«Использование методов и приемов интерактивных технологий для формирования предметных и метапредметных результатов»
презентация к уроку (3, 4 класс)
Одним из способов поддержания внимания и интереса учащихся является использование приемов и методов технологий интерактивного обучения. Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях. Использование интерактивных методов поможет повысить познавательную активность учащихся на уроках и их познавательные способности. Применяя на уроках интерактивные методы, приемы и упражнения, учитель добьётся новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова
Выступление на РМО
Тема:
«Использование методов и приемов интерактивных технологий для формирования предметных и метапредметных результатов»
Подготовила: учитель начальных классов
МАОУ Бутурлинской СОШ имени В.И. Казакова
Хрулева Татьяна Юрьевна
Бутурлино-2020
(Слайд 1)
Здравствуйте, коллеги! Рада всех видеть! Всем доброго дня! Успехов в наступившем году! Хочу начать своё выступление со слов советского педагога-новатора, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования Василия Александровича Сухомлинского:(Слайд 2)
«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.»
Главной задачей, стоящей перед учителями начальной школы, является совершенствование своего педагогического мастерства, направленного на повышения качественного образования учащимися начальной школы.
Методическая тема, над которой работаю в текущем учебном году
«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения».
Одним из способов поддержания внимания и интереса учащихся является использование приемов и методов технологий интерактивного обучения.
Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях.
Применяя интерактивные формы и методы обучения на уроках, ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей: (Слайд 3)
- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов;
- повышать уровень активности и самостоятельности учащихся;
- развивать коммуникативные умения и навыки, помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей),
- приучать работать в команде, учить прислушиваться к чужому мнению.
Многие основные методические инновации, современные педагогические технологии связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.(Слайд 4) Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение.
Модели обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения(Слайд 5)
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.(Слайд 6)
Традиционная форма обучения | Интерактивная форма обучения |
1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением. 2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем. 3. Учебная деятельность ориентирована на передачу знаний. 4. Оценка деятельности учащихся на занятии осуществляется преподавателем. 5. Групповой и индивидуальный способ обучения. 6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера ребенка, его индивидуальные возможности | 1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями. 2. Планирование учебной деятельности совместно с учащимися. 3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта. 4. Совместно с детьми самооценка и взаимоконтроль. 5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения. 6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания |
Сравнивая традиционные и интерактивные формы обучения можно выделить основное отличие: первые обращаются только к интеллекту ученика, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком – его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре.
При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:
|
|
|
|
|
(оценки, влияние родителей) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы интерактивного обучения.
Попытки классификации интерактивных методов обучения предпринимались многими учеными.
Рассматривая различные классификации интерактивных методов обучения,
нужно отметить ряд проблем: во-первых, ни одна классификация не является достаточно полной, во-вторых, нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным.
(Слайд 7) Г. С. Харханова классифицирует интерактивные методы обучения на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей.
Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод).
О. А. Голубкова, А. Ю. Прилепо, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы:
- дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций);
-игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры);
-психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия).
Н. Г. Суворова подразделяет формы работы во время интерактивного обучения на:
- индивидуальные,
- парные,
-групповые.
Уделяя большое внимание групповым работам учащихся, автор перечисляет их виды, например, «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». При этом автор отмечает их избирательную эффективность.
Как отмечают в своих трудах Т. А. Мясоед, Н. А. Суворова, С. Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Обобщая передовой методический опыт учителей- практиков пришли к выводу, что в рамках урока учителя чаще используют следующие интерактивные методы и приёмы (Слайд 8):
- метод обучения в сотрудничестве,
- метод проектов,
- игровые методы;
интерактивные приемы:(Слайд 9)
- работа в малых группах,
- в парах,
- ротационных тройках,
- «два, четыре, вместе»;
- «карусель»;
- «аквариум»;
- «мозговой штурм» / «мозговая атака» / «брейнсторминг»;
- «Броуновское движение»;
- «дерево решений»;
- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;
- «Cluster» (гроздь),
- «Сиквейн»,
- «дискуссии; дебаты.
- «займи позицию»,
- «метод пресс»,
- «незаконченное предложение».
Методов и приемов интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые интерактивные формы работы с классом.
Использование интерактивной технологии на уроках
( из опыта работы).
Предлагаю вам рассмотреть интерактивную технологию, которую использую на уроках. В основе лежит метод «обучения в сотрудничестве», прием «КАРУСЕЛЬ».(Слайд 10)
- Описание
Метод «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится.
Вначале учитель объясняет правила игры, повторяет с детьми правила общения, делая акцент на взаимное уважение, умение выслушать собеседника.
Учащиеся делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп может присоединиться учитель, или свободного ученика назначить своим помощником). Чтобы не затягивать организационный момент игры, делаю это по вариантам (1вариант –выходит и встает во внутренний круг, 2-во внешний или наоборот). Те, кто попал в первую подгруппу, встают во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий(учитель) дает тему для работы (или обсуждения) и распределяет роли. Учитель выступает в роли наблюдателя, помощника для слабых пар.
- Применение на уроках
На уроках математики использую для отработки вычислительных навыков. Дети, стоящие во внутреннем кольце получают задания: «Придумать примеры из таблиц и задать их детям внешнего круга» или получают карточки с примерами на отработку табличных или внетабличных случаев.(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
На уроках русского языка использую этот метод на темах, которые нуждаются в отработке орфографического или грамматического умения, там, где необходимо отработать алгоритм действий.
Например:
- Ставить вопросы к словам и определять части речи.
- Определять склонение имен существительных, спряжение глаголов.
- Определять безударные падежные окончания имен существительных, безударные личные окончания глаголов и др.
(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Аналог «Карусели» игра «Ручеёк-2»(Слайд 11)
Область применения: Данную игру можно проводить на любом уроке.
Цель: 1. Отработать вход в диалог и выход из него.
2. Закрепить и обобщить знания по определённой теме.
Оборудование:
1 .Карточки с заданиями.
2.Предмет (для подачи сигнала).
Класс делится на две части. Дети встают попарно лицом друг к другу в две линейки. По сигналу дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают друг другу выполнить задание.
Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются и второй ряд делает шаг вправо (первый стоит на месте). Произошла смена партнёра. Оставшийся лишний игрок (в конце «ручейка») бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.
Заключение
Считаю, что использование интерактивных методов поможет повысить познавательную активность учащихся на уроках и их познавательные способности. Применяя на уроках интерактивные методы, приемы и упражнения, учитель добьётся новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии и однообразии. И заканчиваю свое выступление словами Антуана Сент-Экзюпери «Самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения.» Давайте же создадим на уроке условия для общения детей.(Слайд 12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен б ыть тружеником, - в сфере мысли. » В. А. Сухомлинский
Применять с целью: стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов; повышать уровень активности и самостоятельности учащихся; развивать коммуникативные умения и навыки, помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися; развивать общеучебные умения и навыки; приучать работать в команде, учить прислушиваться к чужому мнению.
Слово “ интерактив ” пришло к нам из английского от слова “ interact ”. “ Inter ” – это взаимный, “ act ” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Модели обучения.
Сравнительная характеристика интерактивных и традиционных форм обучения. Традиционная форма обучения Интерактивная форма обучения 1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением. 2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем. 3. Учебная деятельность ориентирована на передачу знаний. 4. Оценка деятельности учащихся на занятии осуществляется преподавателем. 5. Групповой и индивидуальный способ обучения. 6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера ребенка, его индивидуальные возможности 1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями. 2. Планирование учебной деятельности совместно с учащимися. 3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта. 4. Совместно с детьми самооценка и взаимоконтроль. 5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения. 6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания
Методы интерактивного обучения. Г. С. Харханова классифицирует интерактивные методы обучения на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей. Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. О. А. Голубкова , А. Ю. Прилепо, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций , разделяя их на три группы: - дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); -игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры); -психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия ). Н. Г. Суворова подразделяет формы работы во время интерактивного обучения на: - индивидуальные, - парные, -групповые.
Методы интерактивного обучения. Метод обучения в сотрудничестве Метод проектов Игровые методы
Приёмы интерактивного обучения. работа в малых группах; в парах; ротационных тройках; «два, четыре, вместе»; «карусель»; «аквариум»; «мозговой штурм» / «мозговая атака» / « брейнсторминг »; «Броуновское движение»; «дерево решений»; прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; « Cluster » (гроздь); « Сиквейн »; «дискуссии, дебаты; «займи позицию»; «метод пресс»; «незаконченное предложение».
Использование интерактивной технологии на уроках ( из опыта работы). «Карусель» Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, стимулирует общение между детьми. Технология формирует нравственно-волевые качества: умение сотрудничать, взаимопомощь.
Аналог «Карусели» игра «Ручеёк-2» Область применения: Данную игру можно проводить на любом уроке. Цель: 1. Отработать вход в диалог и выход из него. 2. Закрепить и обобщить знания по определённой теме. Оборудование: 1 .Карточки с заданиями. 2.Трещотка (для подачи сигнала). Класс делится на две части. Дети встают попарно лицом друг к другу в две линейки. По сигналу дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают друг другу выполнить задание. Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются и второй ряд делает шаг вправо (первый стоит на месте). Произошла смена партнёра. Оставшийся лишний игрок (в конце «ручейка») переходит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.
«Самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения.» Антуан де Сент-Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...
Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока в начальной школе.
Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока способствует позитивному настрою, снижает психо-эмоциональную активность обучающихся, создает благоприятный психологически...
Выступление на МО "Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся"
Тема выступления «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся». Рассматривается история возникновения проектов, алгоритм проведения...
Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня
Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...
Презентация "Учебная мотивация как основа формирования устойчивых предметных и метапредметных результатов"
ПРОБЛЕМА - Необходимость поддержания сознательного интереса детей к разным видам деятельности.ЦЕЛЬ педагогической деятельности: создание условий для обеспечения положител...
Портфолио ученика начальной школы как технология оценивания предметных и метапредметных результатов
В презентации рассмотрены основные виды портфолио, схемы структур портфолио...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....