Монологи о самовоспитании
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Монологи о самовоспитании
«Сотвори себя сам»
4 а класс
Воспитатель Балвакова Г.В.
Жизнь без нравственного усилия есть сон.
Л.Н. Толстой.
Слова эпиграфа, сказанные Л.Н. Толстым много лет назад, не утратили своего значения и в наши дни. Нравственные усилия осуществляются человеком в процессе борьбы за самого себя, за становление себя как всесторонне развитой личности.
Именно в 13-14 лет наступает период перехода ребёнка из детства во взрослую жизнь. В этом возрасте растущий человек занимает новую социальную позицию, ищет смысл жизни, стремясь, во-первых, узнать самого себя, определить на что он способен, и во-вторых, самоутвердиться среди окружающих. Каждый из вас должен не просто задуматься над тем, кем он хочет стать по окончании учебного процесса, а выбрать специальность по душе, на всю жизнь, чтобы ваша работа соответствовала вашим возможностям, как физическим, так и умственным, соответствовала вашему характеру и приносила удовольствие. При этом всегда надо оставаться высоконравственным человеком. А кто вы и какими будите, в первую очередь зависит от вас самих.
В вашем возрасте уже нельзя считать проступки невинной шалостью. Каждый из вас стал личностью и обязан отвечать за свои действия, ибо от них зависит ваша дальнейшая жизнь. Конечно, можно жить не задумываясь, повинуясь сиюминутным желаниям и ситуативным обстоятельствам. Но в таком случае перед нами человек предстанет не как личность, а как безынициативное, инфантильное существо, не приносящее пользы ни себе, ни близким. Каждый из вас, работая над собой, может добиться больших результатов в учёбе, спорте и в дальнейшем в работе.
Психологи утверждают, что человек использует лишь 3% из заложенных в нём природой ресурсов, а они огромны. Природа наградила нас могучим живым механизмом с громадным запасом телесных и творческих сил. Слава Богу, вы обладаете зрением, слухом, не обделены здоровьем. Как не восхищаться инвалидами в колясках, добивающимися успехов на самых разных поприщах, преодолевая боль, страдания, непонимание окружающих. Надо научиться ценить, то, что мы имеем, и радовать своих близких, а главное, не забывая о библейской заповеди, почитать отца и мать, не огорчать их своими поступками.
Никто вас не сможет переделать, пока однажды вы сами себе не прикажете стать лучше, прислушиваться к советам старших, которые надеются на вас. Вы уже знаете свои слабые и сильные стороны, так совершенствуйтесь! Не зря ваш возраст называют переходным. Вы когда-нибудь задумывались над смыслом этих слов? Это возраст перехода во взрослую жизнь, возраст выбора своего пути. Какой выбор вы сделаете сейчас, так и будет. Наделав кучу ошибок, начинать всё сначала тяжелее. Научитесь контролировать каждое слово, каждый поступок и думайте об их последствиях. Не позволяйте себе опускаться до низкого уровня и готовьте себя к высоконравственной, честной жизни – и вы не пожалеете об этом. А случайные ошибки пусть послужат вам уроком в дальнейшем.
Вас, детей, называют цветами жизни. (На доске висит цветок с лепестками из цветной бумаги)
Лепестками этого цветка являются ваши хорошие качества. Сегодня мы поговорим с вами о каждом из них в отдельности. Если одного лепестка на цветке нет, он уже неполноценен. Так и вашей жизни надо стараться в равной степени развивать в себе все эти качества без исключения.
Самовоспитание
«Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой" – гласит народная мудрость. Праздность, лень, отсутствие воли и мягкотелость убивают дарования, таланты и способности человека. Начинать взрослую жизнь без практического опыта, развитой воли, активной нравственной позиции – всё равно, что учиться плавать, не входя в воду. Обществу нужны сильные духом и одарённые люди, умеющие бороться и побеждать, переживать неудачи и извлекать из них уроки, постоянно работающие над собой, совершенствующие себя. Не стоит оправдываться тем, что вас воспитывали безвольным, или вы таким уродились. Никакая школа не заменит работы над собой, благодаря которой человек делается лучше и, следовательно, может принести большую пользу себе и обществу.
Как заниматься, с чего начать?
- С самооценки: выявления в себе отрицательных качеств и стремления от них избавиться;
- С точного определения своей цели: Мы попусту тратим время и силы, поскольку не имеем чёткого представления о том, что собственно собираемся делать в своей жизни.
- Воспитывайте в себе волю: даже талантливый, но безвольный человек, как правило, не достигнет ничего в жизни;
- Научитесь трудиться с радостью: к делу приступайте сразу без раскачки и подходов
- Не теряйте веру в свои силы, оптимизма;
- Будьте честолюбивы;
- Уважайте своё и чужое время, приучайтесь к бережливости во всём;
- Не скупитесь на доброту и умейте ценить красоту;
- Избегайте пороков, проявлений зависти, эгоизма, не губите свою жизнь табакокурением, алкоголизмом, наркотиками.
Целеустремлённость
Человек не может жить, не видя перед собой определённой цели, не наметив путей её достижения. Бесцельно прожитая жизнь – итог пустого времяпрепровождения. Время необратимо, и то что мы не сделаем в юности, к чему не привыкнем в молодости, труднее будет осуществить в более позднее время.
Каждый из вас должен задуматься о том, чего он хочет, к чему стремится, какую профессию хочет выбрать. Чем раньше будет определена жизненная цель, тем лучше. Человек не может жить без цели. Она придаёт смысл его усилиям, направляет в одно русло помыслы и деяния.
Целеустремлённость позволяет всей системе нашего организма находиться в состоянии высокой активности. Не случайно известные деятели науки и культуры доживают до глубокой старости, до последних дней сохраняя способность работать и творить. 82 года прожил Лев Толстой,86- Илья Репин, 92 – Бернард Шоу, в 96 лет профессор Бухреев написал учебник геометрии. Творчески мыслящий человек долго сохраняет свою молодость. Наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, и способности их рано угасают.
Целеустремлённость неизбежно потребует отказа от минутных желаний и самоотверженности. Умением управлять собой человек отличается от животных. В заключение приведу строки из книги Р. Киплинга:
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неутолимых бед,
Тогда весь мир ты примешь во владение,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое руководство самовоспитанием младшего школьника
Презентация выступления на педсовете...
Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников
Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...
Самовоспитание в начальной школе. Ресурсы БРС.
Всю свою жизнь от рождения до последних дней человек находится в процессе самовоспитания ...Нужно ли управлять этим процессом? И если -да, то какие инструменты использовать?...
Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...
Практикум для учащихся "Первые шаги самовоспитания"
Данный материал содержит конспект занятия и презентацию. В ходе практикума учащиеся знакомятся с некоторыми приемами самовоспитания через групповые задания. Затем каждому ребенку предоставляется...
Примерная программа по развитию самовоспитания у обучающихся начальной школы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, ...
Русская народная сказка как средство нравственного самовоспитания учащихся начальной школы.
В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. "Воспитание - великое дело: им решается уч...