Выступление на методическом объединении
статья
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«Выбери три слова»
(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I | рыбка | вьюга | чулок | II | подъезд | склад | ворона |
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота | ||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
- Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
- Составить предложения, используя данные слова.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил | ански | кьоинк |
лыжи | санки | коньки |
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
- Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
- Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
- Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игра «Найди речевые ошибки и исправь их».
Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождение. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивится!
Ксения сказала, что позвонит со школы, и ушла. Она боялась опоздать, потому что ихняя учительница очень строгая.
Игра «Как слова дружили»
Подумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары и тройки?
- Яблоко и арбуз.
- Снег и сахар.
- Крыша, книга, коробка.
- Морж, сторож, ёж.
- Ковш, нож, брошь.
- Колесо, яблоко, окружность.
- Ложка, лопата, ладонь.
- Скрипка, гитара, арфа.
- Санки, телега, карета.
- Пруд и река.
Игра «Приведи все в порядок.»
Нас с тобой окружает огромный богатый мир. Как в нем разобраться? Давай попробуем. Разделим все, что нас окружает на группы: например, в одной окажется вся живность, в другой – разные растения, в третьей – предметы обихода … можно объединить слова и по другим признакам. Скажем, по количеству входящих в них букв, звуков или слогов. Всем этим мы сейчас и займемся.
Примечание: это задание не простое. Потребуется помощь. Для каждой группы ученик должен назвать не менее 5 слов.
Варианты группировок:
- Животные, насекомые, птицы.
- Фрукты, овощи, цветы.
- Одежда, посуда, мебель.
- По начальной букве слова.
- Кусты, цветы, деревья.
- По количеству слогов.
- По последней букве в слове.
- Без мягкого знака, с мягким знаком.
- По количеству букв в словах.
Игра «Найди подходящее слово.»
В каждой строчке левого столбца этого списка стоит слово с указанием какого-нибудь его признака. В соответствующей строчке правого столбца признаков дается уже несколько, и тебе надо выбрать подходящий. Правильно это сделать не всегда легко, поэтому для начала потренируемся вместе. Начнем с первой строчки. Что тут у нас? «Клюква кислая». А что справа? «Мед полезный, лечебный, сладкий, майский». Все четыре определения правильные. Но мы должны выбрать только одно из них. Раз в первом столбце определение давалось по вкусу, значит, и в правом надо выбрать вкусовой признак. Ты прав: - мед сладкий!
1. Клюква кислая мёд (полезный, лечебный, сладкий, майский)
2. Стул деревянный игла (острая, тонкая, стальная, короткая)
3. Уголь чёрный сахар (сладкий, сыпучий, белый)
4. Лето жаркое зима (снежная, холодная, долгая)
5. Слон большой мышка (быстрая, серая, юркая, маленькая)
6. Конь крепкий лошадь (быстрая, старая, надёжная, красивая)
7. Врач умный доктор (молодой, знающий, добрый, хороший)
8. Месяц юный луна (большая, круглая, молодая, яркая)
9. Прут твёрдый хворостинка (жёсткая, крепкая, прочная, надежная)
10. Пища ценная еда (вкусная, дорогая, свежая, горячая)
11. Багаж тяжёлый ноша (громоздкая, большая, неподъемная, неудобная)
Игра «Сыщику нужна твоя помощь:
разгадай секретный шифр.»
Догадайся, какие слова зашифрованы на картинках.
Игра «Волшебник напроказничал.»
Верни все на свои места.
Слова стояли по порядку, чтобы из них можно было составить небольшой рассказ. Но волшебник нарушил порядок, переставил слова местами. Прочитай цепочку слов. Расположи в ней слова по порядку. Для этого придется представить, в какой последовательности происходили события: что случилось сначала, кто пришел потом, что было дальше.
- Молоко, трава, корова, кувшин.
- Врач, болезнь, выздоровление, лекарства.
- Дома, строители, жильцы.
- Холод, болезнь, простуда, зима.
- Цветы, почки, листья, плоды.
- Школа, портфель, отметка, урок.
- Футболист, игра, результат, стадион.
- Хлеб, зерно, мука, комбайн.
- Взрослый, ребёнок, младенец, школьник.
- Открывать, доставать, закрывать, читать
Игра «Какая буква больше всех любит праздники?»
В волшебной стране сегодня праздник, поэтому все буквы вышли на праздничный парад. Видишь, какими ровными рядами они выстроились. Посмотри внимательно на каждое изображение. Какая буква встречается чаще других, значит больше всех любит праздники.
1 2.
3
4
5
Игра «Как слова дружили»
Задание: подумай, соотнеси стрелочкой слово с его значением и вставь пропущенную букву.
⬜ гр ⬜ ном разговор между двумя лицами
б ⬜ лет видимая граница соприкосновения неба с землей
в ⬜ сток специалист по улучшению культуры земледелия
г ⬜ р ⬜ зонт листок, который дает право ехать или входить куда-нибудь
д ⬜ ⬜ лог одна из четырех сторон света
Игра «Какие буквы спорят?
Какие буквы побеждают?»
№1
сугро_ сне_ шка_
рука_ заво_ прика_
№2
о е о а
к за р ка д ма тр ва
а и а о
Игровые приемы.
Карточка 1.
Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
Карточка 2.
- Заменить словосочетания одним словом:
- - промежуток времени в 60 минут;
- - военнослужащий, стоящий на посту;
- - ребенок, любящий сладкое;
- - очень смешной фильм.
- Распредели слова на две группы.
- Найди родственные слова. Выдели корень.
- Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
- Составь рассказ по опорным словам:
- зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Карточка 3.
Задание: исправь ошибки, допущенные в произношении слов.
Правильный вариант написать рядом на строчке.
Сколько время? ___
Вы сходите на следующей остановке? ___
Кто крайний? ___
Карточка 4.
Задание: в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? (тестовая форма)
А. Родились они в снежном облаке над землёй.
Б. Жили – были снежинки.
В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.
Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.
А, Б, В, Г
А, В, Г, Б
Б, А, В, Г
Б, В, Г, А
Я буду читать слова, а ваша задача произнести эти слова наоборот.
Сон, раб, мел, лён, ром, дым, село, окно, роза, каша, липа, стул, телега, метка, крест, книга, ручка, шкаф, клоун, сапоги, грядка, платок, спичка, листок.
Карточка 5.
Принцессе ко дню рождения подарили необычные бусы – из слов, каждая бусинка – один слог. Но во время бала бусы порвались, все бусинки – слоги перемешались. Принцесса плачет.
Задание: помоги ей снова собрать слоги в слова.
Внимательно посмотри на эту цепочку и постарайся найти слоги в следующем порядке.
- СГ (согласный + гласный).
- СГС (согласный + гласный + согласный).
- СГС (согласный + гласный + согласный).
Сложи и прочитай, какое слово получилось.
Попробуй в этой же цепочке найти ещё слова. Для этого тебе понадобятся следующие слоги:
1-ое слово – ГС; СГС.
2-ое слово – Г; СГ.
Дополнительные варианты:
1-ое слово – СГ; СГ; СГС; СГ.
2-ое слово – СГС; СГ.
3-ое слово – ГС; СГ.
4-ое слово – СГ; СГ; ССГ.
5-ое слово – СГС; СГС.
6-ое слово – СГ; СГ.
7-ое слово – ССГСС.
8-ое слово – ССГ; ССГ.
Ты молодец! Бусы получилось очень красивые.
Карточка 6.
Задание: сними с букв страшное заклятье.
Караул! У нас побывал вредный волшебник Нечитайло. Он так заколдовал бедные слова, что все буквы в них перепутались. Но ты сможешь помочь словам обрести их прежний вид, для этого тебе надо расставить все буквы по местам, объяснив, какие буквы перепутались. Обрати внимание на то, что в левом столбце все слова написаны правильно, это тебе поможет. Вперед!
ВПЕРЁД ВПЕДЁР
СЛАВНЫЙ СВАЛЬНЫЙ
ПРОДЕЛАЛА ВДЕЛАЛА
СОБАКА САБОКА
НИЗЁХОНЬКО НИХОЗЁНЬКО
ПОЖИВИТЬСЯ ПОЖИТЬСЯ
ПРОГОЛОДАЛАСЬ ПРГОДОЛАЛАСЬ
ОСТАНОВИЛСЯ ОСТАВИЛСЯ
Примечание для учителя:
Обращая внимание на общее, дети пренебрегают частностями. Ребенку надо найти ошибки, если затрудняются - помочь: прочитать слово из левого столбика, обсудить его смысл, предложить разделить на слоги и прочесть каждый слог отдельно. Сравнив со слогом первого столбика, ребенок, без сомнения, найдет ошибку.
Работа в парах постоянного состава (ППС),
парах сменного состава (ПСС)
Соедините слово с нужной буквой:
адр _ с бер _ г
б _ лет в _ гон
г _ зета гор _ д
к _ нверт л _ пата
ст _ лица ч _ тверг
2. Соедините слова с нужным вертолетом.
бесе _ ка
сапо _ ж серё _ ка
була _ ка т г бере _
ю _ ка в ш ша _ ка
п д
мы _ ка пля _
б
сосе _ ка
3. Поставьте буквы ж и ш на нужное место. Запишите слова вместе с проверочными.
Бума _ ка, рома _ ка, доро _ ка, серё _ ка, су _ ка, руба _ ка.
Ш Ж
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
4. Поднимитесь по лесенке. Напишите проверочные слова.
Ш | У | К | А | |||||
О | Ш | И | К | А | ||||
Б | Е | Р | Ё | К | А | |||
С | К | О | Л | Ь | К | О | ||
П | Е | Р | Е | П | И | К | А |
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
5. С помощью приставок образуйте как можно больше слов.
В ДО НА ОБ ПЕРЕ ПРО ПОД
ВЫ ЗА О ОТ ПО С НАД
…дать _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
…ставить ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
…бить ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вставьте нужный слог и напишите слова.
ЭТА
ЛУ ЧИ
НО ЛЫ
РЫ ЛИ
СКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении в форме эссе.
Учительский поиск путей поддержки уникальности ученика....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Выступление на методическом объединении
Психологические особенности детей младшего школьного возраста...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...