Организация деятельности ПМПконсилиума в образовательном учреждении.
материал

Присякарь Юлия Владимировна

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение обучающихся с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я в своём выступлении хочу сделать акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ps.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Присякарь Ю. В

Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение обучающихся с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я в своём выступлении хочу сделать акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении обучающихся  с ОВЗ.

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ МБОУ ЕСШ №9. ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом школы.

 Составляется план работы консилиума на учебный год.

 Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

Консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят:

председатель консилиума;

педагоги-психологи;

учителя – логопеды;

медицинская сестра;

социальный педагог;

В сменный состав консилиума входят:

зам. директора по учебно-воспитательной работе;

зам. директора по воспитательной работе;

 учителя-предметники;

классные руководители;

специалисты других структур (при необходимости);

Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;
  • по запросу учителя-предметника;
  • по запросу классного руководителя;
  • по запросу специалистов ППМС сопровождения;
  • по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.

В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:

  • 1-е классы – проблемы  адаптации к ситуации школьного обучения;
  • 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
  • 5-е классы – проблемы  адаптации к ситуации предметного обучения;
  • 10-е классы – проблемы  адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
  • разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
  • определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.

1 этап.        Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и рекомендациями ТПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в МБОУ ЕСШ №9. В первую очередь анализируем  ресурсы специалистов в соответствии с рекомендациями ТПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ   становятся обязательными к исполнению в школе.

Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор медицинской информации.

В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды деятельности.

Социальный педагог:

Социальный педагог проводит обследование условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.

Классный руководитель:

Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.

 Отражает трудности, испытываемые учеником, индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Учителя-предметники:

1. Качественные характеристики учебной деятельности:

    - трудности и особенности, которые испытывает обучающийся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;

   - трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;

   - трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий;

   - какие виды помощи ребенку оказываются, способность ребенка принять помощь;

2. Количественные показатели учебной деятельности:  

   - успеваемость по основным предметам;

З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

    - описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;

    - индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.

     - описание типичного для школьника эмоционального состояния на  уроке;

Педагог-психолог: 

Педагог-психолог проводит психологическое обследование ребенка с помощью экспериментально-психологических методик, выявляет нарушения или несформирмированность ВПФ, проблемы социально-личностного развития. Составляет заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка и его семьи.

Учитель-логопед: 

Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы.

2. этап: Консилиум. На основе данных, полученных специалистами, на заседании ПМПк идет коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка. В тех случаях, когда на ПМПк возникают вопросы об определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной диагностике, он направляется (с согласия родителей) на обследование на ТПМПК. Цели обращения в ТПМПК:

  • определение программы обучения;
  • уточнение программы обучения (при повторном показе);
  • определение особых условий сдачи итоговой государственной аттестации;

На консилиуме составляется и утверждается ИОМ; распределяются обязанности между участниками реализации маршрута; также на   период   реализации   рекомендаций, разработанных   специалистами   ПМПк, ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный руководитель, но может быть назначен и другой специалист или педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Также устанавливаются сроки повторного консилиума для оценки эффективности реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).

3. этап: Реализация рекомендаций консилиума. В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, оцениваются результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (отслеживается наличие и характер динамики). На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то  в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации.

Документация ПМП консилиума

  • положение О ПМПк
  • приказ об организации  ПМПконсилиума в МБОУ ЕСШ №9.
  • журнал записи и учёта обращений к специалистам консилиума;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк;
  • заключения специалистов ПМПк;
  • индивидуальные образовательные маршруты;
  • протоколы заседаний консилиума

В заключении хотелось бы отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому всем специалистам ППМС сопровождения и учителям-предметникам, работающим с детьми с ОВЗ, рекомендуется пройти курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении

В этой статье вы познакомитесь с исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.( ФГОС)...

« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы

Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»        Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...

Организация здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.

Организация здоровьесозидающей среды в начальной школе....