Рабочая программа 2 класс математика
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и науки Республики Бурятия
Управление администрации МО «Заиграевский район»
МБОУ Октябрьская основная общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Октябрьская ООШ
_________Л.М. Ерофеева
Приказ № « » от « » августа 2018 года
Программа рассмотрена и одобрена на заседании МО
Назипова Е. М.
------------------
Протокол № « » от « » августа 2018года
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________Н.П.Прудникова
МБОУ Октябрьская ООШ
« » ____________2018 года
Рабочая программа по математике
для учащихся 2 класса
Учитель: Конюкова Юлия Алексеевна
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике
для учащихся 2 класса
Рабочая программа предмета «Математика» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по математике.
Обоснование актуальности программы
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро 2017 г. , Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа по математике адресована учащимся 2 класса Октябрьской основной общеобразовательной школы Заиграевского района республики Бурятия, ориентирована для работы по учебникам для 2 классов.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Основными целями начального обучения математике являются:
-Математическое развитие младших школьников.
-Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
-Валеологические:
• Соблюдение надлежащей обстановки и гигиенических условий в классе;
• Правильное чередование количества и видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.);
• Контроль длительности применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
• Включение в план урока оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
• Соблюдение комфортного психологического климата на уроке.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
- развитие интереса к занятиям математикой.
- органическое сочетание обучения и воспитания.
- усвоение математических знаний.
- развитие познавательных способностей младших школьников.
- формирование основ логического мышления и речи детей.
- практическая направленность обучения и выработка необходимых для этого умений.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- дифференцированный подход к обучению.
Возрастные и психологические особенности детей
Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Ведущей потребностью учащихся 2 класса становится освоение предметного содержания математики, формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Рабочая программа построена с учётом дидактических принципов: принцип предметной интеграции, принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности, принцип творческой деятельности, деятельностно-творческий принцип, принцип учета возрастных особенностей, преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, кабинет для учащихся начальных классов, температурный и световой режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно ориентированный подход к учащимся.
Программа будет реализована при условии занятий с детьми в соответствии с предъявляемыми требованиями:
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности детей;
- целесообразное расходование времени урока;
- высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и учащихся;
- дифференцированный и индивидуальный подход к детям;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Необходимо создание благоприятной атмосферы во время учебных занятий, оборудование кабинета должно соответствовать требованиям СанПИНа, дети должны знать требования техники безопасности.
Педагогические технологии и методы обучения.
1.Традиционные технологии:
-Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
2.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
3.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
4. Технологии развивающего обучения:общие основы технологий развивающего обучения , личностно – ориентированное развивающее обучение( И.С. Якиманская).
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Контроль и самоконтроль.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Программа составлена на для учащихся 2 класса и рассчитана на 4 часа в неделю ( всего 132 часа за учебный год).
Связь программы со смежными дисциплинами
Наиболее тесные и органичные связи уроков математики как предмета осуществляется с уроками технологии, ИЗО.
Содержание учебного предмета
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Виды контрольно – измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Дата по плану | Дата по факту |
4 | Тест №1 | ||
8 | Математический диктант №1 | ||
9 | Стартовая диагностика Контрольная работа№1по теме Повторение | ||
16 | Контрольная работа №2 по теме: Числа от 1 -100 | ||
23 | Математический диктант №2 | ||
34 | Математический диктант№3 | ||
35 | Контрольная работа№3по теме Сложение и вычитание | ||
41 | Тест №2 | ||
49 | Математический диктант№4 | ||
51 | Контрольная работа№4по теме Сложение и вычитание | ||
54 | Промежуточная диагностика. Тест№3 | ||
58 | Математический диктант№5 | ||
61 | Контрольная работа№5по теме Сложение и вычитание | ||
75 | Математический диктант№6 | ||
79 | Контрольная работа № 6 по теме: письменные вычисления | ||
81 | Тест№4 | ||
86 | Математический диктант№7 | ||
99 | Математический диктант№8 | ||
102 | Контрольная работа № 7 по теме: умножение и деление | ||
106 | Тест№5 | ||
115 | Контрольная работа № 8 по теме: умножение и деление | ||
119 | Математический диктант№9 | ||
123 | Тест №6 | ||
124 | Контрольная работа №9 по теме: умножение и деление | ||
125 | Математический диктант№10 | ||
128 | Итоговая административная контрольная работа№10 | ||
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
Рабочая программа | ||
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 16 |
2 | Сложение и вычитание. | 70 |
3 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 18 |
4 | Умножение и деление. Табличное умножение и деление. | 21 |
5 | Итоговое повторение. | 11 |
Всего | 136 |
Календарно-тематическое планирование по математике
(4 ч в неделю, всего 136 ч + 4 ч резерв)
контрольная работа – 10
контрольный устный счет – 1 раз в месяц
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | ||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Нумерация (16ч.) | ||||||
1 | Повторение. Числа от 1 до 20 | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Устанавливать правило, по которому Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 . Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Решать задачи поискового характера, в том числе задачи-расчеты. Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||||
2 | Повторение. Числа от 1 до 20 | |||||
3 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 | |||||
4 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 Тест №1 | |||||
5 | Работа над ошибками. Поместное значение цифр в записи числа. | |||||
6 | Однозначные и двузначные числа | |||||
7 | Миллиметр. | |||||
8 | Миллиметр. Закрепление Математический диктант №1 | |||||
9 | Метр. Таблица единиц длины | |||||
10 | Стартовая диагностика. Входная контрольная работа №1 | |||||
11 | Работа над ошибками Единицы длины | |||||
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 - 30 | |||||
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (37 = 30 + 7) | |||||
14 | Рубль. Копейка | |||||
15 | Рубль. Копейка | |||||
16 | Контрольная работа №2 по теме: Числа от 1 -100 | |||||
Сложение и вычитание (20 ч) | ||||||
17 | Работа над ошибками. Задачи, обратные данной | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать на схематических чертежах. на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Определять по часам время с точностью до минуты. Читать и записывать числовые выражения в два действия, Находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Работать (по рисунку) на вычислительной машине. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. Работать в парах, в группах. Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||||
18 | Сумма и разность отрезков | |||||
19 | Решение задач. Краткая запись задачи. Схематический чертеж (модель) к текстовой задачи | |||||
20 | Решение задач. Краткая запись задачи. Схематический чертеж (модель) к текстовой задачи | |||||
21 | Решение задач. Краткая запись задачи. Схематический чертеж (модель) к текстовой задачи | |||||
22 | Час. Минута. Определение времени по часам | |||||
23 | Длина ломаной. Математический диктант №2 | |||||
24 | Длина ломаной. Закрепление | |||||
25 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | |||||
26 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | |||||
27 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | |||||
28 | Сравнение числовых выражений | |||||
29 | Периметр многоугольника | |||||
30 | Свойства сложения | |||||
31 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений | |||||
32 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений | |||||
33 | Повторение пройденного. Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | |||||
34 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №3 | |||||
35 | Контрольная работа №3по теме: Сложение и вычитание | |||||
36 | Работа над ошибками Повторение пройденного. | |||||
Сложение и вычитание (28 ч) | ||||||
37 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания |
Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре. Находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | ||||
38 | Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18 | |||||
39 | Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 | |||||
40 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 | |||||
41 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 Тест №2 | |||||
42 | Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24 | |||||
43 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением | |||||
44 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением | |||||
45 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением | |||||
46 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8 | |||||
47 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8 . | |||||
48 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8 . Закрепление | |||||
49 | Закрепление изученных приёмов вычислений. Математический диктант №4 | |||||
50 | Закрепление изученных приёмов вычислений. | |||||
51 | Контрольная работа № 4 Сложение и вычитание | |||||
52 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||||
53 | Буквенные выражения | |||||
54 | Буквенные выражения Тест №3 | |||||
55 | Уравнение | |||||
56 | Уравнение | |||||
57 | Проверка сложения | |||||
58 | Проверка вычитания Математический диктант №5 | |||||
59 | Проверка сложения. Проверка вычитания | |||||
60 | Закрепление. Решение задач | |||||
61 | Контрольная работа № 5 Сложение и вычитание | |||||
62 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||||
63 | Закрепление решения уравнений, задач. | |||||
64 | Закрепление решения уравнений, задач. | |||||
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (22 ч.) | ||||||
65 | Письменные вычисления. Сложение вида 45 + 23 | Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выбирать заготовки в форме квадрата.
Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет. Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему изделие. Составлять план работы. Работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат. Работать в паре. Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | ||||
66 | Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26 | |||||
67 | Проверка сложения и вычитания | |||||
68 | Проверка сложения и вычитания | |||||
69 | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой | |||||
70 | Решение задач | |||||
71 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48, 37 + 53 | |||||
72 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48, 37 + 53 | |||||
73 | Прямоугольник | |||||
74 | Прямоугольник | |||||
75 | Сложение вида 87 + 13 Математический диктант №6 | |||||
76 | Решение задач | |||||
77 | Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 40 – 8 | |||||
78 | Вычитание вида 50 – 24 | |||||
79 | Контрольная работа № 6 по теме: письменные вычисления | |||||
80 | Работа над ошибками. Вычитание вида 52 – 24 | |||||
81 | Решение задач. Тест №4 | |||||
82 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | |||||
83 | Квадрат. | |||||
84 | Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Проект «Оригами». | |||||
85 | Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. | |||||
86 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №7 | |||||
Умножение и деление (18 ч) | ||||||
87 | Конкретный смысл действия умножение | Моделировать действие умножение. Заменять сумму одинаковых слагаемых Произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Находить периметр прямоугольника. Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Решать текстовые задачи на умножение. Искать различные способы решения одной и той же задачи. Моделировать действие деление. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания логического и поискового характера. Работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | ||||
88 | Конкретный смысл действия умножение | |||||
89 | Прием умножения с использованием сложения | |||||
90 | Задачи, раскрывающие смысл действия умножения | |||||
91 | Периметр прямоугольника | |||||
92 | Приемы умножения единицы и нуля | |||||
93 | Названия компонентов и результата действия умножения | |||||
94 | Названия компонентов и результата действия умножения | |||||
95 | Переместительное свойство умножения | |||||
96 | Конкретный смысл действия деление | |||||
97 | Задачи, раскрывающие смысл действия деления | |||||
98 | Задачи, раскрывающие смысл действия деления | |||||
99 | Задачи, раскрывающие смысл действия деления Математический диктант №8 | |||||
100 | Название чисел при делении | |||||
101 | Название чисел при делении | |||||
102 | Контрольная работа № 7 по теме: умножение и деление | |||||
103 | Работа над ошибками. Решение задач. | |||||
104 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||||
Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление (21 ч) | ||||||
105 | Связь между компонентами и результатом действия умножения | Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Прогнозировать результат вычислений. Решать задачи логического и поискового характера. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | ||||
106 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения Тест № 5 | |||||
107 | Приемы умножения и деления на 10 | |||||
108 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | |||||
109 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | |||||
110 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | |||||
111 | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2 | |||||
112 | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2 | |||||
113 | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2 | |||||
114 | Приемы умножения числа 2 | |||||
115 | Контрольная работа № 8 по теме: умножение и деление | |||||
116 | Работа над ошибками. Деление на 2 | |||||
117 | Деление на 2 | |||||
118 | Деление на 2 | |||||
119 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №9 | |||||
120 | Умножение числа 3 и на 3 | |||||
121 | Умножение числа 3 и на 3 | |||||
122 | Деление на 3. | |||||
123 | Деление на 3. Закрепление Тест №6 | |||||
124 | Контрольная работа №9 по теме: умножение и деление | |||||
125 | Работа над ошибками. Деление на 3. Математический диктант №10 | |||||
126-136 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (11 ч) Итоговая административная контрольная работа№10 |
Планируемые результаты
В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:
- Ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
- Коммуникативные компетенции. Включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
- Одним из результатов обучения математике является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
М.И.Моро. и др. Математика. Программа: 1-4 классы.
Учебники
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика Учебник: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика Учебник: 1- 4 класс: В 2 ч.: Ч.2.
Проверочные работы
Волкова С.И. Математика. Проверочные работы.2класс.
Методические пособия для учителя
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие 2класс.
Дидактические материалы:
Самсонова Л.Ю. Математика: Устный счёт. Сборник упражнений
Рудницкая В.Н. Тесты по математике 2 класс
Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике 2 класс
Самсонова Л.Ю. Самостоятельные работы по математике 2 класс
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс
(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Список литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Примерная программа по математике под ред. В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачёвой . Начальная школа. М. «Вентана - Граф» 2012
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2008.
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 2 класс: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007.
- Рабочая тетрадь «Математика», 2 класс, №1, №2. Авторы: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В, М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2015 г.
Итоговая контрольная работа.
Вариант 1.
- Моркови собрали 52 кг, свеклы 28 кг, а лука в 4 раза меньше, чем моркови и свеклы вместе. Сколько килограммов лука собрали?
- Вычисли:
70 – 18 : 3
(94 – 78) : 4
40 : (5 х 2)
- Сравни:
1 ч 10 мин. 80 мин.
74 мин. 1 ч 14 мин.
- Вычисли:
7 дм 3 см – 21 см =
36 дм + 4 м 3 дм =
- Начерти прямоугольник, длина которого равна 6 см, а ширина на 3 см больше. Найди периметр этого прямоугольника.
Итоговая контрольная работа.
Вариант 2.
- В цветочный магазин привезли 23 тюльпана, 17 гвоздик, а роз в 2 раза больше, чем тюльпанов и гвоздик вместе. Сколько роз привезли в магазин?
- Вычисли:
90 – 16 : 2
(73 – 58) : 5
80 : (2 х 4)
- Сравни:
1 ч 20 мин. 90 мин.
85 мин. 1 ч 25 мин.
- Вычисли:
6 дм 5 см – 32 см =
41 дм + 2 м 7 дм =
- Начерти прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина на 5 см меньше. Найди периметр этого прямоугольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...