Приёмы формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
методическая разработка
Приёмы формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
Фоминых С.В.
2017 г.
Пояснительная записка
От обучения чтению к чтению для обучения, это важный посыл Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика.
Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и для МАОУ СОШ № 10, в связи с увеличением в начальной школе количества детей данной категории. Дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах по рекомендованной ТПМПК АООП. В 2016-2017 учебном году всего в начальной школе обучается 6 учащихся с ОВЗ: 1 класс- 4 ученика, 3 класс -1ученик , 4 класс-1ученик. Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения, которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
Имея в опыте работы большое количество приемов и методов, технологий формирования грамотности чтения и смыслового чтения, мы столкнулись с тем, что они не всегда эффективны в работе с обучающимися с ОВЗ. Использование приемов в их классическом варианте приводит к тому, что дети с ОВЗ выпадают из учебного процесса, остаются в стороне не в силах на равных принимать участие в работе класса.
К началу школьного обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приемов овладеть чтением. Они испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.
Работая с «особыми» детьми, мы учитываем их индивидуальные особенности и интересы, ищем особые подходы, создаём определённые условия для развития и формирования читательских умений и навыков. Перед нами встал вопрос, как учитывая особенности развития всех детей в классе (в том числе и с ОВЗ) организовать дифференцированную работу, чтобы все дети развивались в классе.
Навык – действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков. Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется у ребёнка, отрабатывается как умение, а затем посредством разнообразных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что ребёнок научился читать без напряжения, полуавтоматически или автоматически.
Цель работы: формирование читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ на основе приемов чтения.
Задачи:
1.Подобрать приемы формирования читательских умений и навыков.
2.Адаптировать приемы для обучающихся с ОВЗ и апробировать в учебном процессе.
3.Составить банк эффективных приемов формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
4.Апробировать таблицу показателей уровня сформированости читательских умений обучающихся с ОВЗ.
Новизна методической разработки заключается в том, что приёмы чтения адаптированы для обучающихся с ОВЗ. И позволяют осуществлять индивидуальный, дифференцированный подходы, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных коррекционных занятий. Предлагаемые приёмы работы с текстом, возможно использовать, как на различных уроках, так и во внеурочное время, для обучающихся с разным уровнем развития.
Данные материалы актуальны и направлены на отработку читательских умений, обучающихся с ОВЗ.
Материал преподносится небольшими частями, с использованием интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности. Использование иллюстративного материала, созданного авторами, поможет внести оживление в сложный процесс чтения.
Опыт использования данных приёмов позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые приёмы способствуют эффективному изучению художественного текста на различных уроках и формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников.
Из общей массы читательских умений мы выделили несколько ключевых умений, которыми обязательно должен овладеть обучающийся с ОВЗ, для успешного обучения в основной школе:
1.Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.
2.Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
3.Умение устанавливать причинно-следственные связи.
4. Умение воспринимать образ – персонаж.
5.Умение видеть авторскую позицию.
6.Умение осознать идею произведения.
Для определения уровня сформированности читательских умений, обучающихся с ОВЗ, нами апробирована и используется таблица, позволяющая отслеживать индивидуальное продвижение каждого ребёнка и выявлять проблемные зоны в системе отношений ученика к чтению. Таблица помогает определять на каком уровне (низком, среднем или высоком) в данный момент находится обучающийся с ОВЗ и корректировать индивидуальный образовательный маршрут обучающихся. (Таблица№ 1).
Родители знакомятся с данными таблицы уровня сформированности читательских умений на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, где им даются рекомендации по оказанию помощи детям.
Используя данные приемы в системе, мы отмечаем, что у детей с ОВЗ повысилась мотивация, активизировалась познавательная деятельность, развивается речь и формируются навыки учебной деятельности. Появилась вера в себя и свои возможности.
В будущем планируем продолжить работу в данном направлении.
Аннотация
В данной методической разработке представлены адаптированные приёмы формирования читательских умений обучающимися с ОВЗ на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира и во внеурочной деятельности. Методическая разработка предназначена для использования в работе учителей начальных классов общеобразовательных школ.
Основная часть
Прием «Вертушки»
Работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки:например, один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр.
Для вертушки «Работа с предложением»: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции, характеристику предложения.
Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый (ребенок с ОВЗ), при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Каждый ребенок отрабатывает свой «дефицит» в умениях и знаниях. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.
Прием «Крестики-нолики»
- работа проводится в парах: один ученик ставит «крестик», а другой ставит «нолик».
После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.
Прием «Перевёртыши»
- Предложите участникам расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен.
Счастье перемещается кучами. — Беда не ходит одна.
Прочитайте слова, которые зашифрованы:
ИКЗАКС ЬТЯНИЧОС ЯСЬТИЧУ
Примеры перевёртышей встречаются в произведении К.И.Чуковского «Чудо-дерево», в русских народных небылицах: «Ехала деревня мимо мужика», «Лошадь ела сало, а мужик овёс» и т.д.
Прием «Лови ошибку»
- Найди и зачеркни все неправильные буквы.
Обучающиеся с ОВЗ испытывают затруднения в запоминании образа буквы и его воспроизведении.
Прием «Титры»
Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить сюжет какого-либо произведения.
При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – «титры».
На уроках математики, окружающего мира данный приём используется при работе с текстом. Обучающиеся читают текст и находят строчки, поясняющие изобращение на картинке.
Прием «Ассоциативный куст"
Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Прием «Пазл»
При изучении темы «Анализ художественного текста на этапе формирования умений и навыков могут быть использованы следующие виды работы:
Группа сильных учащихся: «Ребята, ваши пазлы – отрывки прозаического текста, посвящённые зиме. Прочитайте, что написано на каждом пазле, составьте осмысленный текст, будьте готовы ответить на вопросы».
Группа средних учащихся: «У вас поэтические пазлы. Прочитайте содержимое каждого пазла и составьте поэтические тексты, подготовьте выразительное чтение стихов».
Группа ниже средних учащихся: «Ваши пазлы – отрывки пословиц. Попробуйте их собрать и объяснить, как вы их понимаете».
Группа слабых учащихся: «Ваши пазлы напоминают те, к которым вы привыкли с детства. Сложите из них картину зимнего пейзажа и составьте несколько предложений».
Задания данного уровня предлагаются для выполнения обучающимся с ОВЗ и слабоуспевающим.
Прием «Древо мудрости»:
сначала быстро, но внимательно дети читают текст.
Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Прием «Шесть шляп»
Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание
- Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
- Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
- Чёрная шляпа ( критик) - что плохого в поступках героев.
- Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
- Белая шляпа ( учёный) - чему следует поучиться у героя.
- Зелёная шляпа (творчество) - продолжите рассказ.
Обучающимся с ОВЗ предлагаются белая или чёрная шляпы.
Таблица № 1
Показатели уровня сформированности читательских умений учащихся с ОВЗ
Аналитические умения
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией. | Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. | Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. | Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя. |
Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. | Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. | Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы. | При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку | Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. | Не понимает предметное содержание прочитанного и не осознает причинность событий. |
Умение воспринимать образ – персонаж. | Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. | Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя. | Не обращает внимание на чувства, переживания героев. |
Умение видеть авторскую позицию. | Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. | Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.
| Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. |
Умение осознать идею произведения. | Самостоятельно определяет основную мысль произведения. | Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. | При определении основной мысли требуется помощь учителя.
|
Заключение.
Проводя занятие, педагог должен учитывать факторы читательского развития обучающегося с ОВЗ, тормозящие желание ребенка прочитать рекомендованные ему книги. Это, прежде всего, крайне слабая техника чтения и практически полное отсутствие читательской биографии.
Практика обучения свидетельствует: устойчивый навык самостоятельного чтения и интерес к художественной литературе проявляется у большинства обучающихся с ОВЗ только к концу третьего года обучения. Но и тогда адекватное понимание идейного смысла многих стихотворений и сказок, их трансформация в самостоятельном литературном творчестве остается недоступной для большинства детей с ОВЗ как дефициты интеллектуального и эмоционального развития. Малая подвижность нервных связей, бедный жизненный опыт мешают пониманию авторского замысла, морально-этической стороны произведения, а конкретное, сугубо ситуативное мышление такого читателя зачастую вступает в конфликт с логической структурой текста, что приводит к его фрагментарному восприятию.
У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное (средний и низкий уровни).
Перечисленные выше приемы, на наш взгляд, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательских умений младших школьников.
Выбор этой темы не случаен, поскольку в процессе работы над художественным произведением сталкиваешься с большим количеством разного рода проблем: нежелание ребятами читать, видение в тексте мно...
Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений «Памятки по чтению»
Памятки по чтению для обучающихся 1-4 классов. Можно использовать в работе со всеми УМК в качестве дидактического материала для формирования читательских умений на уроках литературного чтения. Памятки...
формирование читательских умений
Методика начального литературного образования сегодня преодолевает стереотипные представления о возможностях младших школьников как читателей. Основная задача урока уже не может сводиться к фо...
Методические приёмы формирования читательских навыков и повышения мотивации к чтению у младших школьников
В публикации представлены методические приёмы повышения мотивации сознательного чтения, формирования читательских навыков, упражения, способствующие беглому чтению учащихся начальной школы....
Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной
Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной...
Приёмы формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
Новизна методической разработки заключается в том, что приёмы чтения адаптированы для обучающихся с ОВЗ. И позволяют осуществлять индивидуальный, дифференцированный подходы, как на уроках общеобразова...
презентация формирование читательских умений и навыков мл.школьников
в презентации вы увидите формы и методы работы,а также приемы работы с текстом...