Компетентностный подход и проблемы его реализации в образовательном учреждении
учебно-методический материал
Понятие “компетентность” многогранно. Это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности;
- способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).
Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компетентностный подход и проблемы его реализации
в образовательном учреждении»
Мастер-класс
учитель начальных классов МБОУ «СШ № 5», г. Новый Уренгой
Сафина Эльмира Зинатулловна
- Притча
Один работник зашел к барину и говорит:
— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?
Барин смотрит в окно и говорит:
— Вижу я, кто—то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди—ка, посмотри.
Вышел работник. Зашел снова и говорит:
— Правда, барин. Вроде сено.
— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?
— Не знаю.
— Сходи и узнай.
Пошел работник. Снова входит.
— Барин! Точно, с Семеновских.
— А не знаешь, сено первого или второго укоса?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай!
Вышел работник. Возвращается снова.
— Барин! Первого укоса!
— А не знаешь, почем?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай.
Сходил. Вернулся и говорит:
— Барин! По пять рублей.
— А дешевле не отдают?
— Не знаю.
В этот момент входит Иван и говорит:
— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.
Барин обращается к первому работнику и говорит:
— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?!!
Вопрос: Чем Иван отличался от другого работника и почему Барин платил Ивану больше?
1. Иван понимал, что нужно делать, знал, как выполнить работу и умел делать, то, что от него требовалось – т.е., Иван имел профессиональные знания, умения, навыки – умение анализировать ситуацию, проводить переговоры.
2. У Ивана были развиты личностные качества, необходимые для выполнения работы – наблюдательность, коммуникативные навыки, аналитические способности.
3. Иван был инициативен, умел принимать решения, четко объяснял свои действия, т.е. у него были соответствующие развиты модели поведения.
4. И еще – Иван хотел работать, т.е. у него были сформированы мотивы и установки.
Другими словами, Иван был компетентен в своем деле и у него были развиты компетенции, необходимые для выполнения данной работы.
2. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
3. Понятие “компетентность” многогранно. Это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности;
- способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).
Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.
4. Понятие «компетентность» следует отличать от понятия «компетенции».
- круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом;
- то, на что претендуют или то, что необходимо достичь;
- способность человека следовать определённым стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).
5. Компетентность – это мера освоения компетенции.
Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.
9. Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности; заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. КК -
- универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях;
- ими должен обладать каждый член общества;
- ключ к успешной жизни человека в обществе;
- способы социальной деятельности
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал Андрей Викторович Хуторской:
ценностно - смысловые компетенции,
общекультурные компетенции,
учебно -познавательные,
информационные,
коммуникативные,
социально - трудовые компетенции,
компетенции личностного самосовершенствования.
10-17. Охарактеризуем каждую из ключевых компетенций.
1. Ценностно-смысловые компетенции
- способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека;
- способности принимать человека, как высшую ценность;
- способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение;
- способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений;
- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
- способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
2. Общекультурные компетенции.
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.
Опыт освоения учеником картины мира.
Владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательные компетенции
- Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики;
- Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов;
- Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.
4.Информационные компетенции
обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи
- реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир),
- современных информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
5.Коммуникативные компетенции
1. Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах;
2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого;
3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;
4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением;
5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.
6. Социально-трудовые компетенции
Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах:
- гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
- в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);
- в сфере семейных отношений и обязанностей;
- в вопросах экономики и права ( умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой);
- в области профессионального самоопределения.
7.Компетенции личностного самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки:
- Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);
- Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);
- Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
- Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.
18. «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации системно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
19. Предлагаем выполнить проект «Осенний калейдоскоп» и назвать компетенции, которые можно сформировать у учащихся, выполнив данный вид деятельности.
20. Рефлексия “Все в твоих руках”
- Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- Мизинец – для меня было недостаточно
Ответы;
- Важным и интересным было «… узнать, что такое компетентностный подход в обучении, ключевые компетенции образования, работа в группах.»
- Получила конкретную информации «… о ключевых компетенциях Российского образования, что такое компетентность, компетенция»
- Было трудно «… трудно воспринимать теорию, но с презентацией воспринимается теория легче, трудно понять содержание компетентностного подхода, но определенную установку на дальнейшую работу мы получили»
- Оценка психологической атмосферы «… рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность»
- Недостаточно «… знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над этой темой, рассмотреть вопрос об уроке с точки зрения компетентностного подхода, о профессиональной компетентности педагога, об оценивании с точки зрения компетентности и т.д.»
Проект решения
1. Считать целенаправленной деятельность педагогического коллектива по формированию ключевых компетенций у учащихся;
2. Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.
3. Принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях, проводимых специалистами по данному вопросу
4. Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.
5. Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы, методические дни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
Статья "Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе"...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха.
В своей работе для реализации компетентностного подхода в обучении глухих школьников на уроках математики в начальной школе я применяю различные педагогические технологии: проектную деятельность...
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления
Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...
«Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»
Форма проведения методщического совета: проблемная деловая играЦель: изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирова...
«Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Выступление на педагогическом совете....
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....
Компетентностный подход и проблемы его реализации в образовательном учреждении
Понятие “компетентность” многогранно. Это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности;- способность чел...