Практические диагностические тесты для выявления музыкальных и двигательных способностей у детей младшего школьного возраста
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Данные диагностические тесты подобраны для выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей, состояния эмоциональной сферы детей и дальнейшего их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_diagnosticheskie_testy.docx25.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида»

Практические диагностические тесты для выявления у детей музыкальных и двигательных способностей

Составила:

учитель ритмики

                                                                                              Алексеева С.В.

г. Улан-Удэ

2016-2017 уч. г.

Чтобы  увидеть результат своей работы, мной разработан диагностический материал, который систематически используется, для разработки учебных программ, с учетом индивидуальных особенностей и способностей развития учащихся нашей школы.

Диагностика» - от греч. «Diagnostikos» - способный распознавать.

Общий смысл понятия «диагностика» сводится к следующему:

  •   всестороннее изучение организма детей;
  •   определение отклонений, дефектов жизнедеятельности;
  •   предсказание возможных отклонений в развитие организма;
  •   разработка методов и средств обнаружения дефектов развития.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей.

Задачи диагностики:

∙  выяснение состояний развитости музыкальных  и двигательных способностей детей;

установление тех реальных изменений, которые произошли у детей под влиянием музыкально-ритмической деятельности;

выработка дополнительных упражнений и заданий для дальнейшего улучшения в музыкальном и двигательном развитие детей.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе исполнительства танцевальных, музыкально – ритмических движении под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных тестовых упражнений.

 Для определения уровня музыкальных и двигательных способностей детей в конце каждой четверти проводится диагностика по следующим критериям:

∙ развитие чувства темпа и ритма;

∙ развитие музыкального слуха;

эмоциональной отзывчивости на музыку;

∙ двигательная память;

координация движений;

ориентировка в пространстве.

Диагностика музыкальных и двигательных способностей детей представляют собой систему игровых тестов. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

 опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом;

 применимы для массового исследования;

 дают сравнимые между собой результаты.

При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие критерии: высокий, средний, низкий. Средний балл высчитывается по сумме правильно выполненных тестов из каждой категории.

Высокий уровень (5)  – творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи педагога, ярко выраженная эмоциональность. Выполнение всех тестов.

Средний уровень (4)  – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе. Выполнение 4 тестов.

Низкий уровень (3) – ребенок малоэмоционален, ровно и спокойно относится к музыкально-ритмической  деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. Выполнение 2-3 тестов.

Название теста

Описание

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Тесты на развитие чувства ритма

  1. Попросить ученика промаршировать под любую маршевую музыку. Обратить внимание на соответствие маршевого шага и тактов музыки.

  1. Прохлопать ритм известной песенки и попросить ученика хлопками повторить ритм.

  1. Эмоционально выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения.

  1. На карточках изображается ритмический рисунок: большие и маленькие элементы. Большой элемент - длинный звук, маленький элемент - короткий звук. Ритмический рисунок предлагается воспроизвести с помощью хлопков в ладоши или с помощью ударных или шумовых инструментов.

  1. Попросить ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграть или поставить запись любой ритмичной детской музыки.

Тесты на музыкальный слух

 

  1. Напеть хорошо знакомую песенку ученику и  попросить его повторить мелодию напевом.

  1.  Попросить  ученика подойти к фортепиано и   отвернуться. Сыграть по очереди два звука в разных  регистрах (верхнем и нижнем) и спросить   ученика, какой звук был ниже, а какой выше.

  1. Нажать на фортепиано одну клавишу и спросить ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажать две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажать те же клавиши по очереди. Сыграйть любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросить, сколько звуков прозвучало (один, или много).

  1. Дать прослушать ученику различные отрывки из песен или произведений, имеющие ярко выраженный характер, например веселую танцевальную польку, марш, лирическую задушевную мелодию, драматическую траурную пьесу. Затем предложить ребёнку определить характер произведений.

  1. Одну и ту же мелодию исполнять на разных инструментах. Попросить ребенка послушать и отгадать (назвать или показать инструмент), чей голос исполнял мелодию в первый раз, во второй, третий и так далее.

Тесты на эмоциональную отзывчивость на музыку

  1. Музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

а) "Утреннее размышление"

б) "Сладкая грёза"

в)"Баба-Яга"

г) "Болезнь куклы"

д) "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й  вариант задания - вербальный: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й  вариант задания - невербально-художественный: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й вариант задания - невербально-двигательный: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

  1. фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей. (выбор 2-х различных направлений – средний уровень, проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений – высокий уровень)

  1. Предложить ребенку потанцевать под веселую знакомую музыку – придумать свой небольшой танец. Умеет ли ребенок передавать настроение музыки мимикой и жестами.

  1. Выбрать нужный инструмент и предложить ребенку на нем «сыграть», придумать, как капает дождь или как шуршат листья под ногами. В этом выборе проявляется и творчество ребенка, ведь шуршание листьев можно изобразить и погремушкой, и маракасом.

Придумать на музыкальном треугольнике песенку дождя, не забывая о том, что дождь бывает разный: грустный, монотонный, веселый, сильный. Обратить внимание на эмоциональную окраску исполнения, передает ли ребенок определенный характер или однообразно стучит палочкой.

  1. Танцевально-образные упражнения: «Мяч», «Гуси», «Гном», «Лошадка», «Лягушка» и др. Обратить внимание на достоверность исполнения заданного образа и эмоциональную окраску.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Тесты на двигательную память

  1. Ученик стоит напротив учителя и повторяет ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперёд, вверх, в стороны, назад, вниз и т.д.)

  1. Педагог становится за спиной ученика и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу, поворачивает голову, наклоняет туловище вперёд, назад, влево, вправо и так далее, а потом просит ребёнка повторить эти движения.

  1. Педагог, переходя из одного места класса в другое, принимает в этих местах разные позы. Затем ученик должен обойти те же места и повторить те же позы  в том порядке, в котором они были показаны.

  1. Последовательность запоминаний небольшой связки простых танцевальных движений.

  1. Точность самостоятельного выполнения заданных танцевальных и музыкально-ритмических упражнений.

Тесты на координацию движений

  1. Закрыть глаза, коснуться поочерёдно указательными пальцами правой и левой руки кончика носа.

  1. Положить правую руку на живот и гладить его по часовой стрелке. В то же время левой рукой постукивать себя по голове.

  1. Движение правой ноги вперёд, назад, в стороны одновременно с движением левой руки вперёд, назад, в стороны.

  1. Отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу.

  1. Ребенок поднимает одновременно согнутую в локте правую руку и сгибает в колене левую ногу и наоборот.

Тесты на ориентировку в пространстве

  1. Назвать противоположное понятие. Учитель говорит: «Над окном…», ученик отвечает: «Под окном…». «К двери - от двери», в ящик -…, перед школой -…, далеко -…, высоко -…, вверху -…, справа -… и т.д.

  1. Учитель даёт команды сделать два шага вперёд, три назад, повернуть направо и т.д.

  1. Учитель показывает движения правой или левой рукой, различные сочетания рук и ног. Ученик должен зеркально всё повторять за учителем.

  1. На первом этапе тест выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала педагог совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Дети зеркально повторяют движения педагога. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя, и подключать движения всего тела.

  1. В классе прячется игрушка или конфета, или любой другой предмет. Один из учеников должен найти ее, ориентируясь на команды учителя:  «сделай два шага вперед, один направо...» и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

На  занятиях  в  ГПД  развиваюncz  математические  способности  первоклассников  через  игру  и  занимательные  упражнения  по...

"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»

Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.    В струк...

Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста

Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста...

Исследование закономерностей формирования функциональной двигательной асимметрии у детей младшего школьного возраста

В спортивной печати давно ищут ответы на вопросы как у спортсмена своевременно выявить ведущую руку, толчковую ногу. В данной статье даются ответы на функиональную симметрию и асимметрию в познании та...