Развитие обучающихся в процессе формирования УУД
материал

Булыгина Наталья Евгеньевна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obuchayushchihsya_v_protsesse_formirovaniya_uud.odt31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2017 – 2018 учебный год

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Важное место  в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий. Поэтому в 2018-2019 учебном году я продолжила работать над формированием УУД младших школьников.

            Работая над темой самообразования, я ставила перед собой цель: внедрить опыт работы.

Мною были запланированы следующие мероприятия практического этапа:

- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия;

- формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром;

- осуществлять поиск необходимой информации;

-повышение качества преподаваемых предметов;

Работаю над данной темой с учащимися с 1 класса. За эти годы старалась  использовать различные формы организации учебного пространства, способствующие формированию УУД младших школьников.

Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.

Урок

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик (использование групповой формы работы на уроке)

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу.

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности (обобщающие уроки по разделам)

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности

Занятие в малой академии

Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам (создание проектов по окончании изучения какого-либо раздела по предметам: русский язык – проекты: «Тайна имени», «Зимняя страничка»,  «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»  и др.; математика – «Задачи-расчеты»,«Математика вокруг нас» ; окружающий мир – «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» и др.)

Индивидуальное занятие

Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов

Внеучебные формы

Место реализации личностных задач и интересов младших школьников (занятия внеурочной деятельности)

Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:

Учебное сотрудничество

Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия. При сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с  использованием дополнительных информационных источников.

Творческая, проектная, учебно – исследовательская деятельность

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных уменийЛичностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки. Условия развития действия оценки учебной деятельности: · постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности); · предметом оценивания являются учебные действия и их результаты; · предметом оценивания являются учебные действия и их результаты; · способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности; · организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений; · формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать); · формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; · организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Для развития умения оценивать свою работу  вместе с детьми  разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. стараюсь не сравнивать детей между собой,  а показать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Привлекаю  детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю  детей приемам работы в группах, дети вместе со мной  исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. 

На уроке уделяю  большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.

Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю  с разными источниками, используемыми для поиска информации.

Помогаю  ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

Общаюсь с учениками  с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом  активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Учу детей планировать свою работу и свой досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

     В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения уч...

Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»

Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»...

Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка"

Настольный буклет "Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Лэпбук - интерактивная папка". (распечатать и сложить буклетом)...

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»

Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"

Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...