Осуществление принципа обратной связи
статья

Обратную связь можно разделить на две группы: содержательную и эмоциональную.

Содержательная обратная связь дает информацию  об уровне усвоения учащимися учебного материала.

Эмоциональная обратная связь определяется по поведению учащихся, выражению лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Учитель не имеет «термометра настроения», однако только он отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности… Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной дает педагогу информацию об уровне восприятия учебного материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимых занятий .

  • Контроль предметных результатов осуществляется с помощью контрольных работ по предметам.
  • Контроль метапредметных результатов  - с помощью интегрированной комплексной работы и по наблюдениям .
  • Контроль личностных результатов осуществляется с помощью специальных тестов и по наблюдениям.  

Виды контроля:

1.     Входной контроль позволяет осуществлять диагностику исходного или остаточного интеллектуального и психического развития учащихся (в начале учебного года).

2.     Текущий контроль входит органическим компонентом в весь учебно-педагогический процесс и служит его индикатором.

3.     Рубежный контроль выполняет сигнальную функцию для принятия корректирующих управленческих решений (после изучения темы, за четверть, семестр).

4.     Итоговый контроль позволяет  соотносить общие результаты с поставленной изначально целью (по окончании учебного года).

Требования к контролю :

1.     Систематичность и своевременность.

2.     Учет индивидуальных особенностей.

3.     Объективность и справедливость.

4.     Обоснованность.

5.     Всесторонность и дифференцированность.

6.     Диагностичность – точность измерения.

Автоматизированным – применение технических средств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obratnaya_svyaz.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

МБОУ КСОШ №32 имени Героя Советского Союза М.Г. Владимирова

Учитель: Колтунова С.И.

Диагностика или контроль знаний - это обратная связь между субъектами процесса обучения, которая свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся, развитии умений и навыков .

Диагностика или контроль знаний – это способ, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Обратную связь можно разделить на две группы: содержательную и эмоциональную.

Содержательная обратная связь дает информацию  об уровне усвоения учащимися учебного материала.

Эмоциональная обратная связь определяется по поведению учащихся, выражению лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Учитель не имеет «термометра настроения», однако только он отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности… Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной дает педагогу информацию об уровне восприятия учебного материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимых занятий.

Задачи «обратной связи»:

  1. Проверка готовности учащихся к восприятию нового материала.
  2. Получение информации о характере познавательной деятельности.
  3. Выявление трудностей, ошибок, оказание своевременной помощи ученику.
  4. Определение эффективности организации методов и средств обучения.

5. Сбор данных для объективной оценки успеваемости учащихся.

На основе «обратной связи» я осуществляю ряд действий и операций:

 проверку – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения;

 контроль – сопоставление и сличение запланированного результата с требованиями стандарта;

 учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса ;

 оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся;

выставление отметки – определение балла или ранга по официальной или принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Работая по новым стандартам, мы проводим диагностику предметных , метапредметных и личностных результатов.

Контроль предметных результатов осуществляется с помощью контрольных работ по предметам.

Контроль метапредметных результатов  - с помощью интегрированной комплексной работы и по наблюдениям .

Контроль личностных результатов осуществляется с помощью специальных тестов и по наблюдениям.  

Исходя из общих задач общеобразовательной подготовки школьников и в целях управления ею, я  использую разные виды контроля, каждый из которых имеет  свои задачи.

Виды контроля:

  1. Входной контроль позволяет осуществлять диагностику исходного или остаточного интеллектуального и психического развития учащихся (в начале учебного года).
  2. Текущий контроль входит органическим компонентом в весь учебно-педагогический процесс и служит его индикатором.
  3. Рубежный контроль выполняет сигнальную функцию для принятия корректирующих управленческих решений (после изучения темы, за четверть, семестр).
  4. Итоговый контроль позволяет  соотносить общие результаты с поставленной изначально целью (по окончании учебного года).

Формы контроля:

  1. Устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, комбинированный).

  1. Письменный опрос (диктант,к/ списывание,  к/р – из сборников к/р

 комплексные работы – специальные сборники , и электронный 2класс,в них не всегда есть выбор ответа, чаще дописать ответ, решить задачу, заполнить таблицу, продолжить последовательность;  сообщения, проекты – дети готовят на бумажных носителях и электронных  Бежанова Лиза, Ковтунов Дима, Горбанева Даша.

  1. Стандартизированный контроль ( тесты: на бумажных  и электронных носителях) .

Преимуществом которого, является то, что при незначительных затратах времени можно проверить всех учащихся, но недостатком является то, что возможно получение случайных ответов (методом «тыка»).

Электронные тесты :

А) на интерактивной доске из специальных заготовок самой доски

Б) с интернета готовые «Таблица умножения», «Парные согласные»

В) тесты по программе MyTestStudent

Г) тесты с дисков для текущего контроля и рубежного контроля.

Требования к контролю :

  1. Систематичность и своевременность.
  2. Учет индивидуальных особенностей.
  3. Объективность и справедливость.
  4. Обоснованность.
  5. Всесторонность и дифференцированность.
  6. Диагностичность – точность измерения.
  7. Автоматизированным – применение технических средств.

Правила проведения  контроля:

  1. Положительный настрой.
  2. Привычная обстановка.
  3. Соответствие источникам информации.
  4. Соответствие содержания уровню знаний учащихся.
  5. Идентичность целей обучения и целей контроля.
  6.  Соответствие формы контроля и формы обучения.

Советы  преподавателю по проведению контроля и оценке знаний учащихся:

  1. При проведении контроля и оценки знаний учащихся нужно

всегда создавать атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости. Учащийся всегда должен быть уверен в объективности и справедливости преподавателя.

  1. Всегда объясняйте учащимся  критерии оценки их знаний и умений.

  1. При проведении контроля «слабого» учащегося не следует резко реагировать на его неправильные ответы или действия. Как бы ни был слаб ученик, нельзя лишать его возможности исправиться.

  1. Выставляя учащемуся неудовлетворительную оценку, нужно всегда стараться внушить ему надежду на успех в дальнейшем, поддержать веру в свои силы.

  1. Не следует захваливать и поощрять всегда одних и тех же учащихся, особенно тех, кто достигает высоких результатов без особого труда. Хвалить, поощрять хороших учащихся следует не столько за хорошую учебу, сколько за стремление учиться лучше.

  1. Широко практикуйте оценочное общение с учащимися на уроках и во внеурочное время. Оценочное общение выражается в одобрении, в подтверждении правильного ответа, применяемого способа, поступка или, напротив, и указании на ошибку, предостережении, тактичном обсуждении поступка или действия.

  1. Боритесь с «троечными» успехами учащихся. «Тройка» — положительная оценка, но она демобилизует как учащегося, так и преподавателя.

  1. Практикуйте выставление перспективных, несколько завышенных оценок «слабым» учащимся, проявляющим настойчивость в достижении более высоких успехов и результатов.

  1. Правильно определяйте итоговую оценку. Итоговая оценка — это не среднеарифметическая оценка текущих оценок. Итоговая оценка должна объективно отражать конечный результат в освоении содержания программного материала.

  1.  Недопустимо безразличное отношение педагога к выставляемой учащемуся оценке, так как ничто так не ущемляет самолюбия учащегося, как равнодушие преподавателя к его успехам в учебе. Только сопереживание, истинная сопричастность педагога к успеху учащегося порождает встречное его действие, усиливает активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

“ЁЖИК”– методика получения обратной связи.

Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку....

Презентация для "круглого стола" на тему: "Принципы обратной связи"

Главные принципы обратной связи. Проверка знаний по ФГОС НОО второго поколения....

Осуществление принципа преемственности дошкольного образования и начальной школы

Историю изучения вопросов преемственности в образовании можно начать с анализа работ Я. А. Коменского, который создал систему обучения, включающую несколько уровней школ от «материнской школы» до «ака...

Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе

В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе.  Поделюсь профессиональным...