Компетентностный подход и проблемы его реализации в образовательном учреждении
учебно-методический материал

Сафина Эльмира Зинатулловна

Понятие “компетентность” многогранно. Это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности;

- способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Компетентностный подход и проблемы его реализации

в образовательном учреждении»

Мастер-класс

учитель начальных классов МБОУ «СШ № 5», г. Новый Уренгой

Сафина Эльмира Зинатулловна

  1. Притча

Один работник зашел к барину и говорит: 
— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

    Барин смотрит в окно и говорит: 
— Вижу я, кто—то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди—ка, посмотри.

   Вышел работник. Зашел снова и говорит: 
— Правда, барин. Вроде сено. 
— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов? 
— Не знаю. 
— Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит. 
— Барин! Точно, с Семеновских. 
— А не знаешь, сено первого или второго укоса? 
— Не знаю. 
— Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова. 
— Барин! Первого укоса! 
— А не знаешь, почем? 
— Не знаю. 
— Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит: 
— Барин! По пять рублей. 
— А дешевле не отдают? 
— Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит: 
— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:
— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?!!

Вопрос: Чем Иван отличался от другого работника и почему Барин платил Ивану больше?

1.  Иван понимал, что нужно делать,  знал, как выполнить работу и умел делать, то, что от него требовалось – т.е., Иван имел профессиональные знания, умения, навыки – умение анализировать ситуацию, проводить переговоры.

2.  У Ивана были развиты личностные качества, необходимые для выполнения работы – наблюдательность, коммуникативные навыки, аналитические способности.

3. Иван  был инициативен, умел принимать решения,  четко объяснял свои действия, т.е. у него были соответствующие развиты модели поведения.

4. И еще – Иван хотел работать, т.е. у него были сформированы мотивы и установки.

Другими словами, Иван был компетентен в своем деле и у него были развиты компетенции, необходимые для выполнения данной работы.

 2. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

к - креативность…

о - организованность…

м -модернизация…

п - планирование…

е - единство…

т - толерантность…

е - единомышленники…

н - новизна…

т - творчество…

н - научность…

о - осведомлённость…

с - сотрудничество…

т - терпимость…

ь

3. Понятие “компетентность” многогранно. Это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности;

- способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.

4. Понятие «компетентность» следует отличать от понятия «компетенции».

  • круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом;
  • то, на что претендуют или то, что необходимо достичь;
  • способность человека следовать определённым стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).

5. Компетентность – это мера освоения компетенции.

Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.

9.  Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности; заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. КК -

  •  универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях;
  • ими должен обладать каждый член общества;
  • ключ к успешной жизни человека в обществе;
  • способы социальной деятельности

        

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал Андрей Викторович Хуторской:

ценностно - смысловые компетенции,

общекультурные компетенции,

учебно -познавательные,

информационные,

коммуникативные,

социально - трудовые компетенции,

компетенции личностного самосовершенствования.

10-17. Охарактеризуем каждую из ключевых компетенций.

1. Ценностно-смысловые компетенции

  • способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека;
  • способности принимать человека, как высшую ценность;
  • способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение;
  • способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений;
  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
  • способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.

 

2. Общекультурные компетенции.

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

Опыт освоения учеником картины мира.

Владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательные компетенции

  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики;
  • Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов;
  • Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.

4.Информационные компетенции

обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи

  • реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир),
  • современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

5.Коммуникативные компетенции

1. Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах;

2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого;

3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;

4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением;

5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.

6. Социально-трудовые компетенции

Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах:

  • гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
  • в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);
  • в сфере семейных отношений и обязанностей;
  • в вопросах экономики и права ( умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой);
  • в области профессионального самоопределения.

7.Компетенции личностного самосовершенствования

 направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки:

  • Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);
  • Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);
  • Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

- Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

18. «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации системно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.

19. Предлагаем выполнить проект «Осенний калейдоскоп» и назвать компетенции, которые можно сформировать у учащихся, выполнив данный вид деятельности.

20. Рефлексия “Все в твоих руках”

  • Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец – для меня было недостаточно

Ответы;

- Важным и интересным было «… узнать, что такое компетентностный подход в обучении, ключевые компетенции образования, работа в группах.»

- Получила конкретную информации «… о ключевых компетенциях Российского образования, что такое компетентность, компетенция»

- Было трудно «… трудно воспринимать теорию, но с презентацией воспринимается теория легче, трудно понять содержание компетентностного подхода, но определенную установку на дальнейшую работу мы получили»

- Оценка психологической атмосферы «… рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность»

- Недостаточно «… знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над этой темой, рассмотреть вопрос об уроке с точки зрения компетентностного подхода, о профессиональной компетентности педагога, об оценивании с точки зрения компетентности и т.д.»

Проект решения 

1. Считать целенаправленной деятельность педагогического коллектива по формированию ключевых компетенций у  учащихся;

2. Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.

 3. Принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях, проводимых специалистами по данному вопросу

4. Администрации  школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.

5. Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы, методические дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе

Статья  "Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе"...

Реализация компетентностного подхода на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха.

В своей работе для реализации компетентностного подхода в обучении глухих школьников на уроках математики в начальной школе я применяю различные педагогические технологии: проектную деятельность...

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления

Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...

«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»

Форма проведения методщического совета: проблемная деловая играЦель: изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного  учебного занятия, сценирова...

Компетентностный подход и проблемы его реализации в образовательном учреждении

Понятие “компетентность” многогранно. Это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности;- способность чел...