«Использование методов и приемов интерактивных технологий для формирования предметных и метапредметных результатов»
презентация к уроку (3, 4 класс)

Хрулева Татьяна Юрьевна

             Одним из способов поддержания внимания и  интереса учащихся является использование приемов и методов технологий интерактивного обучения. Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся  на занятиях. Использование интерактивных методов поможет повысить  познавательную активность учащихся на уроках и их познавательные способности.   Применяя на уроках  интерактивные методы, приемы и упражнения, учитель добьётся  новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова

Выступление на РМО

Тема:

«Использование методов и приемов интерактивных технологий для формирования предметных и метапредметных результатов»

Подготовила: учитель начальных классов

МАОУ Бутурлинской СОШ имени В.И. Казакова

Хрулева Татьяна Юрьевна

Бутурлино-2020

(Слайд 1)

              Здравствуйте, коллеги! Рада всех видеть! Всем доброго дня! Успехов в наступившем году! Хочу начать своё выступление со слов советского педагога-новатора, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования Василия Александровича Сухомлинского:(Слайд 2)

«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли

             Главной задачей, стоящей перед учителями начальной школы, является совершенствование своего педагогического мастерства, направленного на повышения качественного образования учащимися начальной школы.

             Методическая тема, над которой работаю в текущем учебном году

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения».

             Одним из способов поддержания внимания и  интереса учащихся является использование приемов и методов технологий интерактивного обучения.

         Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся  на занятиях.

            Применяя  интерактивные формы и методы обучения на уроках,  ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей: (Слайд 3)

  • стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов;
  • повышать уровень активности и самостоятельности учащихся;
  • развивать коммуникативные умения и навыки, помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • развивать общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей),
  • приучать работать в команде, учить прислушиваться к чужому мнению.

Многие основные методические инновации, современные педагогические технологии связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.(Слайд 4) Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение.


Модели  обучения.

        В педагогике различают несколько моделей обучения(Слайд 5)

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе

3) интерактивная - процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе

        Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.(Слайд 6)

Традиционная форма обучения

Интерактивная форма обучения

1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением. 2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем. 3. Учебная деятельность ориентирована на передачу знаний. 4. Оценка деятельности учащихся на занятии осуществляется преподавателем. 5. Групповой и индивидуальный способ обучения. 6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера ребенка, его индивидуальные возможности

1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями. 2. Планирование учебной деятельности совместно с учащимися. 3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта. 4. Совместно с детьми самооценка и взаимоконтроль. 5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения. 6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания

         Сравнивая традиционные и интерактивные формы обучения можно выделить основное отличие: первые обращаются только к интеллекту ученика, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком – его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре.

                При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:


Метод 

Критерий


Пассивный


Активный


Интерактивный


1. Мотивация


Внешняя

(оценки, влияние родителей)


Внешняя и внутренняя


Внутренняя (интерес самого учащегося)


2. Роль учащегося


Пассивная, активность очень низкая


Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива


Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности


3. Роль личности учителя


Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются


Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя


Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности


4. Степень усвоения материала


Невысокий 5-10%


Высокий 50%


Высокий 70-90%


5. Уровни познания


Знание, понимание, воспроизведение


Широкий спектр, дифференциация обучения


Знания, анализ, синтез, творческое применение информации


6. Контроль


Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы


Сотрудничество учителя с 
учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты


Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

Методы интерактивного обучения.

         Попытки классификации интерактивных методов обучения предпринимались многими учеными.

         Рассматривая различные классификации интерактивных методов обучения, 
нужно отметить ряд проблем: во-первых, ни одна классификация не является достаточно полной, во-вторых, нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным.

         (Слайд 7) Г. С. Харханова классифицирует интерактивные методы обучения на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей.

       Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод).

       О. А. Голубкова, А. Ю. Прилепо, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы:

- дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций);

-игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры);

-психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия).

         Н. Г. Суворова подразделяет формы работы во время интерактивного обучения на:

- индивидуальные,

- парные,

-групповые.

Уделяя большое внимание групповым работам учащихся, автор перечисляет их виды, например, «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». При этом автор отмечает их избирательную эффективность.

        Как отмечают в своих трудах Т. А. Мясоед, Н. А. Суворова, С. Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

        Обобщая передовой методический опыт учителей- практиков пришли к выводу, что в рамках урока учителя чаще используют следующие интерактивные методы и приёмы (Слайд 8):

  • метод обучения в сотрудничестве,
  • метод проектов,
  • игровые методы;

интерактивные приемы:(Слайд 9)

  • работа в малых группах,
  •  в парах,
  • ротационных тройках,
  • «два, четыре, вместе»;
  • «карусель»;
  •  «аквариум»;
  •  «мозговой штурм» / «мозговая атака» / «брейнсторминг»;
  • «Броуновское движение»;
  •  «дерево решений»;
  •  прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;
  •  «Cluster» (гроздь),
  • «Сиквейн»,
  • «дискуссии; дебаты.
  • «займи позицию»,
  • «метод пресс»,
  • «незаконченное предложение».

              Методов и приемов интерактивного обучения существует огромное количество.

Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые интерактивные формы работы с классом.

Использование интерактивной технологии на уроках

( из опыта работы).

         Предлагаю вам рассмотреть  интерактивную технологию, которую использую на уроках. В основе лежит метод «обучения в сотрудничестве», прием  «КАРУСЕЛЬ».(Слайд 10)

  1. Описание

Метод «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится.

Вначале учитель объясняет правила игры, повторяет с детьми правила общения, делая акцент на взаимное уважение, умение выслушать собеседника.

Учащиеся делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп может присоединиться учитель, или свободного ученика назначить своим помощником). Чтобы не затягивать организационный момент игры, делаю это по вариантам (1вариант –выходит и  встает во внутренний круг, 2-во внешний или наоборот). Те, кто попал в первую подгруппу, встают во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий(учитель) дает тему для работы (или обсуждения) и распределяет роли. Учитель выступает в роли наблюдателя, помощника для слабых пар.

  1. Применение на уроках

На уроках математики использую для отработки вычислительных навыков. Дети, стоящие во внутреннем кольце получают задания: «Придумать примеры из таблиц и задать их детям внешнего круга» или получают карточки с примерами на отработку табличных или  внетабличных случаев.(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

На уроках русского языка использую этот метод на темах, которые нуждаются в отработке орфографического или грамматического умения, там, где необходимо отработать алгоритм действий.

Например:

  • Ставить вопросы к словам и определять части речи.
  • Определять склонение имен существительных, спряжение глаголов.
  • Определять безударные падежные окончания имен существительных, безударные личные окончания глаголов и др.

(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Аналог «Карусели» игра «Ручеёк-2»(Слайд 11)

 Область применения: Данную игру можно проводить на любом уроке.

Цель: 1. Отработать вход в диалог и выход из него.

           2. Закрепить и обобщить знания по  определённой теме.

Оборудование:

           1 .Карточки с заданиями.

           2.Предмет (для подачи сигнала).

       Класс делится на две части.  Дети встают попарно лицом друг к другу в две линейки. По сигналу дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают друг другу выполнить задание.

       Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети  прощаются и второй ряд делает шаг вправо (первый стоит на месте). Произошла смена партнёра. Оставшийся лишний игрок (в конце  «ручейка») бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.

Заключение

              Считаю, что использование интерактивных методов поможет повысить  познавательную активность учащихся на уроках и их познавательные способности.   Применяя на уроках  интерактивные методы, приемы и упражнения, учитель добьётся  новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.

И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии и однообразии. И заканчиваю свое выступление словами Антуана Сент-Экзюпери «Самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения.» Давайте же создадим на уроке условия для общения детей.(Слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова Выступление на РМО Тема: « Использование методов и приемов интерактивных технологий для формирования предметных и метапредметных результатов » Подготовила: учитель начальных классов МАОУ Бутурлинской СОШ имени В.И. Казакова Хрулева Татьяна Юрьевна Бутурлино-2020

Слайд 2

«Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен б ыть тружеником, - в сфере мысли. » В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Применять с целью: стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов; повышать уровень активности и самостоятельности учащихся; развивать коммуникативные умения и навыки, помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися; развивать общеучебные умения и навыки; приучать работать в команде, учить прислушиваться к чужому мнению.

Слайд 4

Слово “ интерактив ” пришло к нам из английского от слова “ interact ”. “ Inter ” – это взаимный, “ act ” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Слайд 5

Модели обучения.

Слайд 6

Сравнительная характеристика интерактивных и традиционных форм обучения. Традиционная форма обучения Интерактивная форма обучения 1. Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением. 2. Планирование учебного процесса осуществляется преподавателем. 3. Учебная деятельность ориентирована на передачу знаний. 4. Оценка деятельности учащихся на занятии осуществляется преподавателем. 5. Групповой и индивидуальный способ обучения. 6. Не учитывается познавательная и эмоциональная сфера ребенка, его индивидуальные возможности 1. Определяется задачами по развитию личности и профессиональными умениями. 2. Планирование учебной деятельности совместно с учащимися. 3. Ориентация на поиск новых знаний на основе опыта. 4. Совместно с детьми самооценка и взаимоконтроль. 5. Комбинирование коллективного, группового, парного, малыми группами и индивидуального способа обучения. 6. Постоянное сочетание в практике обучения познавательной и эмоциональной сфер, ситуация диалога и открытия нового знания

Слайд 7

Методы интерактивного обучения. Г. С. Харханова классифицирует интерактивные методы обучения на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей. Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. О. А. Голубкова , А. Ю. Прилепо, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций , разделяя их на три группы: - дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций); -игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры); -психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия ). Н. Г. Суворова подразделяет формы работы во время интерактивного обучения на: - индивидуальные, - парные, -групповые.

Слайд 8

Методы интерактивного обучения. Метод обучения в сотрудничестве Метод проектов Игровые методы

Слайд 9

Приёмы интерактивного обучения. работа в малых группах; в парах; ротационных тройках; «два, четыре, вместе»; «карусель»; «аквариум»; «мозговой штурм» / «мозговая атака» / « брейнсторминг »; «Броуновское движение»; «дерево решений»; прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; « Cluster » (гроздь); « Сиквейн »; «дискуссии, дебаты; «займи позицию»; «метод пресс»; «незаконченное предложение».

Слайд 10

Использование интерактивной технологии на уроках ( из опыта работы). «Карусель» Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, стимулирует общение между детьми. Технология формирует нравственно-волевые качества: умение сотрудничать, взаимопомощь.

Слайд 11

Аналог «Карусели» игра «Ручеёк-2» Область применения: Данную игру можно проводить на любом уроке. Цель: 1. Отработать вход в диалог и выход из него. 2. Закрепить и обобщить знания по определённой теме. Оборудование: 1 .Карточки с заданиями. 2.Трещотка (для подачи сигнала). Класс делится на две части. Дети встают попарно лицом друг к другу в две линейки. По сигналу дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают друг другу выполнить задание. Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются и второй ряд делает шаг вправо (первый стоит на месте). Произошла смена партнёра. Оставшийся лишний игрок (в конце «ручейка») переходит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.

Слайд 12

«Самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения.» Антуан де Сент-Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...

Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока в начальной школе.

Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока способствует позитивному настрою, снижает психо-эмоциональную активность обучающихся, создает благоприятный психологически...

Выступление на МО "Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся"

Тема выступления «Проектные технологии как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся». Рассматривается история возникновения проектов, алгоритм проведения...

Использование современных форм, методов и приемов работы, как средство формирования читательской грамотности учащихся в условиях группы продленного дня

Воспитание интереса к книге, является одним из направлений моей воспитательной работы в ГПД. Т.К. одной из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы ...

Презентация "Учебная мотивация как основа формирования устойчивых предметных и метапредметных результатов"

ПРОБЛЕМА  -  Необходимость поддержания сознательного интереса  детей к  разным видам деятельности.ЦЕЛЬ педагогической деятельности: создание  условий для обеспечения положител...

Портфолио ученика начальной школы как технология оценивания предметных и метапредметных результатов

В презентации рассмотрены основные виды портфолио, схемы структур портфолио...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ учащихся В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В статье говорится от использовании современных форм, методов и приемов работы направленных на формирование читательской грамотности учащихся, посещающих ГПД....