Методические рекомендации при проектировании проектов
проект (3 класс)
1 Алгоритм разработки и этапы работы над проектом
Помни! Проект - это «продукт», результат проектной деятельности, разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_oformleniyu_proekta.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по оформлению проектных работ для обучающихся начальных классов
1 Алгоритм разработки и этапы работы над проектом
Помни! Проект - это «продукт», результат проектной деятельности, разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат.
Когда выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
- Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
- Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
- Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
- Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
- Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Ниже мы представили этапы работы над проектом.
Выбор темы
Тема – это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Формулировка темы проекта
Это то, что ты планируешь исследовать. Тема должна заинтересовать.
Примеры : «Опять, задача! », «Помогает ли музыка учиться??», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
Определение цели проекта
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
Постановка задач проекта
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
Высказать одну или несколько гипотез
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».
- Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
- Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
- Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
- Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Образец
Тема проекта: «Мир слов».
Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.
Задачи:
- Изучить строение словаря.
- Определить, когда и где можно использовать словарь.
- Придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
Работа с информацией
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.
1) Сбор информации.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)
К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
2) Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Методы исследования:
- Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
- Изучение источника исследования.
- Опрос.
- Интервью.
- Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
- Анализ информации.
- Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
- Мозговой штурм.
- Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
- Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
- Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
- Сравнение.
- Обобщение.
- Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.
Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
- Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
- Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
- Анкетирование.
- Тестирование.
3) Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.
Продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Так, если это творческая работа, то видом творческого продукта будут: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.
Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.
В этом стихотворении пять строк.
- Запишите тему стихотворения одним словом.
- Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
- Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
- Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
- Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.
Вывод.
Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.
2 Требования к содержанию проектной работе
После того, как вы собрали материал, провели исследование и готовы оформить свою работы, то ознакомьтесь с требованиями к содержанию проектных работ и основными структурами проектных работ:
Структурными элементами проектных работ являются: титульный лист; введение; термины, определения и сокращения (при необходимости); основная часть (1, 2, 3 разделы); заключение; список использованных источников; приложение (если имеется).
2.1 Титульный лист
На титульном листе приводят: полное наименование школы; учебный предмет; тема работы; наименование письменной работы; автор письменной работы; наименование города и текущий год.
Полное оформление титульного листа приведено в приложении (Приложения А).
2.2 Оглавление
Элемент ≪Оглавление≫ размещается после задания на выполнение работы
и должен охватывать все ее части и рубрики. В оглавлении в хронологической последовательности даются все названия структурных элементов работы с указанием номеров страниц, на которых они помещены. После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы письменной работы, на которой начинается данный структурный элемент.
Пример оформления элемента ≪Оглавление≫ приведен в Приложении Б.
Элемент ≪Оглавление≫ размещают с новой страницы. Слово ≪Оглавление≫ записывают в верхней части, посередине страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Межстрочный интервал элемента ≪Оглавление≫ – одинарный, шрифт 12 пт.
2.3 Введение
Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.). Введение размещают на следующей странице после страницы, на которой заканчивается элемент ≪Оглавление≫. Слово ≪Введение≫ помещают в верхней части страницы посередине, начинают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.
Введение составляет до 2 страниц, в нем не следует давать определений, таблиц, графического материала. Во введении необходимо отразить:
1 актуальность темы;
2 формулировку проблемы, которая требует решения, и состояние этой проблемы на данный момент времени;
3 постановку цели и задач исследования;
4 обоснование предмета и объекта исследования;
5 указание методов исследования;
6 описание логики исследования;
7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;
8 структуру работы с указанием количества использованных источников.
2.4 Основная часть
Основная часть может состоять из нескольких разделов (обычно двух-трех). Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через точку. Каждый раздел начинается с новой страницы.
Первый раздел должен обеспечивать теоретическую основу для последующего изложения. В конце каждого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).
Во втором разделе приводятся собственные данные о путях и методах улучшения (модернизации) объекта исследования. Предложения должны быть теоретически обоснованы, подкреплены соответствующими графиками, таблицами и расчетами (если таковые имеют место).
По результатам исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо сделать соответствующе заключение (резюме).
2.5 Заключение
В заключении объемом до 2 страниц в тезисной форме отражаются основные результаты в соответствии с принятой структурой, целями и задачами, формулируются выводы, указывается степень достижения поставленной цели. Если в процессе исследования были сформулированы конкретные предложения, направленные на улучшение деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов.
2.6 Список использованных источников
Список должен содержать литературные источники всех видов и давать представление об уровне теоретической и практической проработки проблемы. В список должна быть включена литература, на которую имеются сноски в работе. Каждый источник в списке должен быть пронумерован.
2.7 Приложение
В приложении помещаются материалы, которые невозможно использовать в тексте в силу их громоздкости, справочного характера или первичной информации.
3 Основные требования к оформлению проектной работы
3.1 Текст набирается на компьютере, печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (размер 210 на 297 мм) в соответствии со следующими требованиями:
интервал междустрочный – полуторный;
шрифт – Times New Roman;
размер шрифта – 14 пт (в таблицах допускается 10-12 пт);
выравнивание текста ≪по ширине≫;
размеры полей: левое – 25-30 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм.
3.2 Нумерация страниц начинается с титульного листа, используются
арабские цифры, соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Порядковый номер страницы на титульном листе не ставится.
3.3 Если в письменной работе содержатся рисунки и таблицы, то их необходимо выносить в приложение. Приложения и список использованных источников необходимо включать в сквозную нумерацию. Каждый раздел должен начинаться с новой страницы.
3.4 Общий объем работы составляет: 7-10 страниц. Первой страницей проектной работы является титульный лист, второй – оглавление.
3.5 Все листы работы и приложений (если они имеются) аккуратно подшиваются (брошюруются) и переплетаются в следующей последовательности:
− титульный лист (Приложения А);
− оглавление (Приложение Б);
− введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу (если это требует работа) и методы исследования (способы проверки);
− термины, определения и сокращения (если имеются);
− основная часть – описание поэтапного решения задач;
− заключение (выводы, предложения) – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации;
− список использованных источников (Приложение В);
− приложение.
3.6 В процессе выполнения работы необходимо обратить особое внимание на культуру письма, не допускать грамматических, орфографических и синтаксических ошибок.
4 Защита проекта
После того, как проект уже оформлен, его необходимо представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других, при помощи доклада. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
Написание доклада – сложный процесс. Необходимо подобрать точные слова, которые надо говорить на защите, и связать их с презентацией. После шлифовки этого текста надо несколько раз его прорепетировать с демонстрацией презентации.
План защиты проекта такой:
- Тема проекта.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Гипотезы (если это требуется в работе).
- Методы и средства исследования.
- Актуальность проекта.
- Этапы работы.
- Полученные результаты.
- Выводы.
Текст выступления
Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего доклада (выступления). Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.
Введение
Тема моего / нашего проекта …
Цель моей / нашей работы …
Задачи моего / нашего исследования: …
Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
Продуктом данной работы будет …
Моя / Наша работа актуальна, потому что …
Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
- выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
- сбор информации ( _ недели).
Практический этап:
- эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
- изготовление продукта ( _ недели).
Обобщающий этап:
- подготовка выступления (1 неделя);
- подготовка к презентации проекта (1 неделя);
- защита проекта (1 неделя).
Основная часть
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…
Самоанализ выступления
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.
Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.
- Довольны ли вы своим выступлением?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?
- Что вам не понравилось?
- Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
- Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?
Так, при защите проекта необходимо использовать определенные фразы – клише:
- Я начал свою работу с того, что …
- Потом я приступил к …
- Я завершил работу тем, что …
- В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
- Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
- План моей работы был нарушен, потому что …
- Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения
Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....
Методические рекомендации по созданию проектов учащимися
В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....
Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов
Современная школа - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.Большую часть ...
Метод проектирования в начальной школе ( методические рекомендации)
Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимании учащихся, для чего им нужны получаемые ...
Методические рекомендации "Организация сетевого проекта с целью подбора, апробации и применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы школа-ВУЗ"
Аннотация: в статье представлен практический опыт ГКОУ РО “Ростовская школа- интернат No28” применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы ...
Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов
Методические рекомендации по проектированиюпредметно-развивающей среды в кабинете начальных классов...