О преподавании и обучения в начальных классах в рамках обновления содержания образования
статья

Уракова Альбина Александровна

        Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx21.99 КБ
Office presentation icon 337933.ppt947.5 КБ

Предварительный просмотр:

О преподавании и обучения в начальных классах в рамках обновления содержания образования

        Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной. 
       Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения.
Начальное образование определяет качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. (2 слайд)……………………………………………………………………….
        Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Аскизская школа всегда стремилась дать ученикам знания, умения и навыки по обозначенным дисциплинам.  
        В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования: от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач; от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития; от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. 
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Происходящая смена образовательной парадигмы предполагает обновление содержания образования и использование новых технологий, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека. 

          В настоящее время в содержание образования закладываются новые процессуальные умения:

  • Самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
  • Работать в группе и принимать решения;
  • Использовать новые технологии информации и коммуникации. 

        Начальное образование базируется на следующих принципах: учета возрастных возможностей ребенка; учета его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения; взаимосвязи с окружающим миром; развития личности как субъекта творческой деятельности; признания ребенка как активного субъекта познания; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога. 
        Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим одним из главных результатов начального образования является сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы обеспечивает системно-деятельностный подход и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.(слайд 3)

          Решающее значение для результативности перехода к реализации в образовании системно-деятельностного подхода имеет качество работы педагога, которое в значительной степени определяется адекватностью его педагогического инструментария и эффективностью системы учебников. 
         В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "
Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода.
       Современная школа развивается в условиях колоссального роста объема разнообразной информации во всех областях знаний. В содержании образования меняются приоритеты. Навыки устного и письменного счёта, каллиграфического и грамотного письма, чтения, составляющего основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас всё в меньшей мере признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего.        Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.
        В начальной школе особенно важен и эффективен
личностно-ориентированный подход при обучении. Важно пробудить в ребёнке чувство собственного достоинства. Это чувство дополняется впоследствии высокой ответственностью. Вместе они составляют опору нравственности. Применение в педагогике лично-ориентированного принципа позволяет ребёнку осваивать знания исходя из особенностей своего восприятия, используя наилучшим образом свои индивидуальные склонности и способности. (4 слайд)

Личностно-ориентированный подход признан наиболее эффективной методикой обучения.(5слайд)……………..
       Учитель начальных классов – это единственный, преподающий ни одну-две смежных дисциплины, а владеющий знаниями и методиками преподавания всего спектра учебных предметов. Поэтому учителю начальных классов приходится синтезировать методические знания по отдельным дисциплинам в единый блок. Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности: в начальной школе реализуются многовариативные образовательные практики, которые требуют умения учить детей способам добывания знаний, формировать содержание их учебной деятельности, развивать мышление школьников, что требует от педагога существенных изменений традиционных педагогических практик. Сегодня становятся и добавляются к привычному для нас комплексу профессионально важных качеств педагога компоненты, которые до настоящего времени не выступали как решающе значимые: высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и методическая компетентность учителя. Таким образом, именно педагог становится ключевой фигурой модернизации образования.

        Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания. Владеющий современными образовательными технологиями. Главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь. Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей. Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционными и инновационными технологиями. Мотивированный на работу с учащимися, относящийся к своей работе как к призванию. Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию. В связи с этим учитель должен эффективно использовать активные формы и методы обучения.

        Успех в развитии ребенка, формировании интеллектуальных компетенций зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке, использовании развивающих, игровых технологий. На данных уроках создана творческая атмосфера сотрудничества, поиска, открытия. Учитель развивает способности работать с различными источниками информации, развивает навыки рефлексивной деятельности. Для этого используются следующие приемы: выбор заданий, комментирование, самооценка, умение корректировать, умение выслушивать пожелания, делать выводы, анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, аргументировано доказывать свою точку зрения.

        Только развивающие технологии позволяют формировать коллективную или самостоятельную поисковую деятельность школьников, способствуют открытию новых знаний через постановку и решение учебных проблем. Организованная таким образом учебная деятельность школьников позволит восполнить недостающие компоненты содержания образования: интеллектуальные умения и творческие способы деятельности. Для этого необходимо при изучении нового материала вместо традиционного наблюдения, чтения готовых выводов, правила и разбора образцов его применения использовать задания, содержащие скрытую учебную проблему, учить детей выявлять противоречие в предметном материале, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Чтобы решить эту задачу, учитель начальных классов должен уметь реализовывать требования развивающей технологии при планировании урока.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О преподавании и обучения в начальных классах в рамках обновления содержания образования Уракова Альбина Александровна, учитель начальных классов МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева

Слайд 2

Начальное образование определяет качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Слайд 3

Начальное образование базируется на следующих принципах: учета возрастных возможностей ребенка; учета его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения; взаимосвязи с окружающим миром; развития личности как субъекта творческой деятельности; признания ребенка как активного субъекта познания; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим одним из главных результатов начального образования является сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы обеспечивает системно-деятельностный подход и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Слайд 4

В начальной школе особенно важен и эффективен личностно-ориентированный подход при обучении. Важно пробудить в ребёнке чувство собственного достоинства. Это чувство дополняется впоследствии высокой ответственностью. Вместе они составляют опору нравственности. Применение в педагогике лично-ориентированного принципа позволяет ребёнку осваивать знания исходя из особенностей своего восприятия, используя наилучшим образом свои индивидуальные склонности и способности.

Слайд 5

Личностно-ориентированный подход признан наиболее эффективной методикой обучения.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...

Обновление содержания образования в начальной школе через краеведение

В статье рассказывается о том, как в нашей школе  через краеведение закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для ...

Рефлексия по процессу внедрения и управления изменениями в практике преподавания и обучения учителя начальных классов

Ожидаемыми результатами является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответст...

«Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования»

 Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты.  Помимо опорных навыков и уме...

Особенности работы по обучению первоклассников в рамках обновлённого содержания образования

Основная особенность обновленного содержания образования это ее ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. ...

Особенности работы по обучению первоклассников в рамках обновлённого содержания образования

Придя первый раз в школу, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Скорее всего, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые возмржности...

Актуальные вопросы преподавания русского языка в начальной школе в условиях обновления содержания школьного образования.

Преподавание русского языка в начальной школе в условиях обновления содержания школьного образования требует пересмотра подходов и методов обучения. Это связано с необходимостью адаптации образователь...