ПРОЕКТ «Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников».
проект (1 класс)

Максимова Наталья Александровна

Проект включает план мероприятий на год. Интересные разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Горячинская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ  «Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников».

Составитель: Максимова Н.А.

I квалификационная категория

2019 г

Воспитание детей – самая важная

 область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане

 нашей страны и граждане мира.

А.С.Макаренко

Актуальность

Ключевой проблемой на сегодняшний день стоящей перед обществом, родителями, а также государством, стоит духовно–нравственное развитие и воспитание младших школьников. Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет, отступая от моральных принципов. Любая деятельность человека (младшего школьника) имеет нравственное содержание, поэтому его развитие есть развитие нравственных качеств личности и индивидуальности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Данный проект  предполагает выработать        стремление    к    сохранению      и  распространению   национальной    культуры    среди      учащихся;       организовать воспитательную работу так, чтобы учащиеся знали свои права, обязанности, любили свою родину, гордились тем, что они граждане России; поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях,  природе,  о животных, даст возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.  Предлагаемый проект призван решить  различные проблемы, возникающие в процессе воспитательного процесса. Она отражает современную и целостную концепцию воспитания человека.

Цель проекта: воспитать ответственного, высоконравственного, инициативного и компетентного  гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь не только в соответствии с собственными интересами, но и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Задачи:

  • формировать способности к духовному развитию;
  • способствовать  укреплению  нравственности;
  • формировать основы морали ;
  • формировать основы  нравственного самосознания личности (совести);
  • способствовать принятию обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формировать эстетические потребности ,ценности и чувства;
  • формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям;  развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей;
  • способствовать  осознанию младшими школьниками ценности человеческой жизни;
  • формировать  нравственный смысл учения.
  • Формировать основы  российской гражданской идентичности;
  • пробуждать веру в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формировать патриотизм  и гражданскую солидарность;
  • формировать у младшего школьника уважительное  отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;

Методы исследовательской деятельности: театральные постановки, художественные выставки, экскурсии, беседы, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет, интернета, анкетирование, сравнение, обобщение, просмотр фильмов, беседа о семье, забота о животных и природе.

Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители, учителя.

Режим работы: внеурочный, внешкольный.

Период реализации проекта: проект рассчитан на 1 год.

Предполагаемые результаты:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек.
  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, к законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  •  ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Выполнение проекта:

Работа с семьей:

Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Формы работы с родителями

Формы работы

Тематика

Родительский лекторий

«Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие  правильного воспитания»

Тематические выставки

«Тепло родного очага»

Семейная гостиная

«Дорогою добра»

Концерт

«В гостях у домовёнка Кузи» (совместно с детьми)

Консультации

«Все люди разные». Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения.

Анкетирование

«Удовлетворенность родителей работой школы»

Формы работы с учениками

Раздел программы

Тематика, формы и методы работы

Игровая деятельность

«Расскажи мне о себе». 

 «Уважая себя, уважай других». (Формирование готовности помогать другим людям и уметь принимать помощь от других).

«Все люди разные». (Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения).

Сюжетно – ролевая игра «Город вежливости»

«Следствие ведут знатоки»- экологическая игра

Классные часы

Тематические беседы» :

«Что такое толерантность?»

«Мы в конфликтах»

Правила хорошего тона «И в шутку и всерьез».

«Россия –Родина моя»

Конкурс рисунков «Семейная символика»

И мама, и Родина – самое дорогое для человека!

Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется!

 «Убегаем от болезни:в здоровом теле- здоровый дух»

Совместная деятельность

Совместная трудовая деятельность:

готовим клумбу к зиме

Организация  помощи пожилым людям

Театрализованная деятельность

«Путешествие по стране дорожных знаков»

«От невежества- беда!»

Экскурсии

«Как прекрасен этот мир»- зимняя экскурсия в природу.

«Как вести себя на дороге»

Изобразительная деятельность

-создание буклета «Операция Забота».

Конкурс рисунков «Я – мир». (Закрепление умения сотрудничества и  коллективного творчества)

Музыка

Слушание патриотических песен.

Акции

«Покормите птиц зимой!»

«Хлебная корочка спасет птиц зимой»

Делаем скворечники

Анкетирование

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика нравственной мотивации.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Аутотренинг  эмоциональной отзывчивости

Приложение

Заключение

Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Выводы:

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и т.д

Приложение

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5". Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

Быть человеком, которого любят

Иметь много денег

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

5положительных ответов - высокий уровень.

3-4 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1.Если кто-то плачет, то я.

-Пытаюсь ему помочь.

-Думаю о том, что могло произойти.

-Не обращаю внимания.

2.Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

-Я скажу ему, чтобы он не приставал.

- Отвечу, что не могу ему помочь.

-Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

-Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3.Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

-Я не обращу внимания.

-Скажу, что он размазня.

-Объясню, что нет ничего страшного.

-Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4.Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

-Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

-Обижусь в ответ.

-Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

4 балла - высокий уровень , 2- 3 балла - средний уровень , 0- 1 балл - низкий уровень

Диагностика нравственной самооценки

Цель: изучить уровень нравственной самооценки учащихся.

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, поставьте +; если вы больше согласны, чем не согласны – поставьте +-;

если вы немножко согласны – поставьте - -;

если вы совсем не согласны – поставьте -.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8. Мне приятно делать людям радость

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

• Ответу, оцененному в + балла, приписывается 1 единица,

• +- 2 единицы,

• - - 3 единицы,

• - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается таким образом. Например, + это 4 единицы, +- 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

Тест для учащихся 3-4 классов

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

        а) белая, синяя, красная;

        б) красная, белая, синяя;

        в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

        а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

        б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

        в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

        а) золотой двуглавый орел;

        б) Святой Георгий Победоносец;

        в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

        а) место, где человек живет сейчас;

        б) место, где человек родился и провел свое детство;

        в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

        а) общественное и государственное устройство;

        б) основные права и обязанности граждан;

        в) права граждан.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной)                                 1 – 2-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться

- я люблю мечтать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- мне нравится выполнять домашние задания

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

- я старателен в  учебе

- я внимателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

- мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

- к земле

- к растениям

- к животным

- к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

- я выполняю правила для учащихся

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен в делах

- я опрятен в одежде

- мне нравится красивое вокруг меня

- я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

- я управляю собой

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция. По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень                        3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень                        2,8 – 2 – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"

Содержание 1.     Актуальность.2.     Анализ ситуации.3.     Цель и задачи.4.     Программа реализации проекта.5....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....