Классный час «Наша страна – Россия» 4 класс
классный час (4 класс)

Вовчок Юлия Николаевна

Классный час «Наша страна – Россия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_4_klass.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Наша страна – Россия»

4 «Б» класс

Учитель начальных классов

Вовчок Ю.Н.

Цели:

1.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной природе.

Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;

2.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

Способствовать развитию умения анализировать, обобщать.

Ход классного часа:

1.Орг. момент. Приветствие.

2.Просмотр выставки рисунков.

Беседа:

Учитель:

Ребята, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики: Мама, друг, школа…  

Учитель: Да, правильно! Есть ещё одно дорогое слово - Родина.

Наша Родина?

Ученики: Россия.

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

Учитель:

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли. А сейчас мы споём песню, которую учили на уроке музыки «С чего начинается Родина».

3.Постановка цели:

Учитель:

Сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о нашей Родине.

Что мы Родиной зовём  

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

4.Основная часть.

а) Учитель:

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

- А знаете, в каком городе, посёлке, селе родились вы?

(Ответы детей).

Учитель:

Это маленькая Родина, которая начинается на пороге твоего дома. И у каждого она одна. Как мама.

Родину называют матерью, потому, что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами и как, мать, гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.

б)- Мы любим Родину. А любить Родину значит жить с ней одной жизнью.

-Ребята! А как называется наша Родина? (Россия)

Учитель: Почему мы все любим Родину – Россию?

(Ответы детей).

Ученик: Потому, что нет нигде Родины красивей.

Учитель:

- А ещё потому, что в России мы родились, здесь говорят на русском, родном языке и всё здесь для нас любимое, знакомое, родное…

Учитель:

Россия – страна необыкновенная.

(Посмотрим на карту)

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда оно встаёт на Дальнем Востоке, начинается утро, - в других областях страны – глубокая ночь, а на западе ещё только вечер. На севере уже наступили холода. Выпал снег, а на юге плещется тёплое море, цветут южные растения.

...Люблю тебя, моя Россия.

За ясный свет твоих очей.

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы.

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым камышом

С великой Волгою – рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

Учитель: Мы с вами проведём игру, которая называется “Знаете ли вы Россию?”.  Задания на карточках. Вам нужно выбрать правильный ответ.

  1. Столица России:
  • Москва
  • Киев
  • Петербург
  1. Древнерусское сооружение?
  • собор
  • мечеть
  • кремль
  1. Жилой дом русского народа?
  • хата
  • изба
  • юрта
  1. Праздник проводов русской зимы?
  • рождество
  • масленица
  • крещение
  1. Предметы одежды русских женщин?
  • чалма
  • сарафан
  • кимоно

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете свою Родину.

Учитель:

Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди.

- Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

(Ответы учащихся).

- Да, ребята. По данным последней переписи население России составляет около 150 миллионов человек.

- А как всех их можно назвать, одним словом?

(Россияне).

- Да всех людей живущих в нашей стране можно назвать Россиянами.

Национальности у всех разные – это русские, татары, чеченцы, башкиры, якуты и другие народы, - все они и мы с вами – Россияне, мы граждане России. Это нас объединяет.

Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, правила поведения, он любит свою страну, старается сделать её сильной и богатой. А вы ученики – маленькие граждане большой страны, её будущее. Званием гражданина России надо гордиться.

- Ребята! Подумайте, а что нас объединяет и делает гражданами одной страны?

(Ответы детей).

- Эта общая территория, единый язык у большинства народов, законы. Так же у страны есть свои государственные символы.

в) - Давайте с вами вспомним, какие государственные символы вы знаете?

(Ответ: герб, флаг, гимн.)

- А где можно встретить эти символы?
- Их можно увидеть в городах и сёлах, на границе при въезде на территорию нашей Родины, на форме защитников Отечества, на Российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной страны. Герб изображён на очень важных документах, например, на паспорте гражданина России.

Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от их национальности. Каждый Россиянин может сказать, например, о государственном гербе России – это наш герб.

(Учащиеся рассматривают изображение герба России)

- Что вы видите на рисунке? (Герб России)

- Кто изображён на гербе России?

(Золотой двуглавый орёл, всадник, копьём поражающий дракона.)

- Как вы думаете, что означает изображение всадника побеждающего дракона?

(Победу добра над злом.)

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб.

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить Царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдём мы на монетах

И на гербовой бумаге,

На печати и на флаге!

- Давайте рассмотрим монетки  (рубли и копейки)

- Какие изображения вы видите на монетах? Одинаковы ли они?

(Нет, на одних монетах изображён всадник с копьём, а на других – двуглавый орёл).

- Как называются монетки, на которых изображён всадник? Почему они так называются?

(Монетки, на которых изображён всадник, называются копейками, потому что у всадника есть копьё, которым он поражает дракона.)

- Как вы думаете, зачем нужно изображение государственного герба на монетах?

(Чтобы можно было отличить российские монеты от денежных знаков других стран).

- Ребята, а сегодня мы поближе познакомились с важным государственным символом страны – гербом, внимательно рассмотрели его и знаем, что на нём изображено.

- А сейчас, ребята, давайте отдохнём, расслабимся, снимем усталость.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поднимает руки класс—

Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два». (Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри -

Это «три».(Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять». (Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть». (Ходьба на месте.)

Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели — все в полном порядке.

А теперь давайте рассмотрим следующий символ России – флаг.

На государственном флаге России – нашей Родины – мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.

Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Каждый цвет имеет своё значение.

Белая полоса – вверху. Она напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синяя полоса – середина - синева неба, рек, озёр и морей. Она говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами.

Красная полоса – нижняя – это цвет огня и солнца, тепла и радости. Она означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Учитель:

Государственный флаг – это символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным значением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны. Во всех странах флаги вывешивают на улицах в дни государственных праздников, торжественных событий. Во время спортивных соревнований в честь победителей поднимают флаг той страны, гражданами которой они являются, и исполняется гимн этой страны.

Гимн – это песня, посвящённая своей родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. У каждого государства есть свой национальный гимн. Мелодия гимна величественная, торжественная. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.  Государственный гимн звучит в особо важных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Все присутствующие слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы. Так люди выражают своё уважение к стране.

Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. Тот самый детский поэт, который сочинил для нас Дядю Стёпу. В этих словах звучит идея – возрождения, величия и славы России.

Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.

5.Подведение итога.

- Итак, ребята, давайте подведём итог нашему разговору о символах России. Что для себя нового и интересного вы узнали, что вам больше всего запомнилось?

6.Вывод.

- Ребята, сегодня мы вспомнили особенности символов нашего государства.

Мы с вами как достойные граждане должны гордиться, знать и чтить государственные символы: герб, флаг и гимн. Они являются частичкой каждого из нас и символами нашей необъятной Родины – России, которую мы должны почитать, любить и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

УМК: «Начальная школа ХХI века» План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Наша страна - Россия».

План - конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".

Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Наша страна - Россия»

Тема урока: «Наша страна - Россия»: Цели:Предметные: -формировать у учащихся представление о России как Родине, о символике РФ, о Москве как столице нашей родины.Метапредметные: -формировать умение фо...

Наша страна - Россия. 1 класс, окружающий мир

Презентация предназначена для урока по окружающему миру. Программа "Школа XXI века"....

Урок по окружающему миру "Россия- любимая наша страна" (1 класс)

Урок по окружающему миру "Россия- любимая наша страна" (1 класс)...