Выступление на методическом объединении
статья
Критерии оформления рабочих программ
по внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_oformleniya_rabochih_programm_po_vd.docx | 30.51 КБ |
kriterii_oformleniya_rabochih_programm_po_vd.ppt | 679 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Критерии оформления рабочих программ
по внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Слайд 2
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Внеурочная деятельность - важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Слайд 3
Цель внеурочной деятельности - создание условий для позитивного
общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах
Слайд 4
Задачи организации ВД
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка;
- формирование системы знаний, умений, навыков и создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта творческой деятельности;
- развитие опыта неформального общения;
- расширение рамок общения с социумом.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Слайд 5
В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Слайд 6
Примерные программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
Слайд 7
Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Слайд 8
4. Требования к разделам программы:
1) Титульный лист должен содержать информацию
· название ОУ;
· название программы;
· направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
· класс;
· составитель и его квалификационная категория;
· учебный год.
Слайд 9
2) Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
· нормативно-правовую базу;
· назначение программы;
· актуальность и перспективность курса;
· возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
· объём часов, отпущенных на занятия;
· продолжительность одного занятия;
· цели и задачи реализации программы;
· формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
Слайд 10
предполагаемая результативность курса:
· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия);
· выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
· портфель достижений школьника.
Слайд 11
3) Структура курса должна содержать:
· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
· перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;
Слайд 12
4) Календарно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Календарно-тематическое планирование должно содержать:
· разделы программы;
· темы занятий,
· даты;
· описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)
Слайд 13
5) Информационно-методическое обеспечение:
· дополнительная литература;
· цифровые образовательные ресурсы;
Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
Рекомендации по разработке рабочих программ
внеурочной деятельности детей.
Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят.
После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании методического объединения педагогов.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.
Слайд 14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!
Цель внеурочной деятельности - создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах
Задачи организации ВД
Принципы программ ВД
Структура рабочей программы по ВД Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание курса. Методическое обеспечение программы. Рекомендуемая литература.
Виды и направления В Д Виды деятельности Направления игровая познавательная проблемно-ценностное общение досугово-развлекательная художественное творчество социальное творчество трудовая спортивно-оздоровительная туристско-краеведческая спортивно-оздоровительное художественно- эстетическое научно-познавательное военно-патриотическое проектная деятельность общественно - полезная деятельность
Требования к разделам программы Титульный лист должен содержать информацию: название ОУ; название программы; направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); класс; составитель и его квалификационная категория; учебный год.
Пояснительная записка должна раскрывать: нормативно-правовую базу; назначение программы; актуальность и перспективность курса; возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия; объём часов, отпущенных на занятия; продолжительность одного занятия; цели и задачи реализации программы; формы и методы работы; предполагаемая результативность курса; портфель достижений школьника.
Результативность курса:
Структура курса должна содержать: перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы.
Календарно-тематическое планирование должно содержать: разделы программы; темы занятий, даты; описание примерного содержания занятий со школьниками.
Информационно-методическое обеспечение: дополнительная литература; цифровые образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении в форме эссе.
Учительский поиск путей поддержки уникальности ученика....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Выступление на методическом объединении
Психологические особенности детей младшего школьного возраста...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...