Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений «Памятки по чтению»
учебно-методический материал (чтение, 3 класс) по теме
Памятки по чтению для обучающихся 1-4 классов. Можно использовать в работе со всеми УМК в качестве дидактического материала для формирования читательских умений на уроках литературного чтения. Памятки являются алгоритмом работы с произведениями разных жанров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №6»
Нижневартовского района Тюменской области
Ханты-Мансийского округа-Югры
Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений
«Памятки по чтению»
подготовила
учитель начальных классов
Усенко Елена Сергеевна
г. Лангепас
2013
- Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за учебным столом.
- Держите книгу не более 30-40 см от глаз, с наклоном.
- Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги в закрытых полках.
- Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых были допущены ошибки.
- Прочитайте несколько раз эти слова.
- Выясните значение все непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
- Прочитайте текст повторно, перескажите.
Учитесь читать правильно
- Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
- Старайтесь понять то, о чём читаете.
- При чтении будьте внимательны к каждому слову.
- Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
- Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
- Как называется сказка? Кто её сочинил?
- Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
- Кто в сказке действует? Какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
- Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
- Как называется басня? Кто её автор?
- Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои в басне? Прочитайте, как описывает их автор.
- Что осуждается в басне?
- Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
- Что должен понять из этой басни читатель?
- Какое выражение из басни стало крылатым?
- Помнете, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
- Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
- Определите своё отношение (и автора) к событиям, героям и постарайтесь при чтении его показать интонацией.
- Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
- Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения между абзацами и частями текста.
- Выделяйте голосом важные места.
- Назовите стихотворение и его автора.
- Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает поэт?
- Перечитайте стихотворение ещё раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
- Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
- Что вам понравилось в стихотворении?
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Работа над лирическим стихотворением
- Прочитайте стихотворение.
- Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
- Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
- Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?
- Запомните, как называется статья и кто её автор.
- Прочитайте статью. Какие слова, выражения вы не поняли?
- О ком или о чём эта статья?
- О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
- Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть. Составьте план.
- Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
- Что нового вы узнали из прочитанного?
- Что вы читали об этом раньше?
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нём описывается?
- Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
- Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
- О чём вы думали, читая рассказ?
Выделение главной мысли рассказа
- Внимательно прочитайте рассказ.
- Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
- Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
- Определите главную мысль рассказа.
- Разделите рассказ на части.
- Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
- Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
- Перескажите прочитанное: близко к тексту, кратко.
Выработка умения пересказывать полно
Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.
- Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
- Наметьте его основные смысловые части (картины).
- Подберите заголовки к частям (своими словами из текста).
- Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
- Проверьте себя по книге, бегло просматривая рассказ.
Выработка умения пересказывать кратко
Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.
- Перечитайте текст.
- Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
- Расскажите о главном в каждой части.
- Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нём и главное в каждой части.
- Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ ещё короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).
Задание. Ответьте на вопросы.
- Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
- Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
- Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)
Задание. Составьте рассказ о герое.
- Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
- Определите, о чём говорится в каждом отрывке.
- Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
- Продумайте порядок своего рассказа, ещё раз перечитав отмеченные отрывки.
- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
- Составьте рассказ про себя.
- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
- Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.
Список использованной литературы:
- Пирогова М. Памятки по чтению. «Начальная школа №23», 1997
- Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов –н/Д: Феникс, 2003.
- Синицина В. А. Путь к слову/ Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ - М.: АО «Столетие», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Дидактический материал по теме самообразования""Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС""
Помощь учителю башкирского языка...
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...
Экспериментальная работа на тему: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»
Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любви к Родине, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою Родину...
Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида....
Формирование читательских компетенций. Урок литературного чтения в 1 классе по системе Занкова с применением технологий Базарного (2013-2014 уч.г.).
Материал содержит пояснительную записку, подробный конспект урока чтения в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий Базарного....
«Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »
Обобщение педагогического опыта...