"Современные инновационные технологии в образовании"
статья
Инновация появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс внедрения, реализации, а с другой — это деятельность по внедрению нового в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ms_2017.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные инновационные технологии в образовании
СЛАЙД 2.
Начну свой рассказ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности». Первое — что инновация и новшество — это одно и то же; второе — что инновационная деятельность и производство — также одно и то же. Третье связано с языковым натурализмом: так как инновация — это отглагольное существительное. Следовательно, инновация должна быть монопредметной.
СЛАЙД 3.
На самом деле инновация появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс внедрения, реализации, а с другой — это деятельность по внедрению новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
СЛАЙД 4.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
СЛАЙД 5.
● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
СЛАЙД 6.
● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практику («реализация»).
СЛАЙД 7.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
- Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций.
- Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
- Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
СЛАЙД 8
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.
Опыт применения показал:
а)информационная среда школы существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в)информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность своего труда, повышая тем самым общую информационную культуру учителя.
СЛАЙД 9
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
СЛАЙД 10
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При этом может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
СЛАЙД 11
4. Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
СЛАЙД 12
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
СЛАЙД 13
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
СЛАЙД 14
7. Здоровьесберегающие технологии
"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы ОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать обучающихся, чтобы они смогли потом вырасти здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Комментируя это определение, необходимо напомнить, что задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
СЛАЙД 15
С 2004 года наша школа стала базовой школой по коррекции и восстановлению зрения, продолжая коррекцию, начатую МДОБУ «Детский сад №8 «Сказка» комбинированного вида».
Все учителя прошли обучение и стали активно внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательную сферу.
Кроме этого, сестра-артроптистка проводит компьютерную диагностику по коррекции и восстановлению зрения, что благотворно влияет на поддержание зрения на уровне, не давая возможности снижения остроты зрения.
Для этого в школе есть компьютерные офтальмологичекие программы коррекции зрения. Такие как «Клинок», «Цветок», «Чибис».
Кроме этого врач-офтальмолог ежемесячно осматривает детей, нуждающихся в коррекции и назначает соответствующее лечение.
СЛАЙД 16
8. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических совещаниях, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
СЛАЙД 17
Урок с использованием технологии
- требует большого количества времени, подготовки большого количества материала.
- не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, темой урока, имеющимся материалом.
- урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить обучающихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
- А самое главное то, что такой урок приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
СЛАЙД 18
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении своих воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета….»
(К.Д. Ушинский)
СЛАЙД 19
Библиография:
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984
- Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010. – с.148-150
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
- Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
- Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191
- Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего о...
Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пол...
Современные инновационные технологии в работе педагога дополнительного образования
Развитие современных информационных технологий влечет за собой внедрение новых подходов к обучению, таких, которые обеспечивали бы развитие профессиональных, коммуникативных и творческих знаний, а так...