Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД
статья
Предварительный просмотр:
Тема: « Работа в парах на уроках в начальной школе
как средство формирования УУД»
- В качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки Джона Дьюи:
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.
Задачи обучения:
- учить умению сотрудничать и работать в паре,
- быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений,
- уметь слушать и слышать партнера,
- свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Что же такое пара? Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития.
При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа я всё чаще включаю работу в парах. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных.
Для того, чтобы перевести ребенка в позицию учащегося, т.е. учащего самого себя с помощью учителя, учебника, сверстников необходимо учить детей особой форме взаимодействия – учебному сотрудничеству, т.е. работа в паре.
Формирование пары
Способы:
Самый простой и естественный способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.
Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.
Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.
Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя:
- детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)
- еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»);
ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;
Состав пар:
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).
Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.
Развитие навыка работы в условиях шума
В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.
Регулировать уровень шума.
Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши, и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка – все замолчат, на один – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.
Установление контакта и настрой на совместную работу
Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:
Вот сейчас коллеги, мы эти упражнения покажем на практике.
«Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
Желаю успеха большого во всём и везде. ЗДРАВСТВУЙ!!!
«Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;
«Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;
«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;
Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.
Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.
Полезные упражнения:
На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.
Этикет, или правила работы в паре
Правила вежливого спора:
- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль
и спроси: «Я правильно понял?»
- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»
- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);
Правила работы в паре:
- Говорим шепотом.
- Работаем вместе.
- Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
- В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
- Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
- Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Спасибо за внимание!
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Инзер
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
«Утверждаю» Директор МОБУ СОШ №2 С.Инзер __________ Р.Н.Идрисов Протокол № ____ от «____» _________ 20 ___ г. |
Выступление на педагогическом совете
«Работа в парах на уроках в начальной школе
как средство формирования УУД»
Выступление подготовила:
учитель начальных классов
Султанова Разиля Идрисовна
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания
Описанине опыта работы по теме: "Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания "...
Педагогический проект "Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД...
Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников
Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....
Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...
Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД
Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. М.М.Бахтин...
Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».
Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....