Программа ВД "Эрудит", интеллектуальное направление (1-4кл.)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа расчитана на использование во внеурочной деятельности с 1 по 4 класс. Темы и расчасовку можно менять на свое усмотрение в зависимости от подготовленности группы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по ВД | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Эрудит
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и изменениями, приказ № 2357 от 22.09.2011 г., с учетом целевых установок ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново.
Направленность программы – общеинтеллектуальное направление.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов обучающихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык) и др.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают обучающиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Цель программы: подготовка обучающихся начальных классов к предметным олимпиадам.
Задачи:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Срок реализации программы внеурочной деятельности- 4 года.
Количество часов: 1 класс – 33 ч, 2 – 4 классы по34 ч (1 час в неделю)
Занятия проводятся в группах, составленных из обучающихся параллели 1-х классов, 2-х классов, 3-х классов, 4-х классов, по 1 часу в неделю в каждой группе.
Основная форма реализации данного курса внеурочной деятельности – кружок.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
- осваивать новые виды деятельности;
- проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
- проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
- способность ухватить наиболее существенную деталь;
- работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
Личностные результаты :
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию)
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности | Виды деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
I раздел. Математика. Информатика. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 1-4 классов дистанционных интеллектуальных конкурсов , конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 1-4 классов игры-конкурса «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Интеллект». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года. | Познавательная | Беседы, интеллектуальные игры, олимпиады, интеллектуальные марафоны, групповая работа. |
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов дистанционных интеллектуальных конкурсов, игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Золотое руно». Выполнение заданий по окружающему миру для 1-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Лисенок». Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года. | Познавательная | Беседы(вводные), интеллектуальные игры, олимпиады, интеллектуальные марафоны, групповая работа. |
4.Тематическое планирование.
1 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. | 1 |
2 | Задача. Условие и требование. (Первичное знакомство) | 1 |
3 | Простые задачи. Игра «Муха». Графический диктант | 1 |
4 | Путешествие точки. Построение рисунка в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Решение задач. | 1 |
5 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 |
6 | Решение задач на перекладывание палочек. | 1 |
7 | Задачи с некорректными данными. | 1 |
8 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 |
9-10 | Решение нестандартных задач. | 2 |
11-12 | Решение комбинаторных задач. | 2 |
13-14 | Подготовка к олимпиаде по математике. | 2 |
15 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
16 | Развитие мышления. Зрительный диктант | 1 |
17 | Развитие памяти, внимания. | 1 |
18 | Интеллектуальная викторина «Своя игра» | 1 |
19 | Ребусы. | 1 |
20-21 | Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Выполнение заданий. | 2 |
22 | Фразеологические обороты. | 1 |
2 | Сочиняем загадки. | 1 |
24 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения. | 1 |
25 | Жанровое разнообразие произведений: литературная сказка, стихотворение. Восприятие на слух и понимание произведений разных жанров. | 1 |
26 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Произведения современной отечественной литературы. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | 1 |
27 | Подготовка к олимпиаде по литературному чтению. | 1 |
28 | Тайны живой и неживой природы. Подготовка к олимпиаде по окружающему миру. | 1 |
29 | Жизнь животных и растений. Подготовка к олимпиаде по окружающему миру. | 1 |
30 | Наша Родина-Россия. Подготовка к олимпиаде по окружающему миру. | 1 |
31 | Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру для 1 класса. | 1 |
32 | Удивительная книга энциклопедия. | 1 |
33 | Игровое занятие «Магазин головоломок» | 1 |
2 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Решение нестандартных задач по математике для 2 класса. Дорисуй, нарисуй, раскрась. Найди закономерность. Выбираем основание для классификации. Проверка результатов для классификации. Выбираем нужный ответ. Делим объекты на классы по заданному основанию. | 1 |
2 | Решение нестандартных задач по математике для 2 класса. Развиваем наблюдательность. Развиваем память и внимание. Сравнение. | 1 |
3 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике для 2 класса. Задачи на смекалку. Сравнение. | 1 |
4 | Выбор комбинаций. Решаем комбинаторные задачи. Развиваем логику мышления. | 1 |
5 | Решение задач по математике для 2 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 3 балла. | 1 |
6 | Решение задач по математике для 2 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 4 балла. | 1 |
7 | Решение задач по математике для 2 классов конкурса-игры «Кенгуру», оцениваемых в 5 баллов. | 1 |
8 | Анализ олимпиад по математике текущего года школьного уровня. | 1 |
9 | Математическая викторина. | 1 |
10-11 | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 4 балла. | 2 |
12-13 | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».оцениваемых в 5 баллов. | 2 |
14-15 | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 6 баллов. | 2 |
16 | Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку для 2 класса. Фразеологизмы. | 1 |
17 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться. | 1 |
18 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Расширение знаний в области энциклопедий; формирование умений и навыков в работе с энциклопедиями. | 1 |
19 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Поиск по фамилии автора. | 1 |
20 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Поиск по названию произведения. | 1 |
21 | Анализ олимпиад по русскому языку текущего года школьного уровня. | 1 |
22 | Анализ олимпиад по русскому языку текущего года муниципального уровня. | 1 |
23-24 | Выполнение заданий по литературному чтению для 2 класса игры-конкурса «Золотое руно». История мировой художественной культуры. | 2 |
25 | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года школьного уровня. | 1 |
26 | Выполнение олимпиадных заданий по литературному чтению. | 1 |
27 | Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Растения и животные. | 1 |
28 | Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Наша планета. Звездное небо. | 1 |
29 | Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Полезные ископаемые. | 1 |
30 | Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса. Человек. Экологические проблемы. | 1 |
31 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Необычные растения. | 1 |
32 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Необычные животные. | 1 |
33 | Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года школьного уровня. | 1 |
34 | КВН. | 1 |
3класс
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Решение задач на переливание | 1 |
2 | Решение процессуальных задач | 1 |
3-4 | Решение комбинаторных задач | 2 |
5-6 | Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру». | 2 |
7-8 | Анализ олимпиад по математике текущего года. | 2 |
9-10 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 4 балла. | 2 |
11-12 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 5 баллов. | 2 |
13-14 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», оцениваемых в 6 баллов. | 2 |
15 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. Расширение знаний в области энциклопедий; формирование умений и навыков в работе с энциклопедиями. | 1 |
16-17 | Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. | 2 |
18 | Викторина | 1 |
19-21 | Выполнение заданий для 4 класса игры-конкурса «Золотое руно». | 3 |
22-23 | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. | 2 |
24-26 | Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса игры-конкурса «Лисёнок». | 3 |
27 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | 1 |
28-29 | Поиск ответов на вопросы в справочной литературе. Расширение знаний в области справочной литературы; формирование умений и навыков в работе со справочной литературой. | 2 |
30 | Поиск ответов на вопросы в сети Интернет. | 1 |
31-32 | Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года. | 2 |
33-34 | Парад умников. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления" Умники и умницы" для учащихся начальной школы
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа кружка интеллектуального направления "Я -исследователь"
Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы исследовательской деятельности младших школьников А. И. Савеноква...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Юный турист – изучаю родной край»
Программа внеурочной деятельности « Юный турист – изучаю родной край» по обще – интеллектуальному направлению, разработана в соответствии с ФГОС начального обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...