Рабочая программа по предмету "Музыка"
рабочая программа
Рабочая программа по музыке 5 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_5_klass.docx | 46.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
класс | предмет | количество часов |
5 «а» | музыка | 68 |
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от «___»__________2019г.
Учитель: Алексеева Светлана Васильевна
Улан-Удэ
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка, пение» разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ.
- Программы по музыке специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
- Учебного плана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» на 2019-2020 учебный год.
Целью музыкального воспитания и образования является – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся.
Задачи программы:
- образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;
- формировать музыкально – эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
- коррекционные:
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
- развивающие:
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально- исполнительские навыки;
- активизировать творческие способности.
Общая характеристика учебного предмета
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с интеллектуальными нарушениями. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли быразвивать высшие психические функции.
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление. Музыкальный материал для пения подобран с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся: щадящий режим в пении, малое количество разучиваемых песен. Имеет определенную тематическую направленность: песни о добре, дружбе, о временах года, о любви к Родине. Пение, дыхательные упражнения, танцевально-ритмическая деятельность направлены на здоровьесбережение, улучшают физические качества: координацию движений, общую и мелкую моторику.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текста. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.
Музыка, рекомендуемая для обучения детей с интеллектуальными нарушениями, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.
Музыкальный материал для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная грамота».
I раздел «Пение»: включает в себя формирование вокально-хоровых навыков, является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают до 10 песен.
II раздел «Слушание музыки»: включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными произведениями звучат новые музыкальные сочинения.
III раздел «Музыкальная грамота»: этот раздел включает в себя знакомство с музыкальными инструментами и музыкальной терминологией.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются следующие типы уроков:
- вводный урок;
- урок формирования новых знаний;
- обобщающий;
- урок формирования и закрепления умений и навыков;
- комбинированные.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане на предмет музыки выделяется 2 часа в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 68.
5 «а» класс – 68 часов
Результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты уроков музыки включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями: формирование представлений о культуре, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального поведения (в классе, на концерте в актовом зале, в театре).
Учащиеся должны:
Иметь представление:
- о музыкальной грамоте;
- элементарной теории музыки.
Знать:
- звуки, паузы, размер в музыке, лады в музыке, динамику.
- композитор, дирижер, оркестр, музыкальные инструменты.
Уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- сохранять при исполнении округлое звучание;
- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в музыкальном сопровождении.
Владеть навыками:
- слышать и определять на слух звуки, ритм и паузы в музыке;
- исполнять по возможности мелодию песен;
- определять на слух длительность певческих строк.
Содержание программы
5 «а» класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. 2. 3. | 1 четверть Слушание музыки. Пение. Музыкальная грамота. | 6 ч. 6 ч. 4 ч. Всего: 16 часов |
1. 2. 3. | 2 четверть Слушание музыки. Пение. Музыкальная грамота. | 6 ч. 6 ч. 4 ч. Всего: 16 часов |
1. 2. 3. | 3 четверть Слушание музыки. Пение. Музыкальная грамота. | 8 ч. 8 ч. 4 ч. Всего: 20 часов |
1. 2. 3. | 4 четверть Слушание музыки. Пение. Музыкальная грамота. | 6 ч. 6 ч. 4 ч. Всего: 16 часов |
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды деятельности учащихся | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||||
1. | 1 четверть Слушание музыки Мир прекрасный – музыка. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Беседа о многообразии музыкальных произведений. | ||
2. | Осень в музыке. П.И. Чайковский «Времена года». | 1 | Слушание музыкального произведения. Беседа о сезонных изменениях в природе. | ||
3. | Осень в музыке. Вивальди «Осень». | 1 | Слушание музыкального произведения. Беседа о характере произведения и музыкальных образах. | ||
4. | Осень в музыке. В.А. Моцарт «Осень». | 1 | Слушание музыкального произведения. Беседа о характере произведения и музыкальных образах. | ||
5. | Осень в музыке. И. Штраус «Мелодия дождя». | 1 | Слушание музыкального произведения. Беседа о характере произведения и музыкальных образах. | ||
6. | Осень в музыке. Ф. Шопен «Вальс дождя». | 1 | Слушание музыкального произведения. Беседа о характере произведения и музыкальных образах. | ||
7. | Пение «Настоящий друг» В. Шаинский. | 1 | Подпевание песни с отработкой ритмического рисунка в музыке. | ||
8. | «Вместе весело шагать» В.Шаинский. | 1 | Подпевание песни с отработкой ритмического рисунка в музыке. | ||
9. | «Улыбка» В. Шаинский. | 1 | Подпевание песни с отработкой ритмического рисунка в музыке. | ||
10. | Песня «Девчонки-мальчишки». | 1 | Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией. | ||
11. | Песня «Девчонки-мальчишки». | 1 | Навыки интонационного пения. Разбор текста песни. | ||
12. | Песня «Девчонки-мальчишки». | 1 | Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской. | ||
13. | Музыкальная грамота С чего начинается музыка? Семи нот. | 1 | Знакомство с нотами. Произношение и пропевание нот. | ||
14. | Звуки высокие и низкие. Звуки долгие и короткие. Плавное и отрывистое звучание. | 1 | Знакомство со звуками. Пропевание гласных звуков различных по высоте и продолжительности звучания. | ||
15. | Композитор. | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа о знаменитых отечественных и зарубежных исполнителях. | ||
16. | Исполнитель, слушатель. | 1 | Знакомство с музыкальной терминологией. Сравнение: кто такой исполнитель, а кто слушатель. | ||
1. | 2 четверть Слушание музыки Музыка веселая и грустная. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
2. | Музыка тихая и громкая. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
3. | Музыка медленная и быстрая. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
4. | Музыка плавная и отрывистая. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
5. | Музыка во всем своем многообразии. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
6. | Зима в музыке. П.И. Чайковский «Времена года». | 1 | Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, о сезонных изменениях в природе. | ||
7. | Пение «Учат в школе» В. Шаинский. | 1 | Подпевание песни с отработкой ритмического рисунка в музыке. | ||
8. | «Если добрый ты». Ю.Чичков. | 1 | Подпевание песни с отработкой ритмического рисунка в музыке. | ||
9. | «Улыбка» В. Шаинский. | 1 | Подпевание песни с отработкой ритмического рисунка в музыке. | ||
10. | «Пусть бегут неуклюже» В. Шаинский. | 1 | Подпевание песни с отработкой ритмического рисунка в музыке. | ||
11. | Песни о зиме. | 1 | Музыкальный видеоряд. Просмотр, подпевка песен. | ||
12. | Новогодние песни. | 1 | Исполнение ранее разученных песен про Новый год. | ||
13. | Музыкальная грамота Оркестр. Струнные музыкальные инструменты. | 1 | Знакомство с оркестром. Беседа о струнных музыкальных инструментах. | ||
14. | Скрипка, контрабас. | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа. | ||
15. | Виолончель, арфа. | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа. | ||
16. | Орган, фортепиано. В. А. Моцарт «Музыка ангелов» | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа. Слушание музыкального прозведения, распознавание музыкальных инструментов на слух. | ||
1. | 3 четверть Слушание музыки Музыка в жизни человека. | 1 | Беседа о роли музыки в жизни человека. | ||
2. | Спортивная музыка. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
3. | Музыка для отдыха. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
4. | Музыка для релаксации. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
5. | Развлекательная музыка. | 1 | Слушание разножанровой музыки. Сравнение. | ||
6. | Зима в музыке. П. И. Чайковский «Времена года». С.С. Прокофьев «Зима». | 1 | Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, о сезонных изменениях в природе. | ||
7 | Зима в музыке. П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Г.В. Свиридов «Метель». | 1 | Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, сравнение произведений. | ||
8 | Клод Дебюсси «Шаги на снегу». Антонио Вивальди «Вьюга» | 1 | Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, сравнение произведений. | ||
9. | Пение Песня с движением «Дружба крепкая» | 1 | Навыки ориентирования в пространстве зала, знать центр (середину) зала, собираться в середине и расходиться по всему залу. | ||
10 | Г. Бойко «Песня о пограничнике» | 1 | Песни, посвященные Российской Армии. Музыкальный видеоряд. | ||
11. | «Мама». | 1 | Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией. | ||
12. | «Мама». . | 1 | Навыки интонационного пения. Разбор текста песни. | ||
13. | «Мама». | 1 | Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской. | ||
14. | М. Пляцковский «Праздник бабушек и мам». Ю. Гурьева Мамин праздник». | 1 | Музыкальный видеоряд. Просмотр, подпевка песен. | ||
15. | Песня «Нарядные пятерки». | 1 | Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией. | ||
16 | Песня «Нарядные пятерки». | 1 | Навыки интонационного пения. Разбор текста песни. | ||
17. | Музыкальная грамота Духовые музыкальные инструменты. | 1 | Беседа о духовых музыкальных инструментах. | ||
18. | Флейта, габой. | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа. | ||
19. | Кларнет, фагот. | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа. | ||
20. | «Полька-пиццикато», И.Штрауса. | 1 | Просмотр видеоролика, прослушивание музыкального произведения. Распознавание музыкальных инструментов в их звучании. | ||
1. | 4 четверть Слушание музыки Маршевость и танцевальность в музыке. | 1 | Слушание маршевой и танцевальной музыки. Сравнение, сходство и различие. | ||
2. | Маршевые мелодии и маршевые песни. Э. Григ «Шествие гномов». М. Глинка Марш «Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». | 1 | Слушание музыкальных произведений. Беседа, просмотр видеороликов военных маршей и песен разных стран. | ||
3. | Танцевальные мелодии и танцевальные песни. | 1 | Видеоряд танцевальных композиций и песен. | ||
4. | Народные танцы. | 1 | Танцы народов мира. Просмотр видеороликов и презентаций. | ||
5. | Весна в музыке. П. И. Чайковский «Времена года». Роберт Шуберт «Весенняя симфония» | 1 | Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, о сезонных изменениях в природе. | ||
6. | Весна в музыке. С.В. Рахманинов «Весенние воды». Франц Шуберт «Весенние голоса». | 1 | Слушание музыкального произведения. Беседа о характере произведения и музыкальных образах. | ||
7. | Пение Песня «Ох, уж эта школа». | 1 | Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией. | ||
8. | Песня «Ох, уж эта школа». | 1 | Навыки интонационного пения. Разбор текста песни. | ||
9. | Песня «Ох, уж эта школа». | 1 | Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской. | ||
10. | Песня «Ох, уж эта школа». | 1 | Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской. | ||
11. | Исполнительство. | 1 | Исполнение песен, работа над певческой посадкой исполнителей. | ||
12. | Исполнительство. | 1 | Исполнение песен, место на сцене, правила поведения во время выступления, культура сцены. | ||
13. | Музыкальная грамота Оркестр народных инструментов. | 1 | Беседа о составе оркестра народных инструментов. Знакомство с народными музыкальными инструментами. | ||
14. | Гармонь, баян, аккордеон. | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа. | ||
15. | Ложки, трещетки, балалайка. | 1 | Просмотр видеороликов. Беседа. | ||
16. | Русские народные песни «Светит месяц», «На горе – то калина», «Ах, вы сени, мои сени». | 1 | Прослушивание, различие инструментов на слух. |
Методическое обеспечение программы
Применяемые технологии:
- информационные (использование на уроке компьютера для показа музыкальных мультимедийных презентаций);
- коррекционно - развивающие технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
- показ;
- объяснение;
- инструктаж;
- разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
- иллюстрация.
Методы стимулирования познания и деятельности:
- поощрение;
- контроль.
Коррекционные методы:
- проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
- работа над дикцией, ударением.
Активные методы обучения:
- игра (песня – игра, музыкальная игра со звуками). Игра активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, память, мышление.
Обеспечение программы:
- Мультимедийная аппаратура;
- Флеш-накопитель;
- Аудио и видеозаписи;
- Дидактический материал (книжки, игрушки, детские музыкальные инструменты
(бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)
Главными требованиями к музыкальным произведениям являются:
- художественность;
- доступность;
- коррекционно-развивающая направленность;
- учет образного содержания художественной формы.
Литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва: «Просвещение», 2008.
- Е.А.Королева, «Музыка в сказках, стихах и рассказах», книга для учащихся и учителей, Москва: «Просвещение». 2000.
- И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева, «Музыкальные сказки и игры», книга для школьного возраста, Москва: «Владос». 2000.
- «Музыкальные сказки для начальных классов».
- Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- Лазарева В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1990. - №5.
- Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. – М., 1972.
- Музыка и пение: Программа для 1 – 4классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.
- Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах / авт.-сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...