МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Попова Алла Юрьевна

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mentalnaya_arifmetika.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Попова А.Ю.

МБОУ Ушмунская СОШ

Директор, учитель начальных классов

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Двадцать первое столетие характеризуется стремительным насыщением информации, постоянной сменой событий. Быть в курсе происходящего, моментально усваивать разнообразную информацию, фиксировать ее в памяти и анализировать – одно из значимых качеств, которыми обязан владеть человек, для того чтобы быть успешным в наше время. 

Воспитание личности, способной быть адекватной требованиям современного общества и его социальному запросу, – первостепенная задача школы. В связи с этим, от учителей требуется применение новых нетрадиционных методик, в том числе, с привлечением опыта преподавателей зарубежных стран.

На сегодняшний день все большую известность приобретает система обучения счету – ментальная арифметика, рекомендованная к применению в школе за рубежом. По данной методической системе формируются творческие и интеллектуальные возможности детей более чем в 50 странах: от Канады до Великобритании. Она приобрела такую популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания. 

На сегодняшний день ментальная арифметика включена в школьные программы Японии и Китая как отдельная учебная дисциплина; ее начинают изучать уже с дошкольного возраста. Ментальная арифметика подходит не только для малышей, но и для взрослых: в Азии и в Америке ее применяют в качестве профилактики болезни Альцгеймера и старческого слабоумия . Ментальная арифметика – это зарядка для разума. Зародилась она в Древней Японии около 2000 лет назад. В тот момент возникли ее основополагающие принципы, которые применяются и сегодня: равновесное развитие двух полушарий головного мозга и применение абакуса (счеты) для формирования вычислительных навыков. 

Суть ментальной арифметики заключается в системе развития детского интеллекта, построенной на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Благодаря ментальному счету у ребят выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области формирования универсальных учебных действий.

С помощью технологии ментальной арифметики можно улучшить скорость восприятия, переработки информации и ее обмена за счет активной работы левого и правого полушария. Как известно, левое полушарие отвечает за логическое, а правое – за творческое мышление. При использовании левой руки во время проведения вычислений на счетах начинает работать правое полушарие, если задействовать правую руку, начинает функционировать левое. Так применяя обе руки при подобных вычислениях, развиваются оба полушария головного мозга, что способствует значимому развитию ребенка.

Таким образом, обучение быстрому счету заключается в активной работе ребенка на счетах – абакус, изображенных на рис. 1. Специально заостренные края косточек также способствуют развитию мелкой моторики детей.

 

https://nauchforum.ru/files/2018_04_25_StudHum/zolotor.files/image001.jpg

Рисунок 1. Абакус

 

После освоения абакуса начинается нематериальное вычисление, систематически происходит освобождение ребенка от счетов и впоследствии он представляет вычислительные действия в уме. Дети осваивают основные математические операции – сложение, вычитание, умножение, деление и вычисление квадратного и кубического корней чисел.

Для овладения действиями устного счета специалисты рекомендуют заниматься ментальной арифметикой 2-3 раза в неделю с учетом выполнения 15-20 минутного домашнего задания. Усвоение программы происходит в форме игры, здесь используется не просто сухой счет, каждое занятие сопровождается подвижными разминками и тренировками, направленными на использование обеих рук. Благодаря одновременному использованию левого и правого полушарий головного мозга, процедура освоения нового материала и рассуждение над ним происходят результативнее, чем в процессе освоения устных и письменных приемов арифметических действий.

Отметим, что владение таким видом счета не является необходимым для ребенка, однако развитие вычислительных навыков по данной методике способствует улучшению работы головного мозга, в силу чего, занятия по ментальной арифметике можно проводить при подготовке ребенка к школе или в процессе внеурочной деятельности.                

Программа по математике начальной школы существенно расширилась в последние годы. Тем не менее, арифметические навыки остаются фундаментом школьного математического образования . Способность производить быстрые вычисления в уме может быть полезной всю жизнь, начиная с младших классов вплоть до трудовой деятельности, ведь в нынешнем обществе человеку каждый день поступают задачи, которые требуют эффективного решения и большой набор числовых данных, требующих оперативной обработки. Высокий уровень владения вычислительными операциями необходим и при решении задач выпускных государственных экзаменов по математике. Все это становится значительно проще и приятнее выполнять совместно с ментальной арифметикой. 

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

 Плюсы методики

  1. Развитие мышления и мелкой моторики. Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.
  2. Умение быстро считать в уме. Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.
  3. Улучшение памяти. Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.
  4. Повышение интереса к учебе. Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.
  5. Высокая концентрация внимания. Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

  1. Ребенок спешит и допускает ошибки в решении. В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.
  2. Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями. Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд. Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.

Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам.

Список литературы:

1. Вендина А.А., Киричек К.А. Методические особенности изучения младшими школьниками арифметических действий в концентре «Многозначные числа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVIII Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 59-65.

2. Научные исследования по ментальной арифметике / Международная школа ментальной арифметики «ISMA» [Электронный ресурс]. URL: http://ismakz.com/ru/news/3-nauchnye-issledovaniya-po-mentalnoy-arifmetike (дата обращения: 22.03.2018).

3. Пчельникова К. Что такое ментальная арифметика? [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/247553/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika (дата обращения: 21.03.2018).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО «Ментальная арифметика в начальной школе»

Что такое ментальная арифметика? Это методика обучения быстрому счету. Но это не самое главное. Самое главное, что с помощью быстрого счета развивается интеллект. Это такое же направление как скорочте...

Ментальная арифметика

Информация предназначена для родителей заинтересованных в изучении детьми ментальной арифметики...

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ

Презентация для учителей начальных классов, которые работают с детьми с ОВЗ и готовы использовать элементы ментальной арифметики как один из интерактивных методов...

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов   обучения детей с ОВЗ...