Мастер-класс "Определение падежей"
методическая разработка

Мастер-класс "Определение падежей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме

«Универсальный способ определения падежа. (Приём работы.)»

Слайд 1.

  1. Введение.

–Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела представить вашему вниманию мастер – класс по русскому языку.

Слайд 2.

- На слайде записаны предложения. Прочитайте их.

Ваня взял краски с полки и положил их на стол.

На дальней станции сойду, трава по пояс.        

- Определите падеж у всех имён существительных.

- А как вы его будете определять?

- Давайте вспомним алгоритм определения падежа у существительного.

Слайд 3.

  • Ставим вопрос к существительному.
  • Если родительный или винительный падежи, то задаём два вопроса.
  • Падежи можно определить и по предлогам, которые относятся к тому или иному падежу.

Слайд 4.

Слайд 5.

          - Итак, что у Вас получилось? (1)И.п., В.п., Р.п., В.п.; 2) П.п., И.п., В.п.)

- Были ли у Вас сложности? Были ли другие варианты?

- А какие сложности могут возникнуть при определении падежей у детей? Дети, как правило, путают два падежа: это родительный падеж и винительный падеж.

  1. Постановка темы мастер - класса.

- Одной из самых трудных тем  в русском языке  считается тема «Определение падежа у существительных». И вы в этом, я думаю, не раз убеждались, так как, у всех есть дети и им задавали  домашние задания: такие как, определите падеж у имён существительных в тексте. И дети не всегда успешно с этим справлялись.

- Поэтому мой  мастер-класс я посвятила этой  теме и называется он так:

 Слайд 6.

«Универсальный способ определения падежа. (Приём работы.)»

- А для чего нужно определять падеж, как Вы думаете? (Падеж нужно уметь определять, чтобы правильно писать падежные окончания).

3) Способ определения падежа существительного. 

– С чего же мы с нашими детьми начинаем работу по данной теме:

  1. Во втором классе знакомимся с понятием падежа.

Слайд 7.

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

  1. Узнаем, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например?

   Количество падежей в русском языке тесно связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Значит, падежей столько, сколько окончаний? Это так, но не совсем. Именно шесть падежей (и не меньше!) прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения.

  1. Запоминаем порядок построения падежей пр помощи предложения: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Слайд 8.

  1. Далее мы узнаём, какие падежи в литературном языке самые частотные, то есть наиболее употребительные:
  • на именительный приходится 33 % всех падежных форм,
  •  на родительный – 24 %, на винительный – 20 %.
  • а на остальные три падежа приходится всего 23 % .

Слайд 9.

  1. А в разговорной речи на именительный приходится целых 50 %, на винительный –   20 %, на родительный – 15 %.

Слайд 10.

  1. В деловой же речи самыми употребительными являются родительный – 40 % и именительный – 25 %.

 Какой же вывод можно сделать исходя из этих подсчётов?

   В любой речи самыми частотными являются именительный, родительный и винительный падежи. Именно поэтому на эти падежи и нужно обратить особое внимание!

  1. Говорим и об этимологии названий падежей.

Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. 

Слайд 11.

Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. 

Слайд 12.

Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). 

Слайд 13.

Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.

 Слайд 14.

Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный    существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», в семантике (происхождении) которого в древнерусском языке было также значение «причина».

Слайд 15.

  Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие  действия (писать карандашом, резать ножом).

Слайд 16.

Предложный падеж назван так Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался «сказательным».)

    Итак, в русском языке шесть падежей. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца.

А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

   8. При изучении темы «Зачем словам нужны окончания?»  говорим о работе окончаний и приходим к тому, что в  предложении любые существительные можно заменить каким-нибудь другим существительным в этом же падеже.  Изучая эту тему, мы понимаем, что падежных окончаний очень много. А наша задача дать детям такой простой способ, чтобы любой ребёнок мог определить падеж  у любого существительного и в словосочетании и в предложении. Наиболее ярко падежные окончания проявляются у существительных 1-го склонения женского рода с ударным окончанием.  Поэтому для определения падежа мы используем слово «стена».

Слайд 17.

9. Далее, дети учат  таблицу окончаний слова «стена» в единственном числе во всех падежах  наизусть:

И.п. есть стена – а

Р.п. нет стены – ы

Д.п. рад стене –е

В.п. вижу стену –у

Т.п. доволен стеной –ой

П.п. думаю о стене –е.

 10.  Следующим этапом я даю способ определения падежа. Универсальность способа в том, что мы подставляем  слово «стена» вместо любого существительного в  словосочетаниях и в предложениях. Смотрим на окончание слова стена и определяем падеж.

Слайд 18.

Например: украсились инеем (стеной, окончание –ой в Т.п.).

  11. Так же  мы отмечаем, что у слова «стена» встречаются одинаковые окончания в дательном и предложном падежах, поэтому при подстановке слова «стена» в дательном и предложном падежах дополнительно задаём вопрос.

Слайд 19.

Например: писать другу (стене, окончание –е в Д.п. и П.п., писать кому?, значит, Д.п.)

12. Подставлять слово «стена» можно и вместо существительных во множественном числе. Способ работает так же.

Слайд 20.

Например: летит с ветки (со стены, окончание –ы в Р.п.);

                     появился на ветках (на стене, окончание –е, на    чём?, П.п)

13. Далее мы отрабатываем с детьми этот способ и доводим его до автоматизма.

4) Определение падежей по способу.

- Давайте же и мы попробуем определять падеж по способу.

 - У вас на партах лежат сигнальные карточки с сокращенными названиями падежей.

- На слайде записаны  пословицы. Во всех пословицах есть слово «дело». Определите падеж у данного существительного в пословицах и поднимите карточку с соответствующим падежом.

Слайд 21.

"Дельные " пословицы.

  Дело шуток не любит.  И.п.

 От слова  до дела целая верста. Р.п.

  Не по сути дело, а по делу суть.  И.п. Д.п.

 Ты за дело, а дело за тебя.     В.п.  И.п.

  Всех дел не переделаешь.   Р.п.

  По твоим делам о тебе судят.   Д.п.

5) Рефлексия.

- Мы говорили сегодня о способе определения падежа. И в начале нашего разговора я упоминала о том, что дети часто путают падежи: именительный, родительный и винительный.

- Давайте же заполним нашу стену. На ней вы видите эти падежи. У вас на столах лежат сердечки, которые Вам нужно прикрепить под одним из падежей.

1. Именительный. Это имя предмета, начальная форма, то, что есть у предмета.

- Вы крепите свои сердечки сюда, если тема Вам знакома,  и Вы имели представление о ней.

2. Родительный.  Означает «полученный с рождения», лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем.

- Вы крепите свои сердечки сюда, если тема Вам незнакома, но Вы видите новый стимул для своего развития.

3. Винительный. Это объект, на который направлено действие.

- Вы крепите свои сердечки сюда, если тема Вас не только заинтересовала, но вы на практике видите перспективу для её применения.

Слайд 22. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» Сотникова И.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Стрежевой 2020 год.

Слайд 2

1) Ваня взял краски с полки и положил их на стол. 2) На дальней станции сойду, трава по пояс.

Слайд 3

Алгоритм определения падежа у существительного. 1 . Ставим вопрос к существительному. 2. Если родительный или винительный падежи, то задаём два вопроса. 3. Слова помощники: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю о. 4. Падежи можно определить и по предлогам, которые относятся к тому или иному падежу. 5. Вспомнить окончания падежа.

Слайд 5

1) Ваня взял краски с полки и положил их на стол. 2) На дальней станции сойду, трава по пояс.

Слайд 6

Универсальный способ определения падежа. (Приём работы). Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Стрежевой 2020 год. учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» Сотникова И.В.

Слайд 7

Слово падеж произошло от латинского casus (падение).

Слайд 8

В литературном языке самые частотные падежи:

Слайд 9

В разговорной речи самые частотные падежи:

Слайд 10

В деловой речи самые частотные падежи:

Слайд 11

Именительный падеж – имя предмета – начальная форма наименования.

Слайд 12

Родительный буквально означает «полученный с рождения».

Слайд 13

Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.

Слайд 14

Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным , является причиной, вызывающей само действие.

Слайд 15

Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия.

Слайд 16

Предложный падеж назван так Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.

Слайд 17

Название падежа Изменение слова «стена» Окончание Именительный падеж есть стена -а Родительный падеж нет стены -ы Дательный падеж рад стене -е Винительный падеж вижу стену -у Творительный падеж доволен стеной -ой Предложный падеж думаю о стене -е

Слайд 18

Украсились инеем (стеной, окончание –ой в Т.п.) .

Слайд 19

Писать другу (стене, окончание –е в Д.п . и П.п ., писать кому?, значит, Д.п .)

Слайд 20

1) Летит с ветки (со стены, окончание –ы в Р.п .); 2) Подарить подарки (стену, окончание –у, в В.п.)

Слайд 21

"Дельные " пословицы. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. Не по сути дело , а по делу суть. Ты за дело , а дело за тебя. Всех дел не переделаешь. По твоим делам о тебе судят .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных

Презентация к уроку  русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

План-конспект урока " Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа"

План-конспект урока по русскому языку с использованиес ЭОР 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...