Педсовет на тему "Проблемы воспитания"
методическая разработка
Актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.12 МБ |
pedsovet_problemy_vospitaniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные проблемы воспитания Низкий уровень общей культуры детей Приоритет материальных ценностей над духовными. Отсутствие интереса к классике, непонимание подлинного искусства Дефицит чувств в отношении с окружающими Низкий уровень культуры поведения в общественных местах, порча имущества. Сквернословие Широкое распространение вредных привычек Неуважительное отношение к людям пожилого возраста, другого пола, другой национальности.
Предварительный просмотр:
«Современные проблемы нравственного воспитания
школьников и пути их решения».
В жизни по-разному можно жить: в горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно и так – на рассвете встать и, помышляя о чуде, Рукой обнаженной к солнцу достать, и подарить его людям.
И от того, какой выбор сделают наши дети – уважать старших, чтить законы, любить Родину, быть милосердными, вести здоровый образ жизни или быть черствыми, бездушными, курить, пить, употреблять наркотики – зависит их будущее, будущее нашей страны, да и всего человечества. А сделать выбор очень сложно в наше совсем непростое время. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности.
Человек в 21 веке многое знает и умеет, наука шагает семимильными шагами, заставляя разум человека постигать её тайны: нанотехнологии, информационные технологии,… Разум работает, а работает ли душа?
В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы нравственности в нашем обществе. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику детей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные герои, на которых выросло не одно поколение. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике детей и вызывает высокий уровень детской преступности. Современный мир поставил нас в условия нравственного выживания. Происходящие сегодня политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей.
Актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства.
Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.
Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания, чем мы и занимаемся в школе. Предлагаю продолжить это направление в школе. Знакомство с традициями, обрядами казачества, изучение песен, участие в фестивалях и конкурсах данного направления, пополнение экспонатов музея предметами быта казаков. Хорошо было бы добавить изучение строевой подготовки, фланкировки и т.д.
Российская Федерация – страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения, воспитание межнациональной толерантности, как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.
Именно в школьном сообществе у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
На педагогическом уровне воспитание культуры межнационального общения начинается с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.
Решая эту проблему, предлагаю провести в школе фестиваль дружбы народов, тесно сотрудничая с родителями (семейные коллективы).
Участие наших детей в областных и всероссийских конкурсах ограничивалось лишь, конкурсами, предложенными нам организациями дополнительного образования, Выход на новую детскую организацию «Российское движение школьников» решил эту проблему. И здесь видны уже первые результаты: Областной конкурс «Ученик года» сейчас тесно сотрудничает с организацией РДШ.
- «Русские рифмы» - призеры Соколова Валерия, Ямщикова Дарья,
- «Время действовать» - победители конкурса ( Смирнова Е, Кожевников А, Ямщикова Д, Исмагамбетова А, Бабайлова А, Копылова В) отмечены поездкой в лагерь «Орленок», в ноябре будем собирать команду в поездку.
- «Лига ораторов» Кожевников Павел стал участником конкурса.
Еще один участник всероссийского конкурса «Почта России» Караулов Арсений так же выиграл путевку в «Артек», исполнив и записав известную песню «Вологда». Все конкурсы дистанционные. Ребятам дается какое либо задание, выполнив которое и заполнив заявку они становятся участниками всевозможных конкурсов с хорошими результатами. (очень часто именно путевки в лагеря «Орленок», «Артек», «Океан».)
Мы так же продолжим сотрудничество с организацией РДШ. Так ближайшие конкурсы:
-кастинг «Стань звездой», любой желающий может снять видеоролик о себе, и отправив его на сайт РДШ, стать героем фильма «Хороший мальчик»
- фестиваль детской патриотической песни «Я люблю тебя Россия»
Среди главных целей школьного воспитания: воспитание в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости; развитие понимания традиционного и современного; формирование навыков повседневной жизни; укрепление духа и тела как основы счастливой, гармоничной личной жизни.
Качества, которые должны воспитываться в ребёнке: 1) качества персональные — быть свободным, развивать индивидуальность, быть самостоятельным, управлять своими желаниями; 2) качества семьянина — уметь превратить свой дом в место любви, отдыха, воспитания; 3) качества общественные — быть преданным работе, содействовать благосостоянию общества, быть творческим человеком, уважать социальные ценности; 4) гражданские качества — быть патриотом, чтить государственную символику, обладать наилучшими национальными качествами.
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
Если на 10 лет вперёд - сажай лес,
Если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.
Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.
Наконец, нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.
Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации Российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности.
Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.
Один из путей решения проблем воспитания – приобщение детей к чтению.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело: защищаем его душу, питаем ум и сердце, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой реализации личности и её жизнестойкости. Но наша задача приобщить не только детей, но важнее приобщить родителей к чтению. Доказать важность семейного чтения вслух.
Научные исследования подтверждают, что семейное чтение вслух:
- учит конкретно мыслить, повышает словарный запас, который делаем речь ребенка более образной, и живой;
- строит мощную связь между родителями и ребёнком
- учит ребят моральным нормам поведения в семье школе, в общении со сверстниками;
- расширяет кругозор ребенка, повышает его эрудицию, облегчает обучение в школе.
- стимулирует творческое воображение, учит детей мыслить образами;
- книги помогают детям познать самого себя, понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
- процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
Книги – помощники родителей и учителей в решении воспитательных задач: учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
Если мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, добрыми и счастливыми – есть простое средство – читаем детям вслух!
По моему мнению, одной из главных составляющих успеха воспитательного процесса в школе является тесное сотрудничество классного руководителя и родителей. Родители и педагог – воспитатели одних и тех же детей, и успех определен, если они станут союзниками.
Классный руководитель на родительском собрании обязан провести беседы, мастер классы о том, как приобщить детей к чтению, о необходимости читать книги дома не только детям, но и родителям.
Чтобы поддержать интерес к чтению, в школе необходимо так, же уделить внимание этому процессу:
Проводить классные часы, внеклассные мероприятия в классах. Литературные праздники, музыкально- литературные гостиные, недели литературного чтения, конкурсы чтецов, постановка спектаклей, проведение сретенских балов, костюмированных новогодних праздников.
Привлечь также школьную библиотеку, центральную библиотеку к проведению мероприятий, способствующих желанию детей читать книги. Разрабатывается план общих мероприятий с центральной библиотекой, школой искусств,
Обратив внимание на совместную деятельность, назовем её «читающая школа» отпадут сами собой практически все современные проблемы воспитания:
Низкий уровень общей культуры детей
Приоритет материальных ценностей над духовными.
Отсутствие интереса к классике, непонимание подлинного искусства
Дефицит чувств в отношении с окружающими
Низкий уровень культуры поведения в общественных местах, порча имущества.
Сквернословие
Широкое распространение вредных привычек
Неуважительное отношение к людям пожилого возраста, другого пола, другой национальности.
Время требует выявления новых возможностей школьного воспитания, а все новое, это давно забытое старое.
Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба.
Школа всегда была и остается островком культуры, национальной идентификации и гражданской сознательности. Здесь передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.
Но только совместно, объединив усилия государства, общества и школы, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания нашей земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет по нравственному воспитанию
Семья выступает в качестве положительного , но и одновременно отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто, кроме самых близких людей - матери, отца, бабушки н...
выступление на педсовете на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей на уроках"
Данная презентация к выступлению на педагогическом совете на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на уроках", в т.ч. идёт речь об учащихся начальной школы...
презентация " Педсовет: как избежать насилие в школе и семье, или воспитание милосердия"
Данная презентация является выступлением на родительском собрании...
Доклад на педсовете "Классный час в системе личносто-ориентированного воспитания"
Доклад на педсовете....
Выступление на Педсовете "Внеурочная деятельности в начальной школе как один из способов воспитания гармоничной личности младшего школьника".
В работе содержится материал для выступления на Педсовете....
Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».
ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство интегрировано в урочн...