Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста.
статья
В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным условием формирования умственных качеств человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности когнитивного развития детей
младшего школьного возраста.
В современном мире образование уделяет большое значение проблемам развития детей младшего школьного возраста и образовательному процессу младших школьников. Когда речь идет о детях младшего школьного возраста, то подразумевается ребенок в возрасте от 6 до 11 лет. Психическое, умственное, а также нравственное и физическое развитие формируется именно этом возрастном диапазоне. В когнитивной сфере у детей младшего школьного возраста происходит значительное количество изменений и преобразований.
Младший школьный возраст – это сензитивный период для формирования познавательного отношения ребенка к миру, самоконтроля, навыков учебной деятельности, саморегуляции и организованности [2].
Современные школьники представляют собой достаточно сложную популяцию, это поколение, которое знакомо уже с рождения с цифровыми технологиями и перед педагогами ставятся абсолютно новые задачи, к решению которых многие оказываются не готовы, как профессионально, так и психологически. В связи с такой тенденцией, системе образования необходимы специалисты, которые владеют знаниями о психологии младших школьников, о причинах школьной неуспеваемости и о возрастных особенностях когнитивного развития младших школьников, которые во многом определяют успешность школьника в обучении.
В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным условием формирования умственных качеств человека [3].
Наличие противоречий и различных подходов к изучению когнитивной сферы, а также недостаточная изученность данной проблемы современных учеников младшей школы обуславливает актуальность данной темы.
Когнитивные процессы необходимо рассматривать как совокупность процессов, с помощью которых происходит преобразование сенсорной информации, начиная от воздействия стимула на рецепторы и заканчивая получением ответа в виде знаний.
Когнитивную сферу человека составляют следующие центральные сферы психики: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воля и др. [4].
Важная особенность развития познавательной сферы у детей младшего школьного возраста — это переход психических познавательных процессов на более высокий уровень [5].
Когда ребенок становится школьником его развитие определяется учебной деятельностью, которая становится ведущей. Именно на этот период приходится большая нагрузка, непосредственно в формировании учебной деятельности, так как в этом возрасте у младшего школьника появляются главные составляющие учебной деятельности: учебные действия, саморегуляция и самоконтроль.
Именно в этот период происходят значительные изменения всего психического облика ребенка и его поведения.
Под воздействием учебной деятельности у младших школьников изменяется характер мышления, внимание и памяти [1].
Главной чертой развития когнитивной сферы у младших школьников является то, что психические познавательные процессы переходят на более высший уровень. Этот возраст является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. В этот период у детей умственные операции становятся более развитыми, дети способны сами формулировать более глубоко различные понятия.
В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования, которые происходят в этом возрасте, это возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.
Каждый ученик индивидуален, у каждого свой уровень когнитивных способностей. И общие подходы к формированию знаний и умений у младших школьников нe могут автоматически переноситься на понимание механизмов учебной деятельности конкретного школьника.
Можно сказать, что когнитивные стили характеризуют особенности интеллектуальной деятельности. Когнитивный стиль – это индивидуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуются способами получения и переработки информации, используемые человеком.
Коммуникативная функция языка становится одной самых важных, ребенок учится контролировать свою речевую деятельность, учится планировать, высказывать свои мысли. У детей младшего школьного возраста недостаточно развито восприятие пространства и времени. При этом хорошо развита наглядность, все красочное, яркое, большое и подвижное привлекает их. Основным видом памяти у младших школьников, становится произвольная память, так как это необходимо для усвоения новых знаний. Мышление детей младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие интеллекта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
- Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2 2006 - №4. – С. 63-68
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов // М.: Просвещение. – 2006. – с. 221.
- Солсо Р. Когнитивная психология / Солсо Р. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. - 589 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-182-4
- Сорокоумова Е.А., Попова В.К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности, №2 (17) 2019; ISSN 250-3585
- Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 216 с. — (Серия: Авторский учебник).
- Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006 - №4. – С. 63-68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Особенности психичекого развития детей младшего школьного возраста...

Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данный материал будет полезен как для педагогов, так и для родителей....

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста....
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...
«Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста»
В годы обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развити...