Особенности работы по обучению первоклассников в рамках обновлённого содержания образования
статья (1 класс)
Основная особенность обновленного содержания образования это ее ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы по обучению первоклассников в рамках обновлённого содержания образования
Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо.
Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится». Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы обучения.
Основная особенность обновленного содержания образования это ее ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями. Единство интеллектуального и эмоционального решается в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.
Мотивы учебной деятельности первоклассников прямо связаны с характером их эмоций, с их душевным состоянием на уроке. Поэтому исходное требование системы общего развития – создание в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, доверия ребенка учителю и классу – приобретает еще большее значение при обучении шестилетних детей. Нынешним первоклассникам свойственны слитность, нерасчлененность мышления, снижение уровня развития анализа и синтеза. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую картину мира, которую могут представить метапредметные связи. Интеграция реализуется как на межпредметном, так и на внутрипредметном уровне.
Представление детям широкой общей картины мира (задача системы общего развития) позволяет в качестве объекта познания рассматривать не отдельные факты или явления, а прежде всего их смысловые, существенные связи. Таким образом, возникают объективные условия для обобщений и систематизации получаемых знаний. Следующая особенность прямо связана с предыдущими: механизмы мышления (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно - образном уровнях. Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому уровню мышления. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка.
На первых порах особое значение приобретают виды деятельности, уже знакомые ребенку. Их назначение: на практическом - труд, физкультура; образном - изобразительное искусство, музыка; на практическом, образном и теоретическом уровнях – естествознание. Развивать сильные стороны ребенка, создавая ситуацию успеха, чтобы активизировать еще недостаточно созревшие образования. Но в то же время в комплекте по обучению грамоте и в учебнике по математике информация, работа с которой требует отвлеченного мышления, подкрепляется зрительным образом.
Среди других особенностей отмечу трудности в овладении одним из важнейших обязательных новообразований, приобретаемых ребенком в школе, – письменной речью. Источники этой трудности приоткрыл еще Л.С. Выготский: «Письменная речь приобретается ребенком не иначе как в процессе развития. В голом процессе обучения она не может быть приобретена». Письменная речь напрямую связана с такими новообразованиями школьного возраста, как внутренняя речь, произвольность, владение абстракциями, в частности перекодированием звуков в символы-буквы. Из этого следует, что новая для ребенка форма речи требует активизации тех образований, которые созревают только в процессе школьного обучения. В системе общего развития предусмотрен период постепенного перехода от изображения ребенком своих мыслей в рисунках, пиктограммах, в схемах предложений, в схемах слов и их «чтения» к собственно письменной речи необходимы специальные развивающие игровые задания по активизации функций, необходимых для усвоения письменной речи.
Совершенной новизной для каждого поступающего в школу ребенка является учебник. Учебники по всем предметам своим видом и содержанием должны привлекать детей, чтобы у них возникало желание рассматривать эти книги, работать с ними. Само наличие учебников по трудовому обучению, музыке, активизирует основные функциональные системы организма: воспринимающие органы чувств, перерабатывающие мозг и моторные исполнительные функции. Например, произвольная деятельность по созданию предлагаемого объекта начинается на уроках трудового обучения с анализа или готового объекта, или его изображения. Ребенок ставится в ситуацию поиска средств, способов исполнения. Учитель настраивает его на предварительное планирование, осознание будущих действий.
План действий составляется в ходе коллективного обсуждения, но реализуется план самостоятельно. После выполнения изделия ученики словесно анализируют последовательность своих действий, останавливаясь на своих находках и на возникших трудностях, которые удалось преодолеть. Последовательность выполнения изделия сравнивается с планом действий. Так первоклассник на доступном для него содержании включается в процедуру осознания процесса учения (реализация соответствующего дидактического принципа системы общего развития школьников). Известно, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение.
Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей. Сопровождение деятельности словесным отчетом работает на развитие их речи, учит адекватному речевому общению с учителем и одноклассниками. Главное, чтобы работа происходила в свободной атмосфере с непосредственными живыми реакциями детей. Уже в первой четверти дети попробуют свои возможности в работе с самым разнообразным материалом: с пластилином, бумагой, природным материалом. Чтобы умело ими пользоваться, надо знать их свойства, надо увидеть возможность их необычного, оригинального применения, то есть включить исследование, воображение.
Ручной труд вырабатывает такие качества личности, необходимые для продуктивного обучения, как терпение, настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На этих уроках вырабатываются ритмичность, точность движений, развиваются координации зрительно-моторные и слухо-моторные, так необходимые при обучении грамоте и усвоении математических знаков. Эти же качества развиваются на уроках физической культуры и во время проведения динамических минуток.
Эти занятия необходимо в полной мере использовать для воспитания у детей ответственности за команду, стремления к победе, что требует безусловного принятия указания учителя и быстрого реагирования на него. Исследования убеждают: ребенок, как и взрослый, прежде чем совершить какое-то действие, вольно или невольно оценивает, как оно будет воспринято окружающими. Оценка других является важнейшим регулятором и побудителем поведенческих актов. Так формируется социальная роль — необходимость совершать определенные действия, и в то же время — ожидание оценок, ответных действий. Социальная роль постигается непроизвольно, в процессе общения с другими детьми и уяснения того, что от тебя требуется и чего ты вправе требовать от других. В итоге образуется сложнейшее переплетение индивидуальных особенностей характера, личных убеждений, симпатий и антипатий с набором необходимых для данной группы поведенческих установок.
Первый, основной круг требований определяется учителем: усвоение знаний, выполнение дисциплинарных требований. Вполне естественно, среди учеников возникает здоровый дух соперничества, соревнования. Но если до школы основными условиями победы в соревновании были ловкость, сила и быстрота, т. е. физические качества, то теперь требуются усилия интеллектуальные, к которым ребенок не привык. В итоге может получиться, что привыкшие быть лидерами физически крепкие ребята оказываются в числе отстающих учеников, а скромные, застенчивые, «слабосильные» дети занимают ведущие места. Уже здесь коренятся истоки первых разочарований и неожиданностей. В результате различные плоскости оценок причудливо пересекаются в миропонимании ребенка. То, за что хвалит учительница, не одобряют одноклассники, и наоборот. Трудно бывает ребенку осмыслить такой поток несовпадающих оценок, соотнести их между собой. Пытаясь сравнить несравнимое, ученик мучительно ищет выход и не знает, что предпринять. Обратиться к учительнице? За это могут дразнить ябедой. Спросить у родителей? Они ответят: «Самое главное — хорошо учись. Не обращай ни на кого внимания». Испуг, раздражительность, неуверенность — итог мучительных поисков. И все это у ребенка, обладающего высокими интеллектуальными способностями, не испытывающего трудностей при обучении. Еще более драматично может происходить выбор социальных позиций у детей, которым трудно дается усвоение учебного материала.
Каждый ребенок начинает свой путь в школе с каким-то уровнем самооценки. Школа будет индикатором, который выявит этот уровень, усилит или, наоборот, снизит его. Наиболее трудно приходится в школе тем детям, которое воспитывались в атмосфере всеобщего умиления, потакания детским капризам. Такие кумиры семьи, как правило, имеют очень высокий уровень самооценки, они привыкают к тому, что практически любой их поступок вызывает одобрение родителей и родственников. Их социальная роль до школы — быть в центре внимания. Однако во время учебы привычные ожидания не подтверждаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно, не выражая к кому-либо особых симпатий или антипатий. Одноклассники тоже не склонны просто так, сразу признавать кого-то лидером, нужно сначала завоевать их уважение. Для кумира начинается пора терзаний и поисков выхода. Бывает, что главная цель этих исканий — привлечь к себе внимание любой ценой. А поскольку первоклассник еще социально незрел и желания у него преобладают над рассудком, средством достижения своей цели он избирает неадекватное поведение — а это дерзкие выходки во время уроков, бессмысленная агрессивность на переменах, постоянные конфликты. Понимание проблем поступающего в школу ребенка позволило сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь: создать атмосферу доброжелательности и понимания, творческого сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе новой для детей учебной деятельности. Формировать положительные мотивы, ввести в классный коллектив.
Познакомить с особенностями учебных предметов и научить пользоваться учебными пособиями. Создать условия для развития мышления, наблюдательности и практических действий. Создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности, уделив особое внимание восприятию цели деятельности и ее удержанию в процессе выполнения. Обеспечить постепенный переход к произвольной деятельности. Расширять кругозор, активизировать устную речь, создать предпосылки для развития письменной речи и математических знаков. Развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, восприятия ритма и умения воспроизводить ритмичные действия, слухо-моторной и зрительно-моторной координации. Постоянно наблюдать за динамикой продвижения детей по отношению к стартовому уровню. Поступление в школу – важный этап взросления, стремление к которому, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.
Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников. С учетом того, что современная начальная школа - это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.
Известно, что учебная деятельность - ведущая деятельность учащихся младшего школьного возраста. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимают такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе.
Целостная учебная деятельность включает в себя следующие основные потребности и мотивы: учебную задачу, учебные действия, действия контроля, оценки и самооценки. Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту. Вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
С чего же следует начинать формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.
На первом этапе формирования контрольно-оценочной самостоятельности важно научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. На этом этапе ученики учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие. Учащиеся договариваются о выборе образца для сопоставления. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.
Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учеников, но не только учителем, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления. Научить детей делать анализ результатов учебной деятельности достаточно сложно. Дети сначала видят недостатки, а потом достоинства. В связи с этим встаёт задача - сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Так на уроках письма, математики в первом классе мы договариваемся обводить среди написанных букв, цифр, те, которые соответствуют тем критериям (их в первом классе не должно быть более двух), тому образцу, которые взяли за основу. Во время самопроверки или взаимопроверки я нацеливаю детей видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается. Иногда для решения учебной задачи, я ввожу сказочных персонажей, которые так же, как и дети, выполняют определенные задания. Сказочные персонажи просят детей найти то, что получилось удачно, сравнить их работу с образцом, выделить ошибки. Это позволяет в свою очередь ребенку проанализировать его собственную работу. Главное на этом этапе, чтобы ребенок не только смог научиться сравнивать, но и мог назвать причину допущенных ошибок, сначала у сказочных персонажей, а затем и у себя.
Важным становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, находить ошибки. Чтобы ребенок смог проконтролировать свои действия, необходимо иметь план этих действий. Сначала к составлению плана привлекаются дети, а в последствие учащиеся самостоятельно могут составить план, схему этапов действий.
К.Д. Ушинский особое значение придавал методам воспитания самоконтроля: активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок К.Д. Ушинский делал акцент на самоисправление учащимися своих ошибок. "Как мало впечатления, - пишет он, - во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова". Поэтому пересмотр и исправление ошибок "можно сделать посредством самих же учеников" Д.Б. Эльконин выделяет следующий этап в формировании самоконтроля и указывает на то, что "функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий". Контроль так же состоит в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. По предположению Д.Б. Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
Очень интересен прием фронтальной проверки и взаимопроверки. Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем педагога и самоконтролем учащихся. Применение их имеет ряд преимуществ при обучении самоконтролю: положение контролеров обязывает учащихся лучше готовиться к занятиям, чтобы иметь возможность указать товарищу на допущенные им ошибки и установить их причины; коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его сигнальные признаки и более углубленно их усвоить; разбирая разные способы сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся отбирают те из них, которые наиболее целесообразны в данных условиях. Благодаря этому достигается большая точность сличения; коллективный анализ позволяет более полно выявить допущенные ошибки и установить их причины; в ходе коллективного поиска выявляются наиболее целесообразные способы исправления ошибок и внесения усовершенствований в выполняемую работу.
Благодаря применению коллективных форм контроля учащиеся быстрее и лучше овладевают всеми звеньями индивидуального самоконтроля. Осуществляя контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий, дети подходят к заключительному этапу технологии формирования контрольно - оценочной самостоятельности - послеоперационному контролю. На этом этапе важно, чтобы ребята наглядно видели свой рост продвижения или, как говорят ученые, "наглядную динамику усвоения". Формализация оценки может фиксироваться в виде графиков, диаграмм.
Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. В ходе самоконтроля ученик совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.
В свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так, память обеспечивает закрепление образца, чтобы можно было сравнивать с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение перед началом работы спланировать ее: умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково - символическим изображением; умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, давать оценку своей работы в целом.
Итак, формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.) Формируется навык контроля, самоконтроля и самооценки посредством использования специальных приемов. В свою очередь это способствует созданию условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно использовать в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО"
ФГОС НОО конкретно определил цель и задачи современного образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компет...
Особенности работы по обучению первоклассников чтению.
И действительно, “привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать”Сесиль Лупан....
"Психолого-педагогические особенности интегративных методов обучения (интерактивные игры) в начальном общем образовании».
Реферативная работа....
Психолого – педагогические особенности интегративных методов обучения (интерактивные игры) в начальном общем образовании.
Примерение активных методов на уроке....
О преподавании и обучения в начальных классах в рамках обновления содержания образования
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и на...
Доклад на тему: "СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС НОО"
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....
Особенности работы по обучению первоклассников в рамках обновлённого содержания образования
Придя первый раз в школу, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Скорее всего, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые возмржности...