛАССОВ

 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Самоопре

деление

 поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

 

проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

: консультация специалистов, поощрения за результат,  давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

Смысло

образование

Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.

Нравственно-

этическая

ориентаци

изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

 

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ВТОРЫХ КЛАССОВ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Общеучебные универсальные

действия

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Побуждение к действию, стимулированиеРабота по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Логические

учебные

действия

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Постановка и решение

проблем

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Коммуникация как кооперация

поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.

поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.

консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.

Коммуникация как интеракция

продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого

  изучение правил речевого этикета, проведение групповых  заданий на уроке, положительное одобрение.

 

Консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу.

Коммуникация как интериоризация

поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого.

поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ вторых  КЛАССОВ

 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ регулятивных УУД

УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

целеполагание

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Развитие понятийного мышления.

консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

контроль

консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.

включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.

поддержка и развитие сформированного уровня контроля

Оценка

консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход

поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках

поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта.

Внедрение ФГОС второго поколения –  новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Поэтому, актуальны слова  руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова: «Стандарты второго поколения» невозможны без учителя «второго поколения».

Список источников

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2019 г.

2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2014г.

              ____________________                         Голященкова ГульнараРавхатовна

                                                                                 расшифровка подписи

                              «17» октября 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий личностных умений

Важнейшим показателем эффективности функционирования  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является нравственное  совершенствование ребенк...

Диагностический инструментарий для изучения процесса развития УУД

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Представляю пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных ...

Система диагностического инструментария определения личностных результатов

Самоопределение обучающихсяНа уровне НОО:Методика «Кто я?» (М. Кун)Методика «Автопортрет-коллаж»Методика «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)Графическая методика &laq...

Диагностический инструментарий для оценки метапредметных и личностных результатов

Диагностический инструментарий для оценки метапредметных и личностных результатов...

Диагностический инструментарий оценки метапредметных и личностных результатов при выполнении комплексных работ в начальной школе

Файл содержит итоговые комплексные проверочные работы для 1,2,3.4 классов, позволяющие выявить уровень сформирвоанности УУД и личностных результатов обучения младших школьников. В работе приводится по...

Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определя...