Использование ассоциаций на уроках русского языка
методическая разработка
Выступление на методическом объединении учителй начальных классов по теме "Использование ассоциативных рисунков на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assotsiativnye_risunki.docx | 570.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
ассоциативных рисунков на уроках русского языка.
Любой человек от природы обладает способностью к ассоциации. На протяжении всей жизни количество ассоциаций непрерывно увеличивается и способствует успешному решению учебных и жизненных задач.
Чтобы лучше запомнить нужную информацию и дольше удерживать ее в памяти, хорошо находить яркие запоминающиеся ассоциации. Их использование будет помогать в нужный момент более полно воспроизводить информацию. Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного в нем нет. Главное -
Ассоциация должна быть интересна.
Ассоциация должна быть необычна.
Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) —закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.
Чем лучше развивается ассоциация, тем более чутким и вдумчивым становится ученик.
Чтобы сделать уроки яркими, эмоциональными, запоминающимися использую ассоциативные рисунки. Это возможность наглядно, зримо преподнести детям новый материал. Это очень важно: ведь то, что ребенок увидел, эмоционально пережил, то действительно становится «своим», становится настоящим знанием.
Заучивание словарных слов – одна из нелюбимых учащимися работа. Отсюда и большое количество ошибок, допускаемых учениками при написании словарных диктантов и при употреблении словарных слов в творческих работах.
В методике преподавания известно много приемов, традиционно используемых учителями с этой целью:
- запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении его и правильной постановкой ударения в нем (т.о., слово воспринимается и зрением, и на слух);
- упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;
- составление предложений с новым словом в его разных значениях (придумать всевозможные значения слов: сгореть, разбить, дом, язык);
- введение в орфографические упражнения новых слов;
- творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказа);
- ведение детских орфографических словарей
Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при воспроизведении слова, помогая правильно написать орфограмму.
Для более успешного запоминания словарных слов используется прием ассоциативного запоминания.
Орфограмма в слове представлена в виде яркого образа, связанного с личным опытом ребенка. Так же дети легко запоминают правильное написание словарных слов, когда опираются на личные ощущения, связанные с этим словом. Например: произнося слово “лимон”, у детей возникает ассоциация с чем – то кислым и их губы растягиваются. Волей неволей они произносят звук “и” в слове “лимон”.
Таким образом, использование наглядных материалов при работе со словарными словами, где орфограмма является ярким образом, способствует лучшему запоминанию словарных слов.
Результатами работы данного метода являются:
Творческая активность детей;
Раскрепощение личности каждого ребёнка;
Создание ситуации успеха;
Обогащение словарного запаса;
Развитие логического мышления;
Улучшение памяти учащихся;
Приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
Усиление мотивации в обучении.
На уроках литературного чтения многие учащиеся воссоздают образы и картины прочитанного неточно и даже неверно. Рисунки же, выполненные детьми на основе прочитанного текста, способствуют выявлению в известной мере того, что действительно воспринятого учащимися. Рисунок помогает детям не только как-то конкретизировать, уточнить их представления о прочитанном, но и в доступной для них форм (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить свое отношение к изображаемому.
Ребенок, создавая иллюстрацию, осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для того, что осмыслил, следовательно, рисунок стимулирует запоминание, т.е. положительно влияет на долговременную память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа в парах с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 3 классе.
Слайды данной презентации помогут организовать работу в парах на уроках русского языка....
Дидактические игры "Составь слово" с использованием мультимедиа на уроках русского языка в 4 классе.
Эти игры стимулируют учеников к изучению темы "Состав слова", помогают активизировать учебную деятельность, снять усталость и напряжённость на любом этапе урока....
использование ИКТ на уроках русского языка
Урок для 4 класса общеобразовательной школы по теме "Правописание личных окончаний глаголов"...
Презентация "Использование ППС на уроках русского языка и математики"
Из опыта моей работы по использованию программно-прикладных средств на уроках русского языка и математики....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
У учащихся развивается активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и сети Интернет...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтенияС использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образованияОпределение информац...