Самовоспитание по И.А. Кочетову
консультация
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании воспитанников, педагогам следует активно заниматься его организацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_rukovodstvo_samovospitaniem_uchashchihsya.docx | 24.25 КБ |
samovospitanie.pptx | 138.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
1 слайд.
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании воспитанников, педагогам следует активно заниматься его организацией.
Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами педагоги компетентны в вопросах самовоспитания и его методов.
В целом же организация самовоспитания проводится по трем основным направлениям, это:
а) формирование в детском коллективе мнения о необходимости и пользе самовоспитания;
б) оказание помощи воспитанникам в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
в) практическая помощь воспитанникам в разработке программ самовоспитания и их реализации.
Анализ показывает, что в ходе самовоспитания дети испытывают серьезные трудности, причины которых заключены в следующем, это:
- слабое владение навыками самопознания и самооценки,
- неумение определить цели и задачи самовоспитательной и самообразовательной работы;
- нерациональном планировании работы над собой.
Это говорит о том, что самовоспитание подопечных нельзя пускать на самотек, этими процессами необходимо руководить.
Какую же работу должен осуществлять педагог в процессе руководства самовоспитанием?
2 слайд
Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика.
Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами.
Кочетов Александр Иоакимович в своих работах предлагает подросткам конкретный план работы над собой. Который состоит из 6 этапов.
Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:
осознание требований к себе;
самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;
планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;
практическая реализация программы самовоспитания;
самоконтроль, самооценка и само корректировка своих действий, поведения.
Рассмотрим подробно каждый из этапов самовоспитания.
3 слайд. Мой нравственный идеал.
На I этапе. Педагогу необходимо стимулировать у воспитанников интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.
На данном этапе необходимо организовать работу по формированию у воспитанников нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек - выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Также формирование нравственных идеалов происходит посредством Устного народного творчества, чтения сказок о добре и зле, пословицах и поговорках о труде, вежливости, доброте, просмотра и обсуждения фильмов о героических подвигах.
Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у воспитанников будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.
Во многих школах для учащихся используют клубные формы работы. В этих клубах организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать личностные качества, организуют читательские конференции школьники слушают беседы о методах работы над собой, и т. д.
4 слайд Какой я есть.
Для того, чтобы подростки стали заниматься самовоспитанием, они должны в определенной мере осознать себя, свои качества и недостатки, то есть у них должна быть критическая самооценка. Важно помочь воспитанникам разобраться в своих собственных положительных качествах и недостатках, задуматься о самом себе, «открыть самого себя».
Процесс самооценки сложен и противоречив. Дети нередко допускают ошибки, или завышая самооценку и просто не замечая своих недостатков, или недооценивая свои положительные качества, черты характера, знания. В результате наблюдаются проявления самодовольства, неоправданные притязания или же снижение требовательности к себе, прекращение работы над собой.
Побуждая подростков к самоанализу, надо учитывать, что осознание школьником своей личности само по себе не всегда активизирует его стремление к самовоспитанию. Бывает и так, что он оказывается в позиции равнодушного созерцателя своих недостатков и не пытается исправить их. Вывести его из этого состояния может лишь недовольство самим собой. Такое отношение к себе возникает и активизируется в том случае, если учащийся осознает и переживает противоречие между своими потребностями, желаниями и личными возможностями, слабостью своих сил. Когда он осознает, что заветная мечта, жизненно важные устремления не сбываются, потому что он сам в этом виноват, возникает недовольство собой.
Это диагностический этап, на котором с помощью взрослых ребенок должен ответить себе на вопросы: 1) Мои достоинства. 2) Мои недостатки. 3) Мои интересы и увлечения. 4) Цель моей жизни. 5) Отношение к учебе. 6) Отношение к труду. 7) Отношение к людям; и дать себе объективную самооценку.
Ведение дневника. Для организации самовоспитания подросткам и старшеклассникам рекомендуется вести дневник самонаблюдений. Он содержит разделы:
1) Цели жизни;
2) Жизненные планы и самовоспитание;
3) Профессиональные планы, какие возможности для этого есть, какими развитыми силами и способностями обладаю, что еще необходимо у себя выработать, чтобы добиться осуществления своей мечты;
4) Личные планы: самовоспитание характера: какие волевые качества следует в первую очередь у себя развивать, в какой последовательности, как научиться владеть собой, управлять своим поведением, заставлять себя делать то, что надо, воздерживаться от нежелательных поступков, преодолевать трудности.
5 слайд. 3-й этап. Каким я должен стать
3-й этап – выработка программы работы над собой. На этом этапе воспитанник сравнивает «я» в настоящем, «я», каким его хотят видеть другие, и «я», каким представляет себя в будущем.
При постановке целей самовоспитания можно составить список черт, которые следовало бы усилить в личности, и список черт, которые хотелось бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей, также может быть целью самовоспитания.
Л.Н. Толстой большое значение придавал самовоспитанию. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
В процессе самовоспитания лучше начинать с простых, реальных, достижимых целей, например: не употреблять бранные слова; не перебивать собеседника, держать свое слово, делать самому уроки и т. д.
По мере приобретения опыта самовоспитания цели должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными.
Эффективным средством самовоспитания является ведение личного дневника, в который заносятся результаты работы по искоренению дурного и выработке хорошего. Такой дневник позволяет контролировать процесс самовоспитания, анализировать эффективность тех или иных методов для собственной личности, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач самовоспитания
6 слайд
На четвертом этапе Кочетов А.И предлагает подросткам спроектировать свой образ жизни.
4-й этап – первичное (пробное) самовоспитание – создание своего образа жизни. Подросток стремится попробовать свои силы в той или иной области, в которой происходит самосовершенствование, уточняет характер внешних требований, свои силы и возможности, вносит коррективы в программу самовоспитания.
Если воспитанник убедится, что может работать над собой, внешние условия являются подходящими, а требования окружающих неизменны, пробное самовоспитание переходит в постоянное.
7 слайд
5 этап – Тренировки и упражнения.
На 5-й этапе происходит активное осуществление программы самовоспитания, включая изменение себя и обстоятельств.
Действенную роль в организации самовоспитанием играет оказание воспитанникам практической помощи в разработке целей работы над собой, конкретизации ее содержания и методов.
Здесь важны разъяснительные беседы, индивидуальные советы и рекомендации, оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).
Необходимо детально разъяснить воспитанникам в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы само принуждения и самоприказа, а также эмпатии, самонаказания и т.д.
8 слайд.На этом этапе более значимы практические занятия. На таких занятиях воспитанников учат правильно ставить перед собой цели, разрабатывать программу ее достижения, и исполнять ее, применяя для этого известные и наиболее эффективные методы самовоспитания.
День недели | Задача | Выполнение задачи (полностью, частично, не выполнена) | Какая причина невыполнения и какой недостаток характера помешал выполнению задачи | Прием самовоспитания |
Понедельник | Пробежать 4 круга по парку | Выполнено за 17 минут | - | Самоприказ |
Вторник | Пробежать 4 круга по парку | Выполнено за 18 минут | - | Самоприказ |
Среда | Пробежать 5 кругов по парку | Пробежал/а 4 круга за 18 минут | Устал, не смог себя заставить, не проявил силы воли | Самонаказание (Не буду вечером смотреть телевизор) |
Четверг | Пробежать 5 кругов по парку | Выполнено за 23 минуты | - | Самоприказ |
Пятница | Пробежать 5 кругов по парку | Выполнено за 23 минуты | - | Самоприказ |
Суббота | Пробежать 5 кругов по парку | Выполнено за 23 минуты | - | Самоодобрение (Какой я молодец, что держусь!) |
Воскресенье | Пробежать 5 кругов по парку | Выполнено за 22 минуты | - | Самопоощрение.Куплю себе шоколадку) |
Также можно использовать такую форму работы, как упражнения. «задание самому себе». Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию, которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются педагогу, воспитателю, и в определенное время вскрываются. Воспитанники отчитываются и обсуждают, а какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по дальнейшему самовоспитанию.
8 слайд.
6-й этап – завершающий: оценка результатов самовоспитания.
Очень важно научить детей отмечать даже незначительные позитивные изменения в работе над собой, подчеркивать их успешность и целеустремленность, подкрепляя их уверенность в своих силах, активизируя физическую и социальную активность, содействуя дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания.
Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими друзьями, классом, а затем и перед самим собой.
9 слайд. Заключение
Самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать эффективно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План работы над собой по Кочетову А. И. 1 этап Мой нравственный идеал. (Определи общественную цель и смысл своей жизни). 2 этап Какой я есть. (Познай самого себя). 3 этап Каким я должен стать. (Определи программу самовоспитания) 4 этап Режим. (Создать свой образ жизни). 5 этап Тренировки, упражнения. (Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки). 6 этап Самоконтроль. (Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания
План работы над собой по Кочетову А. И. 1-й этап. Мой нравственный идеал. Определите цель и смысл своей жизни . Девиз жизни. Конечная цель моих стремлений и деятельности. Что люблю в людях и что ненавижу. Духовные ценности человека.
План работы над собой по Кочетову А. И. 2-й этап. Какой я есть. Познайте самого себя.. 1. Мои достоинства. 2. Мои недостатки. 3. Мои интересы и увлечения. 4. Цель моей жизни. 5 . Отношение к учебе. 6. Отношение к труду. 7. Отношение к людям. Объективная самооценка
План работы над собой по Кочетову А. И. 3-й этап. Каким я должен стать. Постановка целей, определение программы самовоспитания. 1 . Требование ко мне родителей и учителей. 2 . Требования ко мне товарищей, коллектива. 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания .
План работы над собой по Кочетову А. И. 4-й этап. Режим. Создайте свой образ жизни, пробуйте воспитывать себя. 1 . Распорядок дня. 2. Бережное отношение ко времени. 3 . Гигиена труда и отдыха. 4. Правила жизни.
План работы над собой по Кочетову А. И. 5-й этап. Тренировки, упражнения. Тренируйте себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки . 1. Самообязательства. 2 . Задания самому себе на день, неделю, месяц. 3. Самоубеждение . 4 . Самопринуждение . 5. Самообладание. 6. Самоприказ .
День недели Задача Выполнение задачи (полностью, частично, не выполнена) Какая причина помешала выполнению задачи Прием самовоспитания Понедельник Пробежать 4 круга по парку Выполнено за 17 минут - Самоприказ Вторник Пробежать 4 круга по парку Выполнено за 18 минут - Самоприказ Среда Пробежать 5 кругов по парку Пробежал/а 4 круга за 18 минут Устал, не смог себя заставить, не проявил силы воли Самонаказание(Не буду смотреть телевизор) Четверг Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 23 минуты - Самоприказ Пятница Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 23 минуты - Самоприказ Суббота Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 23 минуты - Самоодобрение (Какой я молодец, что держусь!) Воскресенье Пробежать 5 кругов по парку Выполнено за 22 минуты - Самопоощрение (Куплю себе шоколадку) Программа по достижению цели
План работы над собой по Кочетову А. И. 6-й этап. Самоконтроль. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания . 1. Самоанализ и самооценка работы над собой. 2 . Самопоощрение или самонаказание.
Самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания, и, если показать учащимся необходимость самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое руководство самовоспитанием младшего школьника
Презентация выступления на педсовете...
Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников
Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...
Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.
Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты использовать?...
Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...
Практикум для учащихся "Первые шаги самовоспитания"
Данный материал содержит конспект занятия и презентацию. В ходе практикума учащиеся знакомятся с некоторыми приемами самовоспитания через групповые задания. Затем каждому ребенку предоставляется...
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы Кочетовой Э.Г.«наставник- молодой педагог»)
Выступление на августовской конференции 2018...