Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юый исследователь"
рабочая программа
Цель реализации программы: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya-yunyy_isledovatel_4_klass.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1
«Рассмотрено». на заседании МС _______________ Протокол №____ от «___» _______2019г | «Согласовано». заместитель директора по УВР __________________ 2019г Сергеева Е.В. | «Утверждаю». Директор МБОУ «НОСШ» №1____________ Константинова Л.Н.. Приказ №___ от «__» ___2019г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Юный исследователь
4-а класс
(2 часа в неделю)
Составитель: учитель
начальных классов
Хомяк Надежда Атласова
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа «Юный исследователь» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707)
Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г., на основе методических материалов Зиновьева Е.Е. «Проектная деятельность в начальной школе» 2010, Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; - учебно-методического комплекса
Программа курса «Юный исследователь» изучается в течение всего обучения, рассчитана на 232 часа: в 1 классе 1 час в неделю-28 ч, во 2- 4 классах по2 часа- 68 ч.
Цель реализации программы: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа позволяет реализовать культурно-исторический системно-деятельности подход, который отражен в следующих задачах:
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
- развитие в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
- формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
- приобретение учащимися знаний о способах поиска необходимой для исследования информации, обработки полученных результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, познавательной, информационной, коммуникативной, социальной.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса «Я - Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
- У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неспешности вне учебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- метод исследования: анкетирование, моделирование;
- основы работы с компьютером;
- что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
- способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
- Способы проверки результатов освоения программы.
- В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Содержание программы
Настоящая программа включает в себя три основных раздела: «Проектно-исследовательская работа», «Творческая работа», «Культурно-образовательная работа».
Проектно-исследовательская работа
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.
Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними. Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флеш-накопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word.
Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Wordпо созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу. Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop(Фо-тошоп). Работа с фотографией в Paint(декорирование). Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице .
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно-образовательная работа
Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Юный исследователь | 34 | 34 | 68 |
Итого | 34 | 34 |
5.Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела и темы | Дата | |
План | Факт | ||
Юный исследователь (68 часов) | |||
1 | Вводное занятие. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | ||
2 | Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». | ||
3 | Что я думаю о своих способностях? | ||
4 | Анкетирование «Мои предпочтения». Хобби. Увлечения. | ||
5 | Культура мышления. | ||
6 | Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». | ||
7 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. | ||
8 | Практическая работа. | ||
9 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | ||
10 | Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. | ||
11 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы | ||
12 | Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. | ||
13 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы | ||
14 | Работа над актуальностью выбранной проблемы. | ||
15 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | ||
16 | Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. | ||
17 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | ||
18 | Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. | ||
19 | Предмет и объект исследования. | ||
20 | Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. | ||
21 | Предмет и объект исследования. | ||
22 | Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. | ||
23 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования | ||
24 | Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. | ||
25 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | ||
23 | Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. | ||
27 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | ||
28 | Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. | ||
29 | Наблюдение и экспериментирование | ||
30 | Эксперимент с микроскопом, лупой. | ||
31 | Наблюдение и экспериментирование | ||
32 | Эксперимент с микроскопом, лупой. | ||
33 | Особенности проведения теоретических исследований. | ||
34 | Практическая работа. | ||
35 | Особенности проведения эмпирических исследований. | ||
36 | Практическая работа. | ||
37 | Техника экспериментирования | ||
38 | Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». | ||
39 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования | ||
40 | Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. | ||
41 | Что такое парадоксы | ||
42 | Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. | ||
43 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | ||
44 | Работа на компьютере – создание презентации. | ||
45 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | ||
46 | Составление плана выступления. | ||
47 | Проект-свободный выбор «Они защищали Родину» | ||
48 | Составление портфолио проекта | ||
49 | Проект-свободный выбор «Они защищали Родину» | ||
50 | Индивидуально-групповая практическая работа над проектом. | ||
51 | X школьная научно-практическая конференция | ||
52 | Практическая работа над проектом | ||
53 | Поселковая ученическая конференция «Юный исследователь - 2018» | ||
54 | Практическая работа над проектом | ||
55 | Районный конкурс экологических проектов «Человек на Земле» | ||
56 | Практическая работа над проектом | ||
57 | Районная ученическая краеведческая конференция «Родной наш край – люби, исследуй, изучай» | ||
58 | Практическая работа над проектом | ||
59 | Защита исследования перед одноклассниками | ||
60 | Выступление с проектами перед одноклассниками. | ||
61 | Выступление на школьном конкурсе «Первые шаги в науку» | ||
62 | Презентация проекта | ||
63 | Анализ исследовательской деятельности | ||
64 | Анализ исследовательской деятельности. Выводы | ||
65 | Мониторинг исследовательской работы. | ||
66 | Мониторинг исследовательской работы. | ||
67 | Итоговое занятие. | ||
68 | Можно ли летом заниматься исследованиями? |
Материально-техническое обеспечение
технические средства обучения:
классная доска, персональный компьютер,
принтер,
мультимедийный проектор,
демонстрационные пособия,
экранно-звуковые пособия,
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.
com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Информационно-методическое
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3
класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
- . Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.
- Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
- А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Перспектива»1-4 классы. М.: Просвещение, 2011. -86с.
Для учащихся:
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –
- М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,
- проектируем, создаём/
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая
- погода», 2007. - 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Программа для 2 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- исследователь" 1-4 класс
Программа "Я- исследователь" предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель ...