Организация деятельности ПМПконсилиума в образовательном учреждении.
материал
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение обучающихся с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я в своём выступлении хочу сделать акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ps.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Присякарь Ю. В
Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение обучающихся с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я в своём выступлении хочу сделать акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении обучающихся с ОВЗ.
ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ МБОУ ЕСШ №9. ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом школы.
Составляется план работы консилиума на учебный год.
Основная цель ПМПк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. ранняя диагностика отклонений;
2. консультирование родителей, педагогов;
3. определение необходимых специальных образовательных условий;
4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам;
5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;
6. формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.
Консилиум имеет основной и сменный состав. В основной состав ПМПк входят:
председатель консилиума;
педагоги-психологи;
учителя – логопеды;
медицинская сестра;
социальный педагог;
В сменный состав консилиума входят:
зам. директора по учебно-воспитательной работе;
зам. директора по воспитательной работе;
учителя-предметники;
классные руководители;
специалисты других структур (при необходимости);
Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.
Психолого-педагогический консилиум проводится:
- в соответствии с планом работы;
- по запросу учителя-предметника;
- по запросу классного руководителя;
- по запросу специалистов ППМС сопровождения;
- по запросу родителей (законных представителей) учащихся.
Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.
В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:
- 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;
- 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
- 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
- 10-е классы – проблемы адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
- разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
- определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
- оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.
Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.
Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и рекомендациями ТПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в МБОУ ЕСШ №9. В первую очередь анализируем ресурсы специалистов в соответствии с рекомендациями ТПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ становятся обязательными к исполнению в школе.
Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор медицинской информации.
В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды деятельности.
Социальный педагог:
Социальный педагог проводит обследование условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.
Классный руководитель:
Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.
Отражает трудности, испытываемые учеником, индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Учителя-предметники:
1. Качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, которые испытывает обучающийся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий;
- какие виды помощи ребенку оказываются, способность ребенка принять помощь;
2. Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.
- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
Педагог-психолог:
Педагог-психолог проводит психологическое обследование ребенка с помощью экспериментально-психологических методик, выявляет нарушения или несформирмированность ВПФ, проблемы социально-личностного развития. Составляет заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка и его семьи.
Учитель-логопед:
Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы.
2. этап: Консилиум. На основе данных, полученных специалистами, на заседании ПМПк идет коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка. В тех случаях, когда на ПМПк возникают вопросы об определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной диагностике, он направляется (с согласия родителей) на обследование на ТПМПК. Цели обращения в ТПМПК:
- определение программы обучения;
- уточнение программы обучения (при повторном показе);
- определение особых условий сдачи итоговой государственной аттестации;
На консилиуме составляется и утверждается ИОМ; распределяются обязанности между участниками реализации маршрута; также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный руководитель, но может быть назначен и другой специалист или педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Также устанавливаются сроки повторного консилиума для оценки эффективности реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).
3. этап: Реализация рекомендаций консилиума. В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, оцениваются результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (отслеживается наличие и характер динамики). На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации.
Документация ПМП консилиума
- положение О ПМПк
- приказ об организации ПМПконсилиума в МБОУ ЕСШ №9.
- журнал записи и учёта обращений к специалистам консилиума;
- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк;
- заключения специалистов ПМПк;
- индивидуальные образовательные маршруты;
- протоколы заседаний консилиума
В заключении хотелось бы отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому всем специалистам ППМС сопровождения и учителям-предметникам, работающим с детьми с ОВЗ, рекомендуется пройти курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация логопедической работы в образовательном учреждении
Цели и задачи логопедической работы...
Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении
В этой статье вы познакомитесь с исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.( ФГОС)...
« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»
Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...
Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы
Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС
подготовка к педсовету...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...
Организация здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.
Организация здоровьесозидающей среды в начальной школе....