Современные подходы к организации проектной и учебно – исследовательской деятельности школьников
методическая разработка
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_organizatsii_proektnoy.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к организации проектной
и учебно – исследовательской деятельности школьников»
Походяева Светлана Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ ШР «СОШ № 4»
Перед тем как перейти к современным подходам организации проектной и исследовательской деятельности, подумайте и скажите:
«Урок и исследование - совместимо или нет?;
«Готов ли каждый учитель быть руководителем исследования учащегося?»;
«Все ли дети могут быть исследователями?»;
«Нужно ли учить исследовательскому поиску всех обучающихся?».
Выскажите аргументы «за» и «против». (Высказывание мнений участников семинара).
Само понятие проект и исследование – это не новые понятия.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать.
- Как вы считаете, чем обусловлена современность проектной и исследовательской деятельности?
О современных подходах в образовании высказал своё мнение и наш президент В. В. Путин:
«…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».
С 2011 учебного года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования выпускники начальной школы должны продемонстрировать умение выполнять групповые проектные исследования, а выпускники основной школы – умение выполнить и защитить индивидуальную проектно-исследовательскую работу.
Работа в группах
В группах есть распечатки планируемых результатов усвоения обучающимися универсальных учебных действий НОО и ООО. Задача участников ПТГ выбрать те УУД, которые формируются в результате проектно – исследовательской деятельности. (В приложении УУД распределены на 4 группы)
- Какой вывод можно сделать? (Проектно – исследовательская деятельность направлена на достижение планируемых результатов УУД).
Исследовательская деятельность на разных ступенях образования преследует определённые цели:
• начальная школа – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности;
• основная школа – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели;
• старшая школа – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Наша с вами задача - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
К основным формам организации исследовательской и проектной деятельности учащихся относятся:
• учебные предметы, реализующие ФГОС нового поколения;
• элективные, проектные, предпрофильные курсы (школьный компонент);
• элементы исследования в рамках учебных предметов;
• группы дополнительного образования;
• проектная деятельность;
• походы или экспедиции;
• конференции или конкурсы;
• клубы или молодежные объединения.
Хочу обратить ваше внимание на задачи педагога в организации проектной и исследовательской деятельности.
• создание условий для выявления, поддержки, развития и самореализации детей в соответствии со способностями;
• создание системы работы с учащимися в области исследования;
• обучение современным методам и приёмам технологии исследования.
- Как вы думаете, должен ли учитель обладать определёнными знаниями в проектной и исследовательской деятельности? Если «да», то какими? (Ответы участников ПТГ)
Учителю нужно знать:
- Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
- Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
- Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
- Как разработать учебный проект или исследование?
- Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
- Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
- С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- Вернёмся к вопросам, которые были заданы в начале выступления. Как бы вы на них ответили сейчас?
«Урок и исследование - совместимо или нет?;
«Готов ли каждый учитель быть руководителем исследования учащегося?»;
«Все ли дети могут быть исследователями?»;
«Нужно ли учить исследовательскому поиску всех обучающихся?».
Между проектом и исследованием есть существенная разница. В практике работы с детьми полезно и исследование, и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию.
Таким образом, через проектно – исследовательскую деятельность учащиеся овладеют универсальными учебными действиями, что создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...
Учебно – исследовательская деятельность школьников в сфере здоровья и экологии
Данный материал содержит рекомендации по организации учебно - исследовательской работы с детьми в сфере здоровья и экологии, размещена одна из работ по экологии, проведенная с учащимися....
Доклад. Учебно-исследовательская деятельность школьников модели организации, метод.обеспечение, кадры.
Данный доклад может быть полезен многим учителям...
Проектная и учебно – исследовательская деятельность школьников в начальной школе
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с тр...
Современные подходы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развити...