Практикум для учащихся "Первые шаги самовоспитания"
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Данный материал содержит конспект занятия и презентацию. В ходе практикума учащиеся знакомятся с некоторыми приемами самовоспитания через групповые задания. Затем каждому ребенку предоставляется возможность спланировать индивидуальный проект по развитию необходимого качества характера. Стимулирование активной работы по самовоспитанию способствует развитию Я-концепции и адекватной самооценки личности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_samovospitaniyu.zip | 225.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум «Первые шаги самовоспитания»
для учащихся 4 классов
Соответствие программе курса ОРКСЭ (Модуль «Светская этика»): Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Цели:
- Познакомить учащихся с некоторыми приемами самовоспитания.
- Побудить к использованию данных приемов в практике самовоспитания.
- Развивать универсальное учебное умение - оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей.
Демонстрационный материал: слайды с заданиями для практикума
Раздаточный материал: модели бутонов цветов с лепестками по количеству детей в каждой группе; проектные памятки для исследовательской работы «Первые шаги самовоспитания»
Примечание: Данные памятки были составлены с использованием различных методических материалов по организации проектной деятельности уч-ся, а также материалов по курсу «Человековедение» (Боровкова, Г. Г. Методические разработки по курсу "Человековедение" для начальной школы / Г.Г.Боровкова; Рос. центр пед. изобретательства. - Челябинск : 1992. - 123 с. )
Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях учащиеся познакомились с понятиями «сила воли», «самовоспитание», провели акцию «Маленькая победа над собой», индивидуальные исследовательские проекты «Моя сила воли». Каждому ребенку было предложено, посоветовавшись с родными и друзьями, определить качество характера для дальнейшей работы над собой.
Для организации практической работы дети распределяются в группы.
- Создание эмоционального настроя.
Педагог демонстрирует детям бутон красивого цветка.
- Какие чувства и ожидания у вас возникают, когда вы смотрите на этот бутон? (желание заглянуть внутрь; ожидание, когда бутон раскроется).
- Побуждение к самосовершенствованию через участие в индивидуальном проекте «Первые шаги самовоспитания»
- С кем можно сравнить бутон цветка?
- Такой же бутон есть в каждом из вас! В нем спрятаны самые лучшие человеческие качества. Запишите выбранные вами качества на лепестки бутонов. По желанию уч-ся рассказывают, почему они выбрали именно это качество, чьими советами они воспользовались.
- А от кого зависит, когда раскроются лепестки на наших бутонах? (от каждого из нас)
Сегодня мы сделаем первые шаги в самовоспитании!
- Знакомство с приемами самовоспитания по проектной памятке.
А) Уточнение предполагаемого результата индивидуального проекта по развитию выбранного качества характера.
Задание для групповой работы: проанализировать предполагаемые результаты (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.
- Я стану победителем в конкурсе «Лучшие тетради 3 «Г» класса» (аккуратность).
- У меня будет много хороших отметок по чтению, ОМ и риторике (активность).
- Я буду быстро и без ошибок умножать и делить любые числа (настойчивость в заучивании таблицы умножения).
- Я буду писать без ошибок (борьба с невнимательностью).
- У меня будет больше друзей в классе (доброта, взаимопомощь).
Задание для индивидуальной работы: сформулировать предполагаемый результат своей работы по самовоспитанию выбранного качества.
Б) Выбор девиза проекта по самовоспитанию
Задание для групповой работы: проанализировать девизы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.
- Трудности искать – себя воспитать! (сила воли)
- Порядок время бережет! (аккуратность)
- Терпение дает умение! (усидчивость)
- Дисциплину держать – значит побеждать! (дисциплинированность)
- Труд человека кормит, а лень портит! (борьба с ленью)
Задание для индивидуальной домашней работы: выбрать из пословиц, высказываний известных людей или придумать свой личный девиз.
В) Выбор эмблемы проекта
Задание для групповой работы: проанализировать эмблемы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют.
Задание для индивидуальной домашней работы: нарисовать эмблему своего характера.
Г) Выбор нравственного примера, образца для подражания
Задание для групповой работы: определить, по какому принципу данные личности (демонстрируются на слайде) разделены на две группы. Добавить в каждую группу свои примеры.
Литературные герои:
- Золушка
- Тимур
- Витя Малеев
Реальные личности:
- Наш президент
- Моя мама
- Мой одноклассник
Задание для индивидуальной работы: выбрать человека, с которого можно брать пример.
Д) Составление списка ежедневных дел для развития выбранного качества
Задание для групповой работы: (демонстрируется на слайде) определить, для развития какого качества характера составлен данный список дел.
- Перед уроком на перемене проверяю, все ли у меня готово к уроку.
- Сдаю тетрадь сразу, когда говорит учитель.
- Записываю домашнее задание сразу, когда говорит учитель.
- Вечером проверяю, все ли я положил в портфель по каждому предмету и закрашиваю в дневнике цветным карандашом соответствующий квадратик.
- За 30 минут до выхода в школу еще раз проверяю портфель.
(Ответ: точность, самостоятельность, борьба с забывчивостью)
Задание для групповой работы: педагог предлагает уч-ся объединиться в новые группы по одинаковым или похожим качествам характера, которые они выбрали для самосовершенствования и составить список из 3-х ежедневных дел.
Е) Ведение личного дневника
Задание для групповой работы: прочитать страничку из дневника школьника и определить, какое качество характера он в себе развивает (Ответ: взаимопомощь, доброта)
26 октября 2013 года | Сегодня я заметил, как огорчилась моя соседка, когда получила самостоятельную тетрадь с тройкой по математике. Предложил на перемене с ней позаниматься. Вместе мы решили 7 примеров. Завтра еще будем работать на переменах. |
27 октября 2013 года | К сожалению, с соседкой позаниматься не удалось, т.к. на переменах у нас была линейка и мы готовились к физкультуре. зато во время групповой работы на ОМ я объяснил ребятам, которые не были на прошлом уроке, кто такие производители, потребители и разрушители. |
28 октября 2013 года | На чтении работали в парах. Мой одноклассник читает очень медленно. Надо придумать, как заинтересовать его чтением книг!!! Посоветуюсь с мамой. |
Задание для индивидуальной домашней работы: начать вести личный дневник самовоспитания.
- Анализ высказывания. Стимулирование активной работы по самовоспитанию.
Один великий человек сказал (демонстрируется на слайде): «Наша личность – сад, а наша __________ - его садовник!» Какое слово пропущено в этом высказывании? (воля)
Желаю, чтобы ваша воля была отличным садовником! Пусть поскорее распустятся лепестки на ваших бутонах! Пусть расцветает сад вашей личности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое руководство самовоспитанием младшего школьника
Презентация выступления на педсовете...
Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников
Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...
Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.
Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты использовать?...
Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...
Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...
Русская народная сказка как средство нравственного самовоспитания учащихся начальной школы.
В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. "Воспитание - великое дело: им решается уч...