Интегрированный урок "Живого мира" и "Ритмики" в 3-ем классе "Зима. Жизнь диких животных"
план-конспект урока

Светлана Васильевна Алексеева

Интегрированный урок "Живого мира" и "Ритмики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_dikih_zhivotnyh.docx290.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\HOME\Pictures\2020-03-09\008.jpg

Цели: 

  1. Уточнить и систематизировать представления учащихся  о том, как зимуют дикие животные; показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы.
  2. Развивать эмоциональную выразительность, творческие способности, коммуникативность, стремление к созданию выразительных образов.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
  • расширить знания учащихся о диких животных, об их повадках и образе жизни;
  • развивать мыслительные процессы: сравнительный анализ, синтез, умозаключение;
  • воспитывать чувство сопереживания зимующим животным;
  • коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитие непроизвольного внимания;
  • учить детей полным ответам, связной и последовательной речи;
  • совершенствование навыков творческого самовыражения;
  • воспитание уверенности при выполнении поставленных задач. 

Словарная работа: мышкует

Предварительная работа: чтение рассказов, знакомство с иллюстрациями с изображениями зверей и зимы, знакомство с информацией, стихами, загадками о диких животных.

Содержание  урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

3. Совместное «открытие» новых знаний

4. Закрепление

5.Итог урока. Рефлексия.

I. Организационный момент. Этап самоопределения к деятельности.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок

  -Ребята, у  нас сегодня необычный урок.  На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.  Мы сегодня проведём урок «Живой мир» и урок ритмики вместе.  

-Ребята, вы умеете  преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение.   Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

 II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке  мы продолжим разговор о времени года, угадайте о каком.

а) Послушайте внимательно.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ……(зима)

Тема нашего урока «Зима и жизнь диких животных зимой». Узнаем, о жизни диких животных зимой, повторим ритмические упражнения, узнаем много нового и интересного.

б) Задания учащимся

Назвать зимние месяцы (хором). Повесить на стенд карточку:

ЗИМА  декабрь, январь, февраль

в)  Чтение учителем стихотворения.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Вопросы:

Вы услышали стихотворение. Что произошло зимой с природой?

1.Похолодало. Трещит мороз.

2.Солнце слабо греет землю.

3.Лежит везде снег.

4. Вода в реке замерзла.

5. Метет метель, вьюга

6 . Дни короткие, ночи длинные.

-Вы, ребята тоже наверняка замерзли? А давайте немножко согреемся и встанем в круг.

Ритмическое упражнение с движением

Мы пегреемся немножко,  - (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Мы похлапаем в ладошки:- (останавливаются и хлопают в ладоши)

Ножки тоже мы погреем,   - (двигаются по кругу)

Мы потопаем скорее:  - (останавливаются и притопывают)

Рукавицы мы надели,   - (вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверх-вниз)

Не боимся мы метели: - (исполняют прыжки на месте)

Мы с Морозом подружились,    - (изображая снежинки, «разлетаются» в разные стороны).

Как снежинки закружились.

Введение в тему

Учитель:

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Положите голову на парту и закройте глаза  (картина зимний лес, с музыкой И.П. Чайковского «Времена года»).

-Итак, мы с вами в зимнем лесу. Откройте глаза, посмотрите как сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины.  Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Учитель:  Если зимой будешь в лесу, то там очень тихо. Как будто никого нет. Но это не так. Вы согласны со мной? Да, в зимнем лесу продолжается жизнь. Кто там живет? (звери и птицы)

Отгадав загадки, вы вспомните, какие звери водятся у нас зимой в лесу.

Загадка: 

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Танцевально-образное упражнение «Белка».

— Кто это? (белка)

— Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)

— Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)

— Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.

-Как вы думаете, белочка меняет цвет шубки?

Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

-А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?

— Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Учитель:Уши длинные, несмелый,

               То он серый, то он белый,

               То бежит, а то уж скачет,

               Хвостик свой от волка прячет (заяц)

Танцевально-образное упражнение «Заяц».

-Кто это? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Игровое упражнение «Целое — части»

— Посмотрите внимательно на зайчика. Какой он? (белый, маленький, пушистый)

— Что это у зайчика? (уши) Какие они? (длинные, большие)

— Для чего зайчику такие уши? (хорошо слышать)

— Да, уши у зайчика большие, поэтому он хорошо различает шорохи.

— Какая шубка? (мягкая, теплая, пушистая)

— Что это? (лапы)  Какие они? (сильные, крепкие)

— Для чего зайчику такие лапы? (сможет быстро убежать от опасности)

Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.

Опыт: Посмотрите на листок белой бумаги. Что вы видите? Ничего. Подойдите поближе, посмотрите, потрогайте. Поняли? Это белый зайчик на белом снегу. Его можно сразу увидеть? Поменять изображение зайца (серый на белом). А сейчас легко его увидеть?

Почему заяц на зиму меняет серый цвет шерсти на белый? (Чтобы его не поймали волк, лиса или охотничья собака, птица сова)

Вывод: так заяц зимой спасается от врагов. Весной заяц становится серым под цвет травы, веток деревьев и его опять трудно заметить.

Ребята, чтобы узнать что ест заяц и барсук, читает стихотворение Антон

Заяц (читает наизусть ученик)

Спать зимой ложатся ёжик и барсук.

В дереве трухлявом спит усатый жук.

Спит медведь в берлоге, спит зимой сурок,

Ну а зайка белый спать зимой не лег.

Не зарылся в листья, не залез в нору,

Бегает по лесу да грызет кору. (В.Степанов)

Вопросы

Что едят зайцы зимой? Ночью они грызут веточки осины, ивы, кору других деревьев. Они не едят других животных. Подумайте, как зайчику достать веточки дерева в снежном лесу? Они находятся достаточно высоко. (запрыгивает на высокий сугроб около дерева и легко достает веточку)

Почему зайцы боятся волка и лису? ( Это хищные звери. Они едят мясо.)

Учитель:

 Хвост пушистый, мех золотистый,

 В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Танцевально-образное упражнение «Лиса».

Сообщение  Дамахеева Сэлмэг

Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Мышкует- ловит мышей. За день она может поймать до 20 мышей, которые бегают под снегом и пищат.  Она хитрая.

 Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. А ещё пушистым хвостом лиса заметает свои следы.

Учитель:  Кто зимой холодной,

                   ходит злой, голодный! (Волк)

Танцевально-образное упражнение «Волк».

Волк - похож на собаку. Он серый, ночью воет, глядя на луну. По ночам волчья стая рыщет по лесу и ищет добычу: зайцев, кабанов , лосей. Голодные злые волки могут поймать и лису и съесть её. Это опасные звери для людей. (картинка, фигурка, запись воя волка)

— Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.

К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку?

1.Опыт с рукавичками.

Раздать детям по паре рукавичек: одну легкую, другую теплую, шерстяную. Надеть на руки и сказать, в какой рукавичке зимой будет теплее ( в шерстяной) Почему?

Животным на зиму тоже нужна теплая одежда. Но рукавиц и шапок у них нет. Откуда же зимой у них появляются теплые шубки? У зверей осенью вылезает со шкурки старая и вырастает новая шерсть, более толстая и теплая. (у белки, лисы, волка, зайца, лося).

А знаете ли вы, что лиса в сильный мороз прикрывает пушистым хвостом нос.

Учитель: 

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает (медведь)

Танцевально-образное упражнение «Медведь».

Сообщение  Рома Мардаленов

Медведь 5 месяцев с ноября до апреля спит под снегом в берлоге. Ничего не ест. Осенью накапливает под кожей много жира. Он ест с утра до вечера- корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу, жуков, охотится на зверей. Становится толстым. Это помогает ему пережить в берлоге зиму

Бытует забавное мнение, что медведь сосёт лапу во время зимней спячки. Но на самом деле в январе, феврале происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

 В январе у медведицы рождаются маленькие медвежата. Рождается от одного до четырех, но чаще два медвежонка. Малыши появляются на свет слепыми, без шерсти и зубов. Весят всего полкилограмма и едва достигают 25 см в длину. Медвежата питаются молоком 20-процентной жирности все еще спящей мамы, и быстро растут. За несколько месяцев такого питания медвежата совершенно преображаются, и из берлоги в апреле они выходят уже мохнатыми и шустрыми.

Учитель: 

-Отгадайте загадку:

Угрюмый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной.

На зиму засыпает,

Никому не мешает

-Как вы думаете, кто это? (ежик)

Танцевально-образное упражнение «Ёжик».

— Ежик – это забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми иголками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без иголок.

Как только ежик почувствует опасность, сразу сворачивается в клубочек, прячет внутрь себя мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставляет. Ежи летом любят, есть разных червячков, мышей, лягушек. Этим он приносит пользу. Днем ежик спит, а ночью выходит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних деньков.

Учитель: 

Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Животные и их детёныши”.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.

Белка – бельчонок.

Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)

Закрепление:  Фильм «Дикие животные зимой»

Как дикие животные готовятся к зиме?

-меняют окраску

-делают запасы

-готовя себе жилище (нора, берлога, дупло)

-впадают в спячку

Учитель: 

- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. (посмотрите в учебнике стр.22) Как зимуют птицы и рыбы мы узнаем на следующим уроке.

Дом.задание: стр21-22.

Оценки за урок.

Итог. Дети, что интересного вы узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал хорошо.

      С каким настроением заканчиваете урок? (Показать карточки)

 Спасибо. Урок окончен.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ  Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2  VIII  вида.

                            «Утверждено»:

«Согласовано»

Зам. Директора УВР            Осколкова Л.А.

    «12» ноября 2017г.

Председатель МО            Решетникова И.М

  12 ноября 2017г.

Интегрированный  урок  Живой мир и ритмики

Тема: « Зима. Жизнь диких животных зимой»

3 «а» класс

                                                           

                                                    составители:    Алексеева С.В.

                                                                                     Цырендоржиева С.Ц.

г. Улан-Удэ

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Жизнь диких животных зимой. Решение задач."

Цель урока: показать особенности жизни диких животных в зимнее время. Задачи:образовательные:дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих ж...

Урок-действие по Познанию мира по теме "Жизнь диких животных осенью"

Урок комбинированный. Восприятие нового материала учениками основывается на базисных знаниях о сезонных изменениях в жизни диких животных. Урок предполагает большую предварительную подготовку. Со стор...

Урок живого мира по теме: "Жизнь диких животных осенью".

Цели урока: познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных (кроме насекомых и птиц), показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растен...

интегрированный урок математики : Решение задач и жизнь диких животных весной

Урок направлен на закрепление умения решать задачи, ознакомление учащихся с особенностями жизни животных весной,на развитие вычислительных навыков, логического мышления, расширение кругозора, во...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

Интегрированный урок по предметам: Живой мир, Ритмика . Тема" Зима. Жизнь диких животных зимой"

Данный урок проходит в рамках учебного курса "Живой мир" 3 класс под редакцией Натальи Борисовны Матвеевой. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.Цель урока: Уточнить и...