Организация коммуникативного пространства учащегося начальной школы с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
статья

Выступление для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №22

Выступление на педагогическом совете

«Организация коммуникативного пространства учащегося начальной школы с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Подготовил:

учитель начальных классов

Тонкова Н.С.

Орехово-Зуево

2019 г.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Особенности организации инклюзии в образовательной организации

1.1 Рассмотрение нового Закона об Образовании в РФ об инклюзивном образовании.................................................................................................5

1.2. Условия организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в общеобразовательных организациях................9

1.3. Этапы индивидуального образовательного маршрута включения детей с ОВЗ в среду сверстников.................................................................................14

Заключение……………………………………………………………….......16

Список использованной литературы………………………………………..17

Введение

        Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

        Инклюзия («inclusion» в пер. с англ. «включенность»), как включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения школьного образования в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями. Подходя к вопросу изучения инклюзивного образования в школе, важно отметить, что он является одним из важнейших в свете нового Закона об Образовании в Российской Федерации.

        Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы, ведь именно в основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации прав человека. Столь же важным является право ребенка не подвергаться дискриминации, которое предусмотрено в статье 2 Конвенции о правах ребенка (ООН, 1989г.). Логическим следствием этого права является то, что все дети вправе обучаться в образовательном учреждении, где созданы условия, позволяющие не подвергать их дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д.

        Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, целью моего выступления является изучение особенностей организации инклюзивного образовательного пространства в современной школе.

В соответствии с заданной целью перед нами стоят следующие задачи:

- рассмотреть и изучить новый Закон об Образовании в Российской Федерации для соблюдения законности в обучении и воспитании детей с ОВЗ;

- проанализировать возможности и особенности организации инклюзивного пространства.

Особенности организации инклюзии в образовательной организации

1.1 Рассмотрение нового Закона об Образовании в РФ об инклюзивном образовании.

1 сентября 2013 года вступил в силу новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в котором есть статьи, касающиеся обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 Введены новые понятия:

Статья 2 пункт 16.

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Статья 2 пункт 27.

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Статья 2 пункт 28.

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Статья 34 пункт 1.1. 

Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.

Статья 34 пункт 1.2. 

Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Статья 34 пункт 1.3.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Статья 42 пункт 1. 

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Статья 42 пункт 2.

 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся 3) Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий 4) Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Статья 42 пункт 3. 

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 48 пункт 1.6.

Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Промежуточная аттестация обучающихся

Статья 58 пункт 9. 

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 79 пункт 1.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 79 пункт 2.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Статья 79 пункт 3.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79 пункт 4.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 79 пункт 6.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Статья 79 пункт 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Статья 79 пункт 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

1.2. Условия организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в общеобразовательных организациях.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью структурными элементами в системе требований выступают требования к содержанию и условиям организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью образовательных организациях. Требования к содержанию и условиям организации образовательной деятельности включают требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы применительно к уровню образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, включая особые образовательные потребности.

Поскольку для успешной социальной и образовательной адаптации обучающиеся с умственной отсталостью нуждаются в системной психолого-педагогической и организационной поддержке, то к особым образовательным потребностям данных обучающихся, основываясь на положениях федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, относим:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
  • удлинение сроков получения образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
  • специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
  • использование преимущественно позитивных средств стимулирования деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира, к обучению и социальному взаимодействию со средой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося;
  • стимулирование познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему.

        Однако удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью обеспечивается не только через существенное изменение содержания образования, но и через обязательную индивидуализацию обучения, использование специфических методов и средств обучения. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью могут быть удовлетворены также через развитие элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания с обеспечением присмотра и ухода за данной категорией обучающихся.

Вместе с тем образовательный процесс следует проводить через организацию обучения в разновозрастных классах, организацию взаимодействия специалистов, участвующих в воспитании и обучении обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося.

Требования к условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью следует понимать как интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации адаптированной основной образовательной программы, поэтому данные требования выстраиваются в структуру соответственно сферам ресурсного обеспечения. Охарактеризуем требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим условиям при организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях.

Требования к психолого-педагогическим условиям включают создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.

Критерии оценки психолого-педагогических условий включают: использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий в программах дополнительного образования для детей с ОВЗ, актуальность и инновационность, адаптивность и реализуемость, технологизацию и технологичность, эффективность и перспективность.

В образовательных организациях реализовывать адаптированные образовательные программы могут руководящие, педагогические и иные работники с необходимым уровнем образования и квалификации для каждой занимаемой должности. При необходимости в процессе реализации адаптированной основной образовательной программы возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента. В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

Критериями оценки требования компетентности служат: уровень профессионального мастерства педагога, специалиста, уровень индивидуальных достижений, активная творческая позиция, востребованность детьми с ОВЗ и их родителями.

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с умственной отсталостью общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию адаптированной основной образовательной программы.

Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной программы должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций.

Критериями оценки требования материально-технического и финансового обеспечения выступают координация, интеграция, увеличение внутренних и внешних связей с социальными партнерами для формирования социального заказа на программы дополнительного образования. Среди частных критериев могут использоваться такие, как освоение инновационных форм материально-технического обеспечения, обновления системы управления финансовыми условиями реализации программ.

Следует сказать, что поскольку совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся, то личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Вместе с тем предметные результаты связаны с освоением обучающимися программы каждой предметной области. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью включают оптимальные пути развития обучающихся с использованием специфических методов и средств обучения. Содержание коррекционно-педагогической работы опирается на дифференцированное, «пошаговое» обучение с обязательной индивидуализацией и формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания. В процессе осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью необходимо обеспечить присмотр и уход за обучающимися с предоставлением дозированного расширения образовательного пространства внутри организации и за ее пределами посредством организации взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося.

1.3. Этапы индивидуального образовательного маршрута включения детей с ОВЗ в среду сверстников 

  1. Подготовительный этап. Начинается с момента зачисления ребенка в коррекционный класс (получения направления в СОШ):
  • комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка при прямом контакте и по наблюдению,
  •  изучение ситуации в семье,
  • координация работы с семьей,
  •  составление коррекционно-развивающей программы,
  •  составление плана включения ребенка в среду сверстников (ПМПк)
  1. Этап включения. Ребенок с ОВЗ посещает школу наравне со сверстниками:
  • корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы,
  •  включение ребенка в среду сверстников,
  • социально-бытовая ориентировка,
  • преодоление проблем познавательного и речевого развития,
  • формирование у родителей реалистического видения сценария жизни ребенка с ОВЗ, определяющего взвешенный выбор образовательного маршрута.
  • изучение школьных программ и методик, особенностей организации школьного обучения
  • корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Заключение

                Организация обучения детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. При этом индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети.

 В современной  школе все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.

 У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов.

 Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом. Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления современного образовательного процесса.

Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни школы. Все сотрудники школы позитивно настроены и понимают свои обязанности.

Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным, адаптированным под  его личные возможности и потребности.  

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  2. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник

материалов III Международной научно-практической конференции /

под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

     3. Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями / Н.Н.

         Малофеев

4. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы / Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н.. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012 - 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

Развитие языковых и коммуникативных способностей учащихся начальной школы

Цель программы: формирование и гармонизация энергоинформационного пространства личности средствами природосообразного развития коммуникативно- познавательных речевых способностей детей....

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...