ПРОЕКТ «Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников».
проект (1 класс)
Проект включает план мероприятий на год. Интересные разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Горячинская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ «Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников».
Составитель: Максимова Н.А.
I квалификационная категория
2019 г
Воспитание детей – самая важная
область нашей жизни.
Наши дети – это будущие граждане
нашей страны и граждане мира.
А.С.Макаренко
Актуальность
Ключевой проблемой на сегодняшний день стоящей перед обществом, родителями, а также государством, стоит духовно–нравственное развитие и воспитание младших школьников. Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет, отступая от моральных принципов. Любая деятельность человека (младшего школьника) имеет нравственное содержание, поэтому его развитие есть развитие нравственных качеств личности и индивидуальности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
Данный проект предполагает выработать стремление к сохранению и распространению национальной культуры среди учащихся; организовать воспитательную работу так, чтобы учащиеся знали свои права, обязанности, любили свою родину, гордились тем, что они граждане России; поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе, о животных, даст возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации. Предлагаемый проект призван решить различные проблемы, возникающие в процессе воспитательного процесса. Она отражает современную и целостную концепцию воспитания человека.
Цель проекта: воспитать ответственного, высоконравственного, инициативного и компетентного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь не только в соответствии с собственными интересами, но и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Задачи:
- формировать способности к духовному развитию;
- способствовать укреплению нравственности;
- формировать основы морали ;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести);
- способствовать принятию обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формировать эстетические потребности ,ценности и чувства;
- формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям; развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей;
- способствовать осознанию младшими школьниками ценности человеческой жизни;
- формировать нравственный смысл учения.
- Формировать основы российской гражданской идентичности;
- пробуждать веру в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
- формировать у младшего школьника уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
Методы исследовательской деятельности: театральные постановки, художественные выставки, экскурсии, беседы, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет, интернета, анкетирование, сравнение, обобщение, просмотр фильмов, беседа о семье, забота о животных и природе.
Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители, учителя.
Режим работы: внеурочный, внешкольный.
Период реализации проекта: проект рассчитан на 1 год.
Предполагаемые результаты:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек.
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, к законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания
- нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Выполнение проекта:
Работа с семьей:
Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Формы работы с родителями
Формы работы | Тематика |
Родительский лекторий | «Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания» |
Тематические выставки | «Тепло родного очага» |
Семейная гостиная | «Дорогою добра» |
Концерт | «В гостях у домовёнка Кузи» (совместно с детьми) |
Консультации | «Все люди разные». Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения. |
Анкетирование | «Удовлетворенность родителей работой школы» |
Формы работы с учениками
Раздел программы | Тематика, формы и методы работы |
Игровая деятельность | «Расскажи мне о себе». «Уважая себя, уважай других». (Формирование готовности помогать другим людям и уметь принимать помощь от других). «Все люди разные». (Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения). Сюжетно – ролевая игра «Город вежливости» «Следствие ведут знатоки»- экологическая игра |
Классные часы | Тематические беседы» : «Что такое толерантность?» «Мы в конфликтах» Правила хорошего тона «И в шутку и всерьез». «Россия –Родина моя» Конкурс рисунков «Семейная символика» И мама, и Родина – самое дорогое для человека! Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется! «Убегаем от болезни:в здоровом теле- здоровый дух» |
Совместная деятельность | Совместная трудовая деятельность: готовим клумбу к зиме Организация помощи пожилым людям |
Театрализованная деятельность | «Путешествие по стране дорожных знаков» «От невежества- беда!» |
Экскурсии | «Как прекрасен этот мир»- зимняя экскурсия в природу. «Как вести себя на дороге» |
Изобразительная деятельность | -создание буклета «Операция Забота». Конкурс рисунков «Я – мир». (Закрепление умения сотрудничества и коллективного творчества) |
Музыка | Слушание патриотических песен. |
Акции | «Покормите птиц зимой!» «Хлебная корочка спасет птиц зимой» Делаем скворечники |
Анкетирование | Диагностика отношения к жизненным ценностям Диагностика нравственной самооценки Диагностика нравственной мотивации. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников. Аутотренинг эмоциональной отзывчивости |
Приложение
Заключение
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Выводы:
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и т.д
Приложение
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5". Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
5положительных ответов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1.Если кто-то плачет, то я.
-Пытаюсь ему помочь.
-Думаю о том, что могло произойти.
-Не обращаю внимания.
2.Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
-Я скажу ему, чтобы он не приставал.
- Отвечу, что не могу ему помочь.
-Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
-Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3.Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
-Я не обращу внимания.
-Скажу, что он размазня.
-Объясню, что нет ничего страшного.
-Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4.Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
-Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
-Обижусь в ответ.
-Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 балла - высокий уровень , 2- 3 балла - средний уровень , 0- 1 балл - низкий уровень
Диагностика нравственной самооценки
Цель: изучить уровень нравственной самооценки учащихся.
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, поставьте +; если вы больше согласны, чем не согласны – поставьте +-;
если вы немножко согласны – поставьте - -;
если вы совсем не согласны – поставьте -.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно делать людям радость
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
• Ответу, оцененному в + балла, приписывается 1 единица,
• +- 2 единицы,
• - - 3 единицы,
• - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается таким образом. Например, + это 4 единицы, +- 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов
1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: - мне интересно учиться - я люблю мечтать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - мне нравится выполнять домашние задания - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. ТРУДОЛЮБИЕ: - я старателен в учебе - я внимателен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу - мне нравится дежурство в школе | |||
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: - к земле - к растениям - к животным - к природе | |||
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ: - я выполняю правила для учащихся - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы | |||
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: - я аккуратен в делах - я опрятен в одежде - мне нравится красивое вокруг меня - я вежлив в отношениях с людьми | |||
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: - я управляю собой - я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция. По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"
Содержание 1. Актуальность.2. Анализ ситуации.3. Цель и задачи.4. Программа реализации проекта.5....
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....