Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему

Баканина Людмила Юрьевна

Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата. 

   В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: различные виды массажа и самомассажа, комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, ритмические танцы и подвижные игры, дыхательные упражнения и релаксационные.

    Методика проведения всех видов массажа, гимнастики для глаз, упражнения на           развитие дыхания соответствуют существующим научно обоснованным системам.

     Непременном условием при проведении занятий  является постоянный контроль за самочувствием  детей.  Создание  комфортного микроклимата способствуют достижению оптимального результата от оздоровительных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_zdorovya.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №30.

        Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.

«Планета здоровья»

                                                                            Разработала: учитель физической культуры

                                                                                           Баканина Людмила  Юрьевна

                                                                                           

Г. Березники. 2014г.

Оглавление.

1. Пояснительная записка    -------------------------------------------------------   1.

2. Занятие №1 «Палочка выручалочка».---------------------------------------  2.

3. Занятие №2 «Волшебное дерево».-------------------------------------------  5.

4. Занятие №3 «Лесная прогулка». ----------------------------------------------  7.

5. Занятие №4 «На солнечной поляне».----------------------------------------  9.

6. Занятие №5 «Вместе весело шагать».----------------------------------------- 13.

7. Занятие №6 «Мой веселый звонкий мяч».---------------------------------- 16.

8. Занятие №7 «Неболейка»--------------------------------------------------------  18.

9. Занятие №8. «Скакалочка» ----------------------------------------------------    20.

10. Занятие №9 «Цветик семицветик» -----------------------------------------   23.

11. Список литературы ---------------------------------------------------------------- 26.

Пояснительная записка.

     В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Данное пособие направлено на решение этой задачи.

   Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.

   Цель оздоровительной системы создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.  

 Основой системы являются еженедельные физкультурные занятия. Цикл занятий разработан  на одну учебную четверть и закрепляется в последующих четвертях.

   Оздоровительные занятия, проводимые по единому  сюжету, способствуют решению следующих задач:

  1. Сохранению и укреплению здоровья детей;
  2. Развитию сенсорных и моторных функций;
  3. Формированию потребности в двигательной активности;
  4. Профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
  5. Приобретение навыка правильного дыхания;
  6. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, ориентировки в пространстве);
  7. Формированию гармоничной  личности (умению дружить, чувству уважения, доброты).

   В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: различные виды массажа и самомассажа, комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, ритмические танцы и подвижные игры, дыхательные упражнения и релаксационные.

    Методика проведения всех видов массажа, гимнастики для глаз, упражнения на           развитие дыхания соответствуют существующим научно обоснованным системам.

     Непременном условием при проведении занятий  является постоянный контроль за самочувствием  детей.  Создание  комфортного микроклимата способствуют достижению оптимального результата от оздоровительных занятий.

«Планета здоровья».

Занятие №1 Палочка выручалочка.

Утренний настрой на работу.

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Ни кого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

   Дети, послушайте внимательно грустный рассказ мальчика.

Меня зовут Саша. Я рос послушным и аккуратным мальчиком. Всегда по утрам умывался, чистил зубы, причесывался. Часто останавливаясь перед зеркалом, смотрел на себя и вздыхал: «Какая же у меня не красивая фигура: голова вечно опущена, спина сгорблена, плечи перекошены».

  То ли дело мой друг Яша. Подтянут. Крепкий. Его движения свободны, точны, уверенны.

У него отличное расположение духа. Как же мне исправиться? Ни кто из ребят меня не понимал, а сам себя я понимал ещё меньше.

  Но однажды мне повезло, на уроке  физкультуры нам говорили об осанке. И я задумался о своей фигуре, и даже начал  выполнять упражнения, которые разучили на уроке.

  Через месяц занятий я встал к стене спиной  и попросил маму посмотреть на мою фигуру. Мама сказала, что  плечи ещё не на одном уровне. Ягодицы касаются стены, а лопатки нет. Осанка еще не правильная. Мне стало так обидно! Ведь учитель обещал, что если  мы будем  ежедневно выполнять специальные упражнения на осанку, то в скором времени она начнёт исправляться. Не увидев улучшения осанки, я прекратил выполнять упражнения. И до сих пор у меня не красивая фигура.

 Дети, посмотрите на рисунок: какая фигура похожа на фигуру Яши, а какая на фигуру Саши?  Почему вы так думаете? Как мама  определила у Саши не правильную осанку? Как мальчик держал голову? ( ответы детей)

 Сейчас вы узнаете, как связана осанка с положением головы, и какие занятия способствуют формированию правильной осанки.

Детям предлагается встать прямо у стены, касаясь стены пятками,  ягодицами, плечами, затылком. Затем предлагается   посмотреть на ноги и сравнить положение тела: плечи спина, голова.

  Дети отмечают, что если  голову держать прямо, все тело  непроизвольно « подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается.

Сохранить и исправить осанку нам поможет волшебная палочка «палочка выручалочка».

Комплекс упражнений с гимнастической палкой на формирование правильной осанки.

  1. И.п. о.с. руки согнуты перед грудью, локти опущены вниз. 1 – руки держа палку вверх, потянуться , посмотрев на палку. 2 – руки согнуть палка за головой. 3 – вверх. 4 – перед грудью.
  2. И.п. то же, 1 и 3 встать на носочки.
  3. И.п.о.с. руки согнуты, палка за головой. 1 – наклон туловища вправо. 2 – и.п.  3 – наклон влево. 4 – и.п..
  4.  И.п. то же, что в 3. 1 – отвести правую ногу вправо на носок, руки вверх. 2 –и.п. 3 – отвести левую ногу влево на носок. 4 – и.п.
  5. И.п. о.с. палка за головой. 1 – 2 поворот туловища вправо. 3 – 4 поворот туловища влево.
  6. И.п. о.с. руки вперед прямые. 1 – поворот туловища вправо. 2 – и.п. 3 – поворот  туловища влево. 4 – и.п.
  7. И. п. о.с. руки опущены. 1 – правую ногу отвести назад на носок, руки поднять вверх,  прогнуться. 2 – ногу приставить, руки опустить. 3 – левую назад на носок, руки вверх. 4 – и.п.
  8. И.п. о.с. руки опущены. 1 – присесть,  руки поднять  вверх. 2 – и.п. 3 -4 то же.
  9. П.п. о.с. руки опущены. 1 –перешагнуть правой ногой через палку. 2 – перешагнуть левой ногой через палку. 3 – выпрямить туловище, руки прямые отвести назад. 4 –правой ногой перешагнуть обратно. 5 – левой ногой перешагнуть . 6 – руки вверх прогнуться.
  10.  И.п. широкая стойка, руки вперед держат палку за края. 1 – коснуться правой рукой носка левой ноги. 2 – и .п. 3 – коснуться левой рукой носка правой ноги. 4 – и.п.
  11.  И.п сед , ноги вместе прямые, палка за головой . 1 – руки выпрямить вверх потянуться и наклониться вперед, носочки потянуть на себя. 2 – и.п.
  12. И.п. лёжа на животе, руки вверх. 1 – 5 палка за головой поднять верхнюю часть туловища, локти отвести назад,  лопатки свести, ноги прямые оторвать от пола и удерживать 4 -5 с. 6 -8 и.п. и отдых.
  13. Ходьба по гимнастической палке вправо (влево) средней частью стопы.
  14. Ходьба по гимнастической палке развернув стопы, носочки врозь, а пятки вовнутрь.
  15. Ходьба по гимнастической палке, развернув стопы носочки вовнутрь, а пятки врозь.
  16. И.п. о.с руки на пояс, лопатки свести, правая нога на гимнастической палке. Катить палку от пальчиков до пятки и обратно 10 раз. Затем другой ногой.

Подвижная игра « Море волнуется».

 Под музыкальное сопровождение, дети передвигаются по залу, изображая волны. По окончании музыки и слов: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, осанка замри», дети принимают положение правильной осанки. Те дети, которые затрудняются принять правильную позу, встают у стены. Касаясь пятью точками: пятками, голенью, ягодицами, плечами, затылком, пропуская один цикл игры.

Игра «Это правда»?

Если то, что я называю правильно – говорите, правда, если со мной не согласны – говорите неправда.

Вас прошу я дать ответ: Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться, надо, дети, закаляться?

Никогда чтоб не хворать, надо целый день проспать?

Если хочешь сильным быть,  со спортом надобно дружить?

Чтоб зимою не болеть, на улице надо петь?

И от гриппа, от ангины нас спасают витамины?

Будешь кушать лук, чеснок – тебя простуда не найдет?

Хочешь самым сильным стать, сосульки начинай лизать?

Ешь больше витаминов – будешь сильным и красивым?

А теперь пора прощаться.  Всем желаю закаляться.

Не болеть и не хворать, физкулитурниками стать.

Занятие №2  Волшебное дерево.

  1. Утренний настрой на работу.  Смотри занятие №1

О людях, имеющих прямой позвоночник, хорошую осанку, говорят: «Стройный как березка, прямой как тополек, крепкий как дуб…..». Мы,

 то же сейчас превратимся в деревья. Повторяем слова: «Раз, два, три – повернись

                                                                                                И в дерево превратись!».

Дети встают у стены, прижав пятки, голень, ягодицы, плечи, затылок и фиксируют осанку.

У дедушки Дерева добрые руки  

Большие, зеленые, добрые руки…    

( Не отрываясь от стены, подняться на носочки и  скользить руками по стене через стороны вверх и опустится обратно.)

       Какая – то птица в руках суетится,

       Какая – то птица на плечи садится.

(Не отрываясь от стены, присесть, скользя по стене и выпрямиться).

     Вот ветер шумит не смолкая.

    Дерево, вправо и влево качая.

( не отрываясь от стены, скользить по стене вправо и влево, руки скользят по туловищу).

Посмотрим, какие же птицы прилетели к дереву. Дети идут в обход зала.

Летела сорока, гостей созывала.

К дедушке Дереву птиц приглашала.

(Идут на носочках, поднимая и опуская руки).

Вот аист важно шагает,

Длинные ноги поднимает.

(Идут с высоким подниманием колена).

Вот гусь в красных сапожках,

Надетых на ножки.

( Идут на пятках, руки за спиной).

А вот журавль шагает

И ноги не сгибает.

(Идут на прямых ногах, пальцы ног поднять,  руки за головой).

А вот и утка идет,

Утят за собой ведет.

(Идут в приседе).

Вдруг, откуда ни возьмись,

Коршун вылетает.

(Идут,  поджав пальцы ног вовнутрь, руки в кулаки и на пояс).

Но вот коршун улетает,

Сорока вновь гостей созывает.

(Идут, на вдох поднимая руки, на выдох опуская и произнося: «Тр – р – р - …».

Дети, научим дерево быть гибким и не ломаться.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Смотри занятие №1.

На дерево прилетела сова. Ждет она, когда наступит ночь, чтобы вылететь на охоту.

Подвижная игра « Совушка – сова».

Дети «превращаются»  в птиц, которые летают по залу под слова:

«Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова,

Ты на дереве сидишь,

Ночь летаешь, днем ты спишь.

День наступает,

Все оживает!

Ночь наступает,

Все засыпает!».

На последние слова ребята отводят руки-крылья назад, выпрямив спину, чуть подняв голову. Сова летает между ними и забирает в свое гнездо  пошевелившихся детей – птиц.

Расселись птицы на ветках и запели звонкие песенки. У каждой птицы своя песенка.

Фонопедические  упражнения.

Чечетка-трещетка (ТР – р – р…тр – р – р..)

Кукушка-горюшка (Ку – ку, ку – ку…)

Дружок снегирек (Свинь…свинь…)

Мальчишка – ворбьишка (Чик – чирик)

Синичка – невеличка (Тень – тень…)

Утка – трататутку (Кря..кря..)

Гуси – шипуси (Ш….продолжительный выдох)

От такого шума ушки листочки у дерева заболели..

Массаж ушей

Чтобы уши не болели,

Разомнем мы их скорей.

(Пальцами мягко разминают ушную раковину).

Вот сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем.

(Пальцами сгибают ухо и отпускают его).

Козелок мы разомнем,

(Большим и указательным пальцем растирают козелок).

По уху пальчиком ведем

(Указательным пальцем проводят по краю ушной раковины).

И ладошкой прижимаем,

Сильно-сильно растираем.

(Ладонями энергично растирают уши).

Дети ложатся на коврики или на маты, закрывают глаза и расслабляются под звуки музыки. Дети открывают глаза, потягиваются, встают и поворачиваются вокруг себя.

Раз, два, три - повернись

И в ребяток превратись.

Занятие №3. Лесная прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы сейчас пойдем гулять.

Ты в окошко погляди,

На погоду посмотри.

Ты подумай что надеть,

Чтобы сильно не вспотеть,

Чтоб не зябнуть, не дрожать,

Думай, что же надевать.

А по моему сегодня отличная погода. Даже солнышко  заглянуло к нам в окошко и заиграло солнечными лучами. Давайте поиграем солнечным зайчиком.

Гимнастика для глаз « солнечный зайчик».

Солнечный мой зайка,

Прыгни на ладошку.

(Вытянуть вперед ладошку).

Солнечный мой зайка,

Маленький, как крошка.

(  Поставить на ладонь указательный палец другой руки).

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(Прослеживают взглядом  движение пальца.  За которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед.  Затем последовательно дотрагиваются до одного плеча,  лба и другого плеча.  Каждый раз, отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении).

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щеки теплыми лучами.

Нежно согревает.

(Закрывают глаза ладонями).

Лес давно уж нас зовет…

Мы отправимся в поход.

Вот дорога впереди.

Боком надо нам пройти.

Высоко ноги поднимаем,

Весело шагаем.

Ступеньки к озеру спешат,

Осторожней быть велят.

По дорожке земляной

Идем «змейкой»,

Затем обычною ходьбой.

Дети идут по «Дорожке здоровья».

(По канату боком, носочки врозь, носочки вовнутрь, по лесенке, лежащей на полу, по тренажёру для стоп, по камушкам, по массажному коврику, по гимнастическому мату, по гимнастической лестнице).

А вот и лес полон деревьев и чудес!

Дети изображают деревья. Встают парами, спиной друг к другу, касаясь пятками, ягодицами, спиной и затылком.

Упражнение «Дерево».

Ветер дует нам в лицо,

(Взявшись за руки, поднять их вверх через стороны и опустить).

Закачалось деревцо,

(Взявшись за руки , наклоны вправо влево).

Ветер дует тише, тише.

А деревья ниже, ниже.

(Взявшись за руки, полуприсед и встать).

Вот мы белку повстречали,

 Ей поклоном отвечали.

Белка по лесу гуляет

И грибочки собирает.

(Наклон головы вправо влево, вперед назад, повороты головы вправо влево, круговые движения головой).

Вот и зайка прискакал.

Посмотри, как зайка встал,

Как головку он поднял.

Шейкой, спинкой потянулся

И назад слегка прогнулся.

(Потянуться вверх, подняв руки и отведя правую ногу назад, затем левую).

Это что за зверь зубастый

Полуночный любит мрак

И. как все на свете кошки,

Ненавидит злых собак? «Тигр».

(Стоя на четвереньках прогибать и выгибать спину).

Лежит веревка,

Шипит плутовка. « Змея».

(Лежа на животе, вытянуть руки вперед и раскачиваться вверх и вниз).

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним. не зная страха,
Гуляет….
«черепаха»

(Лежа на спине прижать калении к груди и обхватить руками, перекатываться взад и вперед).

Вот мартышки прискакали,

И на ветки залезали.

В догонялочки играют,

И друг друга догоняют.Подвижная игра «Ловля обезьян».

Дети прикрепляют хвостики – ленточки. Каждый старается забрать чужой хвост и сохранить свой. Оставшиеся без хвоста дети  выбывают из игры. Побеждает тот, кто больше соберет хвостиков.

Подвижная игра «Совушка – сова». Смотри занятие №2.

Фонопедические упражнения. Выполнять на выдохе. Смотри занятие №2.

Занятие №4.На солнечной поляне.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик». Смотри занятие №3.

Дети идут в обход зала по кругу, держа на голове мешочки.

Мы идем дорожками,

(на носочках).

Мы идем тропинками,

(на внешней стороне стопы).

Мы идем с лукошками,

(подогнув пальцы ног вовнутрь).

Мы идем с корзинками.

(оттопырив пальцы ног вверх).

Ручеёк по жердочке перешли

И полянку светлую, мы нашли.

(поворот головы вправо влево).

На поляне над цветами

Закружились мотыльки,

(поднимаются на носочки и опускаются, руки через стороны вверх и вниз).

Вот и мы кружиться станем –

И проворны и легки.

(поворачиваются  вокруг себя вправо и влево, руки на пояс).

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок я несу.

(мешочек в правой руке поднять вверх, потянуться.  Не сгибая коленей наклониться вперед, положить мешёчик на левую стопу. Поднять колено и взять левой рукой мешёчик. Так же выполнить задание  левой рукой).

Зеленая шишка под елкой лежит,

Зеленая музыка где- то звучит.

(Мешочек на голове, руки на пояс, присесть и встать).

Зеленую травку несет муравей,

Ему тяжело зовет он друзей.

(Руки на пояс повороты туловища вправо и влево).

Вот, на зеленом листке отдыхая,

Комарик там пел головою качая.

(Руки в замок за спиной, отводить назад, с поворотом головы вправо влево).

А жук зажужжал: «жу – жу – жу!

Я то же пою, с комаром я дружу!

(на удлиненном выдохе: ж, ж, ж).

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Играет зеленую песенку мне.

(на выдохе з, з, з).

А вот на зеленой веселой опушке

Весело скачут подружки – лягушки.

(ходьба на месте с высоким подниманием колена. На выдохе ква, ква …).

Мы к солнышку руки свои поднимаем,

Потом же спокойно их опускаем.

(свободное дыхание с подниманием с опусканием рук).

Дети садятся на пол  по кругу и выполняют упражнения для профилактики плоскостопия.

«Вьюн»

Сидя на скамейке или на полу с прямыми ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

«Поймай комара».

Сидя на полу или на скамейке с согнутыми коленями, поставить подошвы на пол на расстоянии 15 -20 см.. Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны. При этом  пятки остаются на месте. Затем это упражнение выполнить пятками.

 «Гусеница».

Сидя на полу или на скамейке ноги согнутые в коленях. Сгибая пальцы ног подтянуть пятку вперед, затем пальцы снова расправляются и движение повторяется(имитируя движение гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

«Поделись с другом».

Сидя на полу с согнутыми коленями, захватить мешочек пальцами ног и переложить соседу сначала одной затем другой ногой и затем двумя ногами одновременно.

Соревнование муравьев.

Дети встают на четвереньки по два, три человека, мешечик кладут на спину. Кто быстрее доставит груз, не уронив его, вокруг стойки и обратно.

Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь».

Дети выстраиваются по линии с мешочком на голове, принимая правильную осанку.

Водящий стоит на противоположной стороне зала спиной к детям и произносит слова: «Тише едешь,

Дальше будешь.

Стой!». Пока произносятся слова, дети передвигаются вперед,  пытаясь приблизиться к водящему. После слова «Стой» нужно замереть, сохраняя правильную осанку. Те дети, которые не замерли в правильной осанке или упадет мешочек, возвращаются на исходную линию.  Водящий поворачивается и снова, повторяет слова. Игра  продолжается до тех пор, пока кто ни будь из детей не дойдет до водящего.

Релаксация.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом – бом, бом!

Прогуляться вышел гром.

Значит, нам пора вставать

И домой скорей бежать.

Занятие №5.Вместе весело шагать.

Что за чудо – чудеса!

В гости радуга пришла,

Семь дорожек принесла.

Все дорожки не простые,

А волшебные такие:

По дорожкам кто пойдет,

Тот и пляшет и поет,

Веселится и играет,

Как здоровым стать узнает.

(Дети идут по «Дорожке здоровья». Преодолевая канат, лесенку, лежащую на полу,  тренажер для стоп, по камушкам, по массажному коврику, по гимнастическому мату, по гимнастической лестнице).

Быть здоровым помогает не только физические упражнения , но и веселая музыка и хорошее настроение.

Комплекс ритмической гимнастики под песню «Вместе весело шагать».

Вступление. Ходьба на месте.

Припев. Маршируют, делая два шага вперед, два шага назад, руки на поясе.

  1. куплет. 1 –й такт – правую руку отвести в сторону провожая поворотом головы вправо; 2 –й такт – руки на пояс, полуприсед;  3 – й такт – левую руку в сторону, провожая поворотом головы; 4 – такт  - руки на пояс, полуприсед.

Припев.  Подскоки на месте.

  1. куплет. И.п. руки на пояс

1 такт – правую ногу отвести вправо на носок. а правую руку вверх с небольшим наклоном влево. 2 – такт и.п. 3 такт – левую ногу отвести влево на носок, левую руку вверх с наклоном влево. 4 такт – и.п.

Припев. Подскоки с хлопками над головой.

  1. куплет. И.п. руки на пояс, ноги на ширине плеч.

1 такт – наклон вперед, руки вытянуть вперед; 2 такт – вернуться в исходное положение; 3 такт – наклон вниз коснуться ладонями пола; 4 такт – вернуться в и.п..

Припев. Подскоки на месте.

Проигрыш. 1 – 8 такт – прыжки ноги в стороны  - вместе.

9 – 16 такты – подскоки с поворотами вокруг себя.

Припев. Маршируют на месте.

На веселый танец прибежали посмотреть котята. А они умеют делать зарядку.

Давайте попробуем выполнить её вместе с ними.

«Кискина зарядка» комплекс корригирующих упражнений на гимнастическом коврике.

- 1. И.п. сед на пятках, руки упор о стопы. Опираясь руками приподняться на колени, прогнуться и вернуться в исходное положение.

- 2. И.п. сед на пятках, руки на коленях. Подняться на колени руки вверх, потянуться. Сесть на правое бедро, руки вперед влево, для удержания равновесия. Затем на другое бедро.

- 3. И.п. упор стоя на коленях. Прогнуть спину и выгнуть дугой.

- 4. И.п. упор стоя на коленях. 1 – правую руку потянуть вперед, а левую ногу назад. Рука туловище и нога составляют прямую линию. Удерживать 5 – 6 секунд. 2 – и.п.; 3 –левую руку и правую ногу  удерживать 5 – 6 с.; 4 – и.п.

- 5. И.п. лежа на животе, руки  вдоль туловища. 1 – руки приподнять и отвести  в стороны; 2 – 3 удерживая положение повернуть голову направо и налево; 4 -  и.п..

- 6. И.п лежа на спине, ноги согнуты в коленях стопы на полу. Приподнять таз, опираясь на плечи и стопы, прогнуться. Затем вернуться в и.п.

- 7. И.п.  то же что в задании №6. Раскрыть колени,  стараясь ими задеть пол и вернуться в и.п.

- 8. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги в коленях, прижать их к груди, обхватив руками. Выполнить перекат вперед и назад.

Сесть по «туретски» массаж ушей. Смотри занятие №2.

Подвижная игра «Море волнуется». Смотри занятие №1

Релаксация.

Ребята отдыхают,

Глазки закрывают.

Сон приходит в тишине.

Спи спокойно на спине………………

А теперь мы все проснулись,

Сильно – сильно потянулись.

Встали тихо улыбнулись.

Слышим, едет паровоз.

Он ребят домой повез.

Занятие №6. Мой весёлый звонкий мяч.

Ведущий. Главным стержнем организма является позвоночник. По этому, нужно с особой заботой оберегать его и развивать мышцы, которые поддерживают позвоночник.

Дети идут в обход зала и выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Я позвоночник берегу,

И сам себе я помогу.

(Идут на носочках, руки на пояс).

Все выполняю по порядку:

Сначала делаю зарядку,

(руки в замок вверх идут на внешней стороне стопы).

Нагнусь,

Прогнусь,

 Выпрямлюсь.

(Наклон вперед, не сгибая коленей, с шагом вперед руки вверх прогнуться).

И вправо, влево повернусь.

(Руки перед грудью в замок. Шаг правой ногой, поворот туловища вправо. Шаг левой ногой поворот туловища влево).

С друзьями поиграю в мяч,

Он весело помчится вскачь.

(Ходьба выпадами, с пружинистыми движениями).

И за столом я посижу,

Телевизор погляжу.

(Ходьба в приседе руки на пояс, спину держать прямо).

Но буду помнить я всегда:

Должна прямою быть спина.

(Идут на пятках, руки в стороны).

Комплекс корригирующих упражнений с мячом.

- 1. И.п. о.с. мяч держать двумя руками. Прямыми руками поднять мяч, коснуться мячом спины за головой и вернуться в и.п.

- 2. И.п. о.с. Ногу правую отвести назад на носочек, руки поднять вверх прогнуться. Вернуться в и.п. То же с левой ноги.

- 3. И.п  о.с. руки впереди прямые, на одной руке мяч. Отвести руки в стороны, провожая поворотом головы, руку в которой мяч. Вернуться в и.п. и переложить мяч в другую руку. И т. д.

- 4. И.п. стойка ноги врозь. Сед на правую ногу, руки впереди. Вернуться в и.п. и выполнить это упражнение  в левую сторону.

- 5. И.п. о.с.  Присесть, руки вверх с мячом. Встать руки опустить.

- 6. И.п. сед на полу с согнутыми коленями, руками упор сзади, мяч зажать ступнями. Выпрямить и поднять ноги, удерживая мяч. Затем вернуться в и.п.

-7. И.п. лежа на спине, руки вверх, мяч зажат ступнями. Поднять мяч прямыми ногами и переложить в руки и опустить ноги. С мячом в руках сесть, наклониться вперед и переложить мяч между  ног и лечь.

-8. И.п. Упор лежа на мяче. Мяч на уровне живота. Передвигаясь на руках вперед катиться на мяче вперед и обратно.

- 9. И.п  Лежа спиной на мяче, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. Перекатываться на мяче взад и вперед, и по кругу делая массажные движения.

 - 10. И.п. Сед на полу, руками упор сзади, ступни на мяче. Катать ступнями мяч.

Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажора.  На стене развешаны кружочки с цифрами от 1 до 10 . Дети в соответствии с текстом переводят взгляд, не поворачивая головы.

Десять, девять,

Восемь, семь,

Шесть, пять.

Четыре, три,

Два, один.

Мы с мячом

Играть хотим.

(Закрыть и зажмурить глаза, затем расслабить и открыть).

Только надо нам узнать:

Мяч кто будет догонять.

(Часто поморгать глазами).

 Самый лучший для здоровья отдых – активный. Это значит, что, отдыхая, не надо лежать на диване и смотреть телевизор, лучше взять скакалку или мяч и поиграть с ними.

Подвижная игра «Догони мяч».

Играющие встают в круг, располагаясь друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящего выбирают с помощью считалки:

«Мимо леса, мимо дач

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука. Что это за штука?

Хвать, хвать! Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть.

Выходи, тебе водить».

Водящий делает шаг назад. На противоположной стороне от водящего дают мяч. Дети говорят: «Раз, два, три – беги!». Ребята передают мяч по кругу, а водящий бежит за кругом и пытается догнать. Следующим водящим становится тот, в чьих руках был задет мяч. Мяч можно передавать в любую сторону, но не перекидывать.

Релаксация.

Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляя все мышцы. На фоне спокойной музыки звучит голос ведущего.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Ножки то же отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко

…………………………………

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

И совсем уже проснулись!

(Н. Клюева, Ю. Касаткин

Занятие №7 Неболейка.

С шумом струйка водяная

По рукам струится.

Ни когда не забываем

Умываться по утрам.

Массаж лица «Умывание».

Знаем, знаем – да – да – да,

Где ты прячешься, вода!

(трут руки друг о дружку – греют).

Выходи водица,

Мы пришли умыться!

(указательными пальцами проводят по крыльям нос вверх и вниз).

Лейся на ладошку

По – нем – нож – ку.

Нет не понемножку –

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(указательными пальцами проводят по крыльям носа, по бровям и к уголкам рта).

Массаж биологически активных точек.

Зная средство от простуды,

Мы здоровыми все будем.

Есть волшебные точки у нас –

Нажимай их каждый раз.

Точку красную найдем,

Пальчик кругом поведем.

Отдохнули поворот –

Пальчик движется вперед.

Точку красную оставим,

Пальчик к синенькой приставим.

Чтобы носик наш дышал.

Покрутили точку эту,

Передали эстафету.

Точки жёлтые находим

И опять по кругу водим.

Стоп, пойдем теперь вперед.

Кто быстрей точку найдет?

Точка зеленая на грудке у нас,

Находим все дружно её мы сейчас.

Пальчиком водим по кругу мы снова –

Из школы домой, пойдут дети, здоровы.

(красная точка – между бровями. Синие точки – на крыльях носа. Зеленая точка в яремной выемке).

Чтобы нам не болеть

 И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

 Будем заниматься.

Дети, а вы заметили, как подросли наши мячи.

Комплекс корригирующих упражнений с фитболом.

-1. И.п сидя на мяче, удерживаем равновесие. Руками придерживаем мяч, ноги сводим вместе, спина прямая, макушкой тянемся вверх. Делаем не большие подскоки, не отрывая рук от мяча.

 -2. И.п. , макушкой тянемся вверх, удерживая равновесие, спина прямая. Во время подскоков разгибаем поочередно голень правой и левой ноги, вытягивая носок вперед.

-3. И.п. то же. Руки сведены в локтях вперед, ноги сомкнуты – опора на носки. Выполняя прыжок, руки и ноги разводим в стороны. Возвращаемся в и.п.

-4. И.п. сидя на мяче, удерживаем равновесие, руки скрещены за головой, ноги разведены в стороны. Выполняем круговые движения тазом, одновременно фиксируя грудь.

-5.  И.п. сидя на мяче, выполняем наклоны,  отводя левую руку и ногу в сторону. Равновесие удерживаем, опираясь правой рукой о мяч. Правая опорная нога зафиксирована.  Упражнение выполняем,  чередуя правую руку и ногу.

-6. И.п. сидя на мяче, удерживаем равновесие. Ноги разведены в стороны, пуки опираются о пол впереди. Акцент на растяжение мышц спины и бедер.

- 7. И.п. лежа на животе на мяче, удерживаем равновесие. Поясница зафиксирована, руки согнуты в локтях, опора на ладони. Кисти развернуты вперед. Ноги скрещены и подняты вверх. Медленно отжимаемся 7 – 10 раз.

-8. И.п. лежа  животом на мяче, руки сгибаем в локтях и разводим в стороны. Ноги выпрямлены и разведены. Не поднимая головы, плавно опускаем и поднимаем плечи.

-9. И.п. лежа животом на мяче, опираемся руками о пол. Поясница зафиксирована, ноги поднимаем параллельно полу и опускаем.

-10. И.п. лежа животом на мяче, опускаем руки и ноги вниз и расслабляемся.

-11. И.п. лежа на полу на спине, руки за голову, ноги на мяче, поясница зафиксирована. На выдохе приподнимаем верхнюю часть туловища, подбородком тянемся вверх.

-12. И.п. то же. Поочередно поднимаем правое или левое плечо.

-13. И.п. лежа на мяче правым боком. Туловище составляет прямую линию. Бедро левой ноги поднимаем вверх, стопа развернута параллельно полу. Выполняем махи ногой.

-14. И.п. сидя на полу, руками опираемся сзади. Ногами сжимаем и разжимаем мяч.

-15. И.п. лежа спиной па мяче. Расслабить руки и ноги и выполнять небольшие перекатывания на мяче.

Дыхательные упражнения.

«Шарик надулся и лопнул»

Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить ш – ш – ш.

Подвижная игра «Надуваем шар».

Дети принимают положение приседа, изображая маленький воздушный шар. Водящий изображает насос, которым надувает воздушные шары. С каждым качком насоса, шарики подрастают. Когда шарики будут достаточно большие,  учитель подает сигнал – хлопок, что обозначает шарик. вырвался и полетел. Дети, кружась, изображают улетающих и постепенно уменьшающихся в размерах шариков.

Здоровье в порядке?

Спасибо зарядке!

Занятие №8. Скакалочка.

Я по улице скачу,

Я веревочку кручу,

Сорок раз без остановки прыгну,

 Если захочу!

Комплекс корригирующих упражнений со скакалкой.

-1. И.п. – руки с вдвое сложенной скакалкой внизу. 1 – 2 шаг левой вперед, правую сзади на носок, руки вверх прогнуться. 3 – 4 и.п. затем с другой ноги.

-2. И.п. – руки со сложенной вчетверо скакалкой за плечами. 1 – 2 встать на носочки, руки вверх потянуться- вдох, 3 – 4 и.п. – выдох.

-3. И.п. – руки со сложенной вчетверо скакалкой за плечами. 1 – шаг правой в сторону, руки вверх; 2 –приставляя правую к левой, полуприсед, руки за плечи. 3 –шаг левой в сторону, руки вверх. 4 – полуприсед, руки за плечи.

-4. И.п. – ноги врозь, руки со сложенной вчетверо скакалкой вытянуты вперед. 1 – полуприсед налевой ноге. 2 – и.п. 3 – полуприсед на правой. 4 – и.п.

-5. И.п.- ноги врозь, руки со сложенной вчетверо скакалкой вверх. 1 – наклониться вперед до касания скакалкой пола; 2 – выпрямиться в и.п.;3 – наклониться назад, сгибая руки, скакалку за плечи; 4 – и.п.

-6. И.п. – лежа на животе, руки вверх. 1 – 2 –приподнять прямые руки и ноги от пола. 3 - 4 и.п.

-7. И.п. – сед, руки со сложенной вчетверо скакалкой вверх. 1 – 2  сгибая ноги, руки вниз, продеть скакалку под ногами; 3 – 4 выпрямить ноги вперед – вверх. 5 – 8 сгибая колени, вывести скакалку из под ног и принять и.п.

-8. И.п.- сед на пятках. 1 – 2 встать на колени, руки вверх прогнуться, 3 -4 и.п.

-9. И.п. то же. 1 -2 встать на колен , поворот туловища в сторону. 3 -4 и.п.

-10. И.п. лежа на спине , руки со скакал кой вверх. 1 –поднять прямую правую ногу  и руки вверх, скакалкой зацепить ногу на уровне голеностопа и потянуть на себя. 2 – и.п. 3 – 4 то же левой ногой.

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Массаж стоп «змейка»

Дети перекатывают стопой скакалку, прижимая ее к полу, так что бы она вращалась, поочередно правой и левой ногой, также двумя.

Захватить скакалку пальцами ног, поднять её и  удерживая, выполнять круговые движения стопой.

Захватить скакалку пальцами ноги и подбросить вверх.

Подвижная игра «рыболов».

Дети встают по кругу, считалкой выбрать рыбака, который встает в центр круга. Водящий вращает скакалку по кругу, а дети рыбки прыгают через скакалку, сохраняя правильную осанку.

«Рыбки ныряют» дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Во время приседа обхватить ноги руками и сделать вдох. Выдох произвольный во время вставания.

Задержка дыхания на вдохе. Присесть на вдохе и не дышать как можно дольше.

Игра на внимание «рыбка»

Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят:: «буль, буль, буль….».  И легко ударяют себе по коленям; Если педагог поднимает руки вверх, дети выпрямляются, делают хлопок над головой на вдохе  (рыбка вынырнула).

Занятие №9 «Цветик-семицветик»

Цель: Обобщить знания и формировать навык по выработке правильной  осанки.                                      

Задачи:

  1. Обобщить знания по формированию правильной осанки.
  2. Способствовать профилактике нарушений плоскостопия.
  3. Развивать силу мышечного корсета.
  4. Закрепить упражнения для глаз и дыхания.
  5. Развивать творчество и воображение детей.
  6. Формировать доброе отношение к окружающим.

Оборудование: Плакат с изображением «планеты», картинки с изображением оловянных солдатиков, леса, кошечки, лиц детей, солнышка, макет цветка. Магнитофон,  запись песни «Вместе весело шагать». Карточки с правилами по сохранению осанки. Гимнастические коврики. Массажные мячи.

                    Ход занятия:

Учитель: Ребята, посмотрите, сегодня к вам я пришла с необычным цветком. Обратите внимание у него семь лепестков и все они разного цвета. Что это за цветок?  Чем он еще необычен?

Ответы детей: «Цветик-семицветик». Он исполняет желания.: Какое важное желание было исполнено в сказке «Цветик-семицветик» при помощи цветка?

Дети: Выздоровление мальчика.

Учитель: Сегодня  с помощью Цветика-семицветика, мы узнаем секреты сохранения здоровья. Вспомните, какие нужно произнести слова, что бы желание исполнилось.

     Дети хором: Лети, лети лепесток        

     Через запад на восток.

     Через север, через юг.

     Облетев вокруг земли,

     Быть, по-моему, вели.

       Ученик  отрывает первый лепесток и произносит слова заклинания и первое желание:

 «Хочу представить себя оловянным солдатиком». На плакате «Планета» прикрепляем оловянного солдатика.

Учитель: Дети покажите, как оловянный солдатик держит спину.

Дети встают у стены, прижимая пятки, икры, ягодицы, плечи, затылок удерживают принятое положение.

Учитель: Вспомним упражнения для формирования осанки:

Ученик:  Плавно скользим по стене, приседая, и встаём, не отрывая названных частей тела от стены.

Ученик: Руки прижаты к туловищу, скользим по стене вправо и влево.

Ученик: Сохраняя положение у стены, поочередно поднимаем и опускаем  колено.

Учитель: Итак, стойкий оловянный солдатик научил нас  держать спину прямо.

Стихотворная фраза  «Когда стою, когда пишу,

                                      Спину прямо я держу»    вывешивается на магнитную доску

Следующий ученик отрывает лепесток с заданием и произносит заклинание.

«Хочу очутиться в сказочном лесу». На плакате «Планета»  появляется образ леса.

 Учитель: Гулять в лесу – хорошо для здоровья. Там не только свежий воздух, но еще полезно походить босиком по травке, по камушкам.

«Вдыхаем свежий воздух»

- Принять исходное положение  правильной осанки, руки положить на живот:  вдыхая носом, выпячиваем живот, а выдохе произносим: «Ах».

«Лесная тропинка».

 Под музыку «Вместе весело шагать» дети идут по « Дорожке здоровья».

(по канату, лесенка, коврик массажный, ребристый коврик, камушки, гимнастический мат, нижняя рейка гимнастической лестницы и т.д.).

Вывешиваем фразу «Лесным воздухом дышу и стопы укрепляю».

Следующий лепесток.

«Хочу, чтобы солнце яркое светило». На «Планете» вывешиваем изображение солнца.

Упражнение для глаз «солнечный зайчик».

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

(дети вытягивают вперед ладошку)

Солнечный мой заинька,

Маленький как крошка.

(ставят на ладонь указательный палец другой руки)

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются до частей лица в соответствии со словами стихотворения, каждый раз отводя палец перед собой.  Голова все время  находится в зафиксированном положении).

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щёчки теплыми лучами

Нежно согревает.

(закрываем глаза ладонями).

Учитель: солнечный лучик превратил вас в маленьких солнышек.

Упражнение  «солнышко» для развития силы мышц туловища.

- 1. Принять положение упор лежа, стопы вместе на кружочке. Передвигаясь руками по кругу, сохраняя  прямое положение туловища. Пройти на руках круг.

- 2. В висе на гимнастической лестнице, поднимать колени до груди и опустив, разводить в стороны.

Фраза «Глаза берегу и мышцы укрепляю».

Следующий лепесток.

«Хочу, чтобы у меня была кошка». На «Планете» вывешивается изображение кошка.

   Учитель: Дети, а вы видели, как кошка просыпается: потягивается, выгибает спину…?

Корригирующие упражнения «Кискина зарядка».

Дети ложатся на гимнастические коврики.

- И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища прижаты к ногам. Носочки ног потянуть на себя, плечи прижать к полу, приподнять голову сделать вдох, опустить – выдох.

- И.п. лежа на спине, колени согнуты, руки вдоль туловища. Опираясь на плечи и пятки приподнять туловище- вдох, опустить – выдох.

- И.п. лежа на спине. Согнуть колени до груди, обхватить руками,(напрячь максимально мышцы) затем выпрямить туловище( потянуться) и расслабить мышцы.

- перевернуться на живот.

-  И.п. лежа на животе, руки вверх. Приподнять от пола прямые руки и ноги, удерживая это положение, повернуть голову направо и налево. Принять и.п.

- И.п. лежа на животе, руки согнуты в упоре на уровне груди. Выпрямляя руки сесть на пятки, не отрывая кистей. Затем вернуться в исходное положение и перейти, разгибая руки в положение упор лежа на бедрах.

- И.п. упор стоя на коленях. Выпрямить правую руку и левую ногу параллельно полу и потянуться. Вернуться в и.п. и поменять руку и ногу.

Фраза «День с зарядки начинай и правильно постель оформляй».

Дети как должна быть оформлена постель, чтобы не навредить осанке?

Следующий лепесток.

«Хочу много больших мячей».  Мячи на «Планете» прикрепить.

Работа с массажными мячами.

- И.п. сидя на мяче, упор руками сзади. Пружинить на мяче сохраняя прямое положение спины.

- И.п. лежа животом на мяче, упор руками впереди. Передвигаясь на руках , перекатиться на мяче вперед и назад.

- И.п. лежа спиной на мяче, ноги согнуты. Балансировать на мяче, мягко  отталкиваясь ногами.

Следующий лепесток.

«Хочу иметь много друзей». На « Планете» прикрепить картинку дети.

Учитель: Дети изобразите грустного человека. А затем человека  веселого, жизнерадостного, уверенного в себе.  Что дети изменилось? Даже настроение влияет на осанку.

Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь».

Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку с мешочком на голове. По команде водящего, который стоит спиной к детям, и произносит слова: «Тише едешь, дальше будешь. Стой!», дети передвигаются вперед. По команде «Стой», замирают, сохраняя правильную осанку. Те,  кто пошевелился или принял не правильную осанку, или уронил мешочек, возвращаются на исходную позицию. Выигрывает тот, кто первым дойдет до водящего.

Фраза «Контролируй свои эмоции».

Следующий лепесток

«Хочу быть волшебником». На «Планете» маленький «Цветик-семицветик».

Не имея волшебной палочки, вы то же можете творить чудеса.

Детям раздать маленькие, белые цветочки с семи лепестками.

Оживляем волшебный цветок. Дыхательные упражнения.

- сделать вдох носом, на выдохе, губы трубочкой, дуть на цветок.

- «шелест цветка», на выдохе произносить: ш…ш…

- «пчелка», на выдохе произносим: з…з….

Домашнее задание: при помощи волшебного цветка сделать семь добрых дел. После каждого доброго дела лепесток засияет ярким цветом (раскрасить лепесток).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста средствами физической культуры.

В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет опреде...

Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.

Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы  через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...

Индивидуальное дефектологическое занятие с обучающимся,имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата по теме "Времена года"

ФИ обучающегося  Класс 3-БТема Времена года.Тип Закрепление пройденногоЦель Развитие познавательной сферы учащихся (...

Нарушения письма и чтения у детей младшего школьного возраста.

В статье перечисляются причины возникновения дисграфии и дислексии, а также симптомы их проявления и способы коррекции....

ИГРА-ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ – САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ!»

ИГРА-ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ – САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ!» Цель игры: формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения ребенка ...

Технологическая карта индивидуального дефектологического занятия с обучающимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

В технологической карте представлен конспект индивидуального занятия для ребенка с ЗПР. Тема занятия "Геометрические фигуры"....