"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)
методическая разработка на тему
"Определение уровня умственного развития младшего школьника" (диагностика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для младших школьников было разработано 4 субтеста , включающих в себя 40 заданий, подобранных с учётом программного материала начальных классов. В состав первого субтеста входят задания, требующие от ученика дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных. По результатам выполнения некоторых задач ученика можно судить о запасе знаний ученика.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности ученика выделять существенные признаки предметов или явлений. Третий субтекст - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения ученику необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвёртый субтест направлен на выявление умения обобщать (Ученик должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста ). Каждому заданию присваивается определённая оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путём суммирования баллов по всем заданиям.
1 субтест «Какое слова из всех, что я назову, подходит больше всего?» № Задание Оценка выполнения в баллах 1 У сапога есть…шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. 1,9 2 В тёплых краях обитает … медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. 2,8 3 В году …24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. 2,7 4 Месяц зимы …сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. 2,3 5 В России не живёт …соловей, аист, синица, страус, скворец. 2,6 6 Отец старше своего сына …часто, всегда, никогда, редко, иногда. 2,2 7 Время суток …год, месяц, неделя, день, понедельник. 2,8 8 Вода всегда …прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная. 3,4 9 У дерева всегда есть …листья, цветы, плоды, корень, тень. 2,8 10 Пассажирский транспорт …комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз. 2,6
2 субтест «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?» № Задание Оценка выполнения в баллах 1 Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6 2 Река, озеро, море, мост, болото 2,3 3 Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка 2,7 4 Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород 2,6 5 Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита, 2,4 6 Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5 7 Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат 2,5 8 Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля 2,3 9 Число, деление, сложение, умножение, вычитание 3,0 10 Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7
3 субтест «К слову «птица» подходит слово «гнездо». Скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза - …
№ Задание Оценка выполнения в баллах 1 Огурец Роза 2,0 Овощ Сорняк, роса, садик, цветок , земля 2 Огород Сад 2,4 Морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка 3 Учитель Врач 2,2 Ученик Очки, больница, палата, больной , термометр 4 Цветок Птица 2,6 Ваза Клюв, чайка , гнездо , перья 5 Перчатка Сапог 2,4 Рука Чулки, подошва, кожа, нога, щётка 6 Тёмный Мокрый 2,1 Светлый Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный 7 Часы Термометр 2,5 Время Стекло, температура, кровать, больной, врач 8 Машина Лодка 2,2 Мотор Река, маяк, парус , волна 9 Стол Пол 2,2 Скатерть Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди 10 Стул Игла 2,1 Деревянный Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
4 субтест «Каким общим словом можно назвать …?» № Задание Оценка выполнения в баллах 1 Метла, лопата - … (инструменты) 2,6 2 Лето, зима - … (времена года) 2,1 3 Окунь, карась - …(рыбы) 3,0 4 Огурец, помидор - … (овощи) 2,2 5 Сирень, ракита – … (кустарники) 2,6 6 Шкаф, диван - …(мебель) 3,0 7 Июнь, июль - …(месяцы) 2,4 8 День, ночь - … (время суток) 2,8 9 Слон, муравей - … (животные) 2,2 10 Дерево, цветок - … (растения) 2,2
Оценка выполнения учащимися тестовых задач. Оценка в баллах по каждому заданию получается путём суммирования всех правильных ответов по данному субтесту . Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение 1 – 2 субтестов – по 26 баллов, 3 – 23 балла, 4 – 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом: 100 – 80 баллов – высокий уровень умственного развития; 79 – 60 баллов – средний уровень; 59 – 40 баллов – недостаточный (ниже среднего) уровень развития; 39 – 20 баллов – низкий уровень развития; меньше 20 баллов – очень низкий уровень развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78682.jpg)
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...
"Значение игры в умственном развитии младших школьников."
В работе отражены значение дидактической игры, влияние игры на умственное развитие детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685323-1444571871.jpg)
Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.
В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510867-1414673368.jpg)
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-596743-1627560520.jpg)
Методика определения уровня умственного развития младшего школьника
Методика определения уровня умственного развития младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/23/picture-58294-1550945571.jpg)
Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.
Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/13/picture-1285000-1699899103.jpg)
Анкета на определение уровня сформированности у младших школьников умения слушать
Анкета для младшего школьника...