Метод проектов
консультация

Хасаншина Мария Николаевна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_metod_proektov.doc45.5 КБ
Файл prezentatsiyaproekty.pptx156.67 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках в начальной школе

     

 

   Одно из ведущих  мест среди инновационных технологий принадлежит сегодня технологии проектов.

Технология  проектов – это технология, направленная  на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающая сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие исследовательской деятельности, создание учащимися конечного результата их собственной творческой деятельности.

    Главная идея технологии проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы.

     Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

     Внутренний результат – опыт деятельности – становится достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Основные требования к проекту.

     В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

   

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен общественности, и представлен достаточно убедительно.

Таким образом, стадии работы над проектом - это  “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 

Особенности осуществления проекта.

     Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

     

      На следующем  этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

      После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Перечень продуктов проектной деятельности может быть достаточно большим:
рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

      Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

 - Деловая игра.

 - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

 - Диалог исторических или литературных персонажей.

 - Защита на Ученом Совете.

 - Игра с залом.

 - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

 - Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

 - Научная конференция.

 - Отчет исследовательской экспедиции.

 - Пресс-конференция.

 - Путешествие.

 - Реклама.

 - Ролевая игра.

 - Соревнования.

 - Спектакль.

 - Спортивная игра.

- Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

     Организация проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

    Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

 - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

 - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

 - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

 - умение находить несколько вариантов решения проблемы;

 - умение выдвигать гипотезы;

 - умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

 - умение взаимодействовать с любым партнером;

 - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

 - навыки делового партнерского общения;

 - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

 - умение вести дискуссию;

 - умение отстаивать свою точку зрения;

 - умение находить компромисс;

 - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

 - умение уверенно держать себя во время выступления;

 - артистические умения;

 - умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

 - умение отвечать на незапланированные вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная технология.

Слайд 2

Главная идея технологии проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы.

Слайд 3

Стадии работы над проектом – это «пять П»:

Слайд 4

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Слайд 5

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Слайд 6

готовит к дальнейшим творческим поискам Проектная деятельность учит работать внутри группы расширяет опыт исследовательской деятельности повышает интерес к предмету

Слайд 7

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...

Метод проекта в условиях ФГОС. Проект "Я люблю свою маму"

Проект ко Дню матери. Краткосрочный проект для детей школьного возраста «Я люблю свою маму»...

Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"

Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....