Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.
материал (1, 2 класс)
Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.
Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра включает в себя 9 субтестов, применяемых для измерения речевых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.
Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.
В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.
I субтест
Инструкция для испытуемого: "Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?".
Задание | Оценка выполнения в баллах | |
1 | У сапога есть…шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы | 1,9 |
2 | В теплых краях обитает…медведь, олень, волк, пингвин, верблюд | 2,8 |
3 | В году…24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. | 2,7 |
4 | Месяц зимы… сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март | 2,3 |
5 | В России не живет…соловей, аист, синица, страус, скворец | 2,6 |
6 | Отец старше своего сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда | 2,2 |
7 | Время суток… год, месяц, неделя, день, понедельник | 2,8 |
8 | Вода всегда… прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная | 3,4 |
9 | У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды, корень, тень | 2,8 |
10 | Пассажирский транспорт… комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз | 2,6 |
II субтест
Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?"
Задание | Оценка выполнения в баллах | |
1 | Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка | 2,6 |
2 | Река, озеро, море, болото, мост | 2,3 |
3 | Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата | 2,7 |
4 | Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород | 2,6 |
5 | Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита | 2,4 |
6 | Курица, петух, лебедь, гусь, индюк | 2,5 |
7 | Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат | 2,5 |
8 | Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля | 2,3 |
9 | Число, деление, сложение, вычитание, умножение | 3,0 |
10 | Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный | 2/7 |
III субтест
Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ..."
№ | Задание | Оценка выполнения в баллах | |
1 | Огурец | Роза | 2,0 |
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
2 | Огород | Сад | 2,4 |
Морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
3 | Учитель | Врач | 2,2 |
ученик | Очки, больница, палата, больной, термометр | ||
4 | Цветок | Птица | 2,6 |
Ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья | ||
5 | Перчатка | Сапог | 2,4 |
рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щетка | ||
6 | Темный | Мокрый | 2,1 |
Светлый | Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | ||
7 | Часы | Термометр | 2,5 |
Время | Стекло, температура, кровать, больной, врач | ||
8 | Машина | Лодка | 2,2 |
Мотор | Река, маяк, парус, волна | ||
9 | Стол | Пол | 2,2 |
Скатерть | Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди, | ||
10 | Стул | Игла | 2,1 |
Деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
IV субтест. Инструкция испытуемому: «Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе одним словом?»
№ | Задание | Оценка выполнения в баллах |
1 | Метла, лопата - … (инструменты) | 2,6 |
2 | Лето, зима – … (времена года) | 2,1 |
3 | Окунь, карась - … (рыбы) | 3,0 |
4 | Огурец, помидор - … (овощи) | 2,2 |
5 | Сирень, ракита - … (кустарники) | 2,6 |
6 | Шкаф, диван - … (мебель) | 3,0 |
7 | Июнь, июль - … (месяцы) | 2,4 |
8 | День, ночь - … (время суток) | 2,8 |
9 | Слон, муравей – … (животные) | 2,2 |
10 | Дерево, цветок - … (растения) | 2,2 |
Оценка выполнения учащимися тестовых задач.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:
100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;
79-60 баллов - средний уровень;
59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39-20 баллов - низкий уровень развития;
меньше 20 баллов - очень низкий уровень.
При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.
2. Уровень развития умения планировать свои действия.
Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.
Не решены последние 4 (т. е. 18-22) - средний уровень.
Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...
"Значение игры в умственном развитии младших школьников."
В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....
"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)
"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)...
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...
Методика определения уровня умственного развития младшего школьника
Методика определения уровня умственного развития младшего школьника...
Диагностика уровня речевого развития младших школьников
Умение выделять части в тексте...
Анкета на определение уровня сформированности у младших школьников умения слушать
Анкета для младшего школьника...