Рабочая программа по предмету "Музыка"
рабочая программа

Светлана Васильевна Алексеева

Рабочая программа по музыке 5 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_5_klass.docx46.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

класс

предмет

количество часов

5 «а»

музыка

68

                                                                        

Рассмотрено на заседании

                                                                   педагогического совета

                                                                          протокол №____от                                                                                   «___»__________2019г.

Учитель: Алексеева Светлана Васильевна

Улан-Удэ

2019-2020 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка, пение» разработана на основе:

  1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ.
  2. Программы по музыке специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
  3. Учебного плана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»  на  2019-2020 учебный  год.

Целью музыкального воспитания и образования является – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся.

Задачи программы:

  • образовательные: 

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности; 

- формировать музыкально – эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

  • коррекционные: 

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

  •      развивающие: 

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально- исполнительские навыки;

- активизировать творческие способности.

Общая характеристика учебного предмета

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с интеллектуальными нарушениями. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли быразвивать высшие психические функции.

Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: нарушение познавательной деятельности,  особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление. Музыкальный материал для пения подобран с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся: щадящий режим в пении, малое количество разучиваемых песен. Имеет определенную тематическую направленность: песни о добре,  дружбе, о временах года, о любви к Родине. Пение, дыхательные упражнения, танцевально-ритмическая деятельность направлены на здоровьесбережение,  улучшают физические качества: координацию движений,  общую и мелкую моторику. 

На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текста. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения детей с  интеллектуальными нарушениями, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

Музыкальный материал для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная грамота».

I раздел «Пение»: включает в себя формирование вокально-хоровых навыков, является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают до 10 песен.

II раздел «Слушание музыки»: включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными произведениями звучат новые музыкальные сочинения.

III раздел «Музыкальная грамота»: этот раздел включает в себя знакомство с музыкальными инструментами и музыкальной терминологией.

В зависимости от использования  различных видов  музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются следующие типы уроков:

  • вводный урок;
  • урок формирования новых знаний;
  • обобщающий;
  • урок формирования и закрепления умений и навыков;
  • комбинированные.

Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане на предмет музыки  выделяется 2 часа в неделю. Общее число часов за  год обучения составляет 68.

5 «а» класс – 68 часов                  

 

Результаты освоения учебного предмета  

 Предметные результаты уроков музыки  включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями:  формирование представлений о культуре,  развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального поведения (в классе, на концерте в актовом зале, в театре).                                                                                                                         

Учащиеся должны:

Иметь представление:

- о музыкальной грамоте;

- элементарной теории музыки.

Знать:

- звуки, паузы, размер в музыке, лады в музыке, динамику.

- композитор, дирижер, оркестр, музыкальные инструменты.

Уметь:

- определять характер и настроение музыки;

- сохранять при исполнении округлое звучание;

- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в музыкальном сопровождении.

Владеть навыками:

- слышать и определять на слух звуки, ритм и паузы в музыке;

- исполнять по возможности мелодию песен;

- определять на слух длительность певческих строк.

Содержание программы

5 «а» класс

Учебно-тематический план 

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

2.

3.

1 четверть

Слушание музыки.

Пение.

Музыкальная грамота.

6 ч.

6 ч.

4 ч.

Всего: 16 часов

1.

2.

3.

2 четверть

Слушание музыки.

Пение.

Музыкальная грамота.

6 ч.

6 ч.

4 ч.

Всего: 16 часов

1.

2.

3.

3 четверть

Слушание музыки.

Пение.

Музыкальная грамота.

8 ч.

8 ч.

4 ч.

Всего: 20 часов

1.

2.

3.

4 четверть

Слушание музыки.

Пение.

Музыкальная грамота.

6 ч.

6 ч.

4 ч.

Всего: 16 часов

Календарно-тематический план

   №

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Виды деятельности учащихся

Дата проведения урока

План

Факт

1.

1 четверть

Слушание музыки

Мир прекрасный – музыка.

1

Слушание разножанровой музыки. Беседа о многообразии музыкальных произведений.

2.

Осень в музыке.

П.И. Чайковский «Времена года».

1

Слушание музыкального произведения. Беседа о сезонных изменениях в природе.

3.

Осень в музыке.

Вивальди «Осень».

1

Слушание музыкального произведения.

Беседа о характере произведения и музыкальных образах.

4.

Осень в музыке.

В.А. Моцарт  «Осень».

1

Слушание музыкального произведения.

Беседа о характере произведения и музыкальных образах.

5.

Осень в музыке.

И. Штраус «Мелодия дождя».

1

Слушание музыкального произведения.

Беседа о характере произведения и музыкальных образах.

6.

Осень в музыке.

Ф. Шопен «Вальс дождя».

1

Слушание музыкального произведения. Беседа о характере произведения и музыкальных образах.

7.

Пение

«Настоящий друг»

В. Шаинский.

1

Подпевание  песни с отработкой ритмического рисунка в музыке.

8.

«Вместе весело шагать» В.Шаинский.

1

Подпевание  песни с отработкой ритмического рисунка в музыке.

9.

«Улыбка»

В. Шаинский.

1

Подпевание  песни с отработкой ритмического рисунка в музыке.

10.

Песня

«Девчонки-мальчишки».

1

Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией.

11.

Песня

«Девчонки-мальчишки».

1

Навыки интонационного пения.

Разбор текста песни.

12.

Песня

«Девчонки-мальчишки».

1

Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской.

13.

Музыкальная грамота

С чего начинается музыка? Семи нот.

1

Знакомство с нотами. Произношение и пропевание нот.

14.

Звуки высокие и низкие. Звуки долгие и короткие.

Плавное и отрывистое звучание.

1

Знакомство со звуками. Пропевание гласных звуков различных по высоте и продолжительности звучания.

15.

Композитор.

1

Просмотр видеороликов. Беседа о знаменитых отечественных и зарубежных исполнителях.

16.

Исполнитель, слушатель.

1

Знакомство с музыкальной терминологией. Сравнение: кто такой исполнитель, а кто слушатель.

1.

2 четверть

Слушание музыки

Музыка веселая и грустная.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

2.

Музыка тихая и громкая.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

3.

Музыка медленная и быстрая.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

4.

Музыка плавная и отрывистая.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

5.

Музыка во всем своем многообразии.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

6.

Зима в музыке.

П.И. Чайковский «Времена года».

1

Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, о сезонных изменениях в природе.

7.

Пение

«Учат в школе»

В. Шаинский.

1

Подпевание  песни с отработкой ритмического рисунка в музыке.

8.

 «Если добрый ты».

Ю.Чичков.  

1

Подпевание  песни с отработкой ритмического рисунка в музыке.

9.

«Улыбка»

В. Шаинский.

1

Подпевание  песни с отработкой ритмического рисунка в музыке.

10.

«Пусть бегут неуклюже»

В. Шаинский.

1

Подпевание  песни с отработкой ритмического рисунка в музыке.

11.

Песни о зиме.

1

Музыкальный видеоряд. Просмотр, подпевка песен.

12.

Новогодние песни.

1

Исполнение ранее разученных песен про Новый год.

13.

Музыкальная грамота

Оркестр. Струнные музыкальные инструменты.

1

Знакомство с оркестром.

Беседа о струнных музыкальных инструментах.

14.

Скрипка, контрабас.

1

Просмотр видеороликов. Беседа.

15.

Виолончель, арфа.

1

Просмотр видеороликов. Беседа.

16.

Орган, фортепиано.

В. А. Моцарт «Музыка ангелов»

1

Просмотр видеороликов. Беседа.

Слушание музыкального прозведения, распознавание музыкальных инструментов на слух.

1.

3 четверть

Слушание музыки

Музыка в жизни человека.

1

Беседа о роли музыки в жизни человека.

2.

Спортивная музыка.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

3.

Музыка для отдыха.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

4.

Музыка для релаксации.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

5.

Развлекательная музыка.

1

Слушание разножанровой музыки. Сравнение.

6.

Зима в музыке.

П. И. Чайковский «Времена года».

С.С. Прокофьев «Зима».

1

Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, о сезонных изменениях в природе.

7

Зима в музыке.

П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

Г.В. Свиридов «Метель».

1

Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, сравнение произведений.

8

Клод Дебюсси «Шаги на снегу».

Антонио Вивальди «Вьюга»

1

Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, сравнение произведений.

9.

Пение

Песня с движением «Дружба крепкая»

1

Навыки ориентирования в пространстве зала, знать центр (середину) зала, собираться в середине и расходиться по всему залу.

10

Г. Бойко

«Песня о пограничнике»

1

Песни, посвященные Российской Армии. Музыкальный видеоряд.

11.

«Мама».

1

Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией.

12.

«Мама».

.

1

Навыки интонационного пения.

Разбор текста песни.

13.

«Мама».

1

Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской.

14.

М. Пляцковский

«Праздник бабушек и мам».

Ю. Гурьева Мамин праздник».

1

Музыкальный видеоряд. Просмотр, подпевка песен.

15.

Песня «Нарядные пятерки».

1

Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией.

16

Песня «Нарядные пятерки».

1

Навыки интонационного пения.

Разбор текста песни.

17.

Музыкальная грамота

Духовые музыкальные инструменты.

1

Беседа о духовых  музыкальных инструментах.

18.

Флейта, габой.

1

Просмотр видеороликов. Беседа.

19.

Кларнет, фагот.

1

Просмотр видеороликов. Беседа.

20.

«Полька-пиццикато», И.Штрауса.

1

Просмотр видеоролика, прослушивание музыкального произведения.  Распознавание музыкальных инструментов в их звучании.

1.

4 четверть

Слушание музыки

Маршевость и танцевальность в музыке.

1

Слушание маршевой и танцевальной музыки. Сравнение, сходство и различие.

2.

Маршевые мелодии и маршевые песни.

Э. Григ «Шествие гномов».

М. Глинка Марш «Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

1

Слушание музыкальных произведений. Беседа, просмотр видеороликов военных маршей и песен разных стран.

3.

Танцевальные мелодии и танцевальные песни.

1

Видеоряд танцевальных композиций и песен.

4.

Народные танцы.

1

Танцы народов мира. Просмотр видеороликов и презентаций.

5.

Весна в музыке.

П. И. Чайковский «Времена года».

Роберт Шуберт «Весенняя симфония»

1

Слушание музыкальных произведений. Беседа о характере произведения и музыкальных образах, о сезонных изменениях в природе.

6.

Весна в музыке.

С.В. Рахманинов «Весенние воды».

Франц Шуберт «Весенние голоса».

1

Слушание музыкального произведения. Беседа о характере произведения и музыкальных образах.

7.

Пение

Песня «Ох, уж эта школа».

1

Навыки интонационного пения. Прослушивание песни, работа над интонацией.

8.

Песня «Ох, уж эта школа».

1

Навыки интонационного пения.

Разбор текста песни.

9.

Песня «Ох, уж эта школа».

1

Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской.

10.

Песня «Ох, уж эта школа».

1

Навыки интонационного пения. Исполнение песни, работа над интонацией и тембровой окраской.

11.

Исполнительство.

1

Исполнение песен, работа над певческой посадкой исполнителей.

12.

Исполнительство.

1

Исполнение песен, место на сцене, правила поведения во время выступления, культура сцены.

13.

Музыкальная грамота

Оркестр народных инструментов.

1

Беседа о составе оркестра  народных инструментов. Знакомство с народными музыкальными инструментами.

14.

Гармонь, баян, аккордеон.

1

Просмотр видеороликов. Беседа.

15.

Ложки, трещетки, балалайка.

1

Просмотр видеороликов. Беседа.

16.

Русские народные песни «Светит месяц», «На горе – то калина», «Ах, вы сени, мои сени».

1

Прослушивание, различие инструментов на слух.

Методическое обеспечение программы

Применяемые технологии:

  • информационные (использование на уроке компьютера для показа музыкальных мультимедийных презентаций);
  • коррекционно - развивающие технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:

  • показ;
  • объяснение;
  • инструктаж;
  • разъяснение.

 Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • иллюстрация.

 Методы стимулирования познания и деятельности:

  • поощрение;
  • контроль.

 Коррекционные методы:

  •  проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
  •      работа над дикцией, ударением.
     
    Активные методы обучения:
  •      игра (песня – игра, музыкальная игра со звуками). Игра активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, память, мышление.

Обеспечение программы:

  • Мультимедийная аппаратура;
  • Флеш-накопитель;
  • Аудио и видеозаписи;
  • Дидактический материал (книжки, игрушки,  детские музыкальные инструменты  
    (бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)

Главными требованиями к музыкальным произведениям являются:

- художественность;

- доступность;

- коррекционно-развивающая направленность;

- учет образного содержания художественной формы.

     Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва: «Просвещение», 2008.
  2. Е.А.Королева, «Музыка в сказках, стихах и рассказах», книга для учащихся и учителей, Москва: «Просвещение». 2000.
  3. И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева, «Музыкальные сказки и игры», книга для школьного возраста, Москва: «Владос». 2000.
  4. «Музыкальные сказки для начальных классов».
  5. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  6. Лазарева В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1990. - №5.
  7. Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. – М., 1972.
  8. Музыка и пение: Программа для 1 – 4классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.
  9. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах / авт.-сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...