Современный урок: типы, структура уроков
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Репродуктивное обучение было ориентировано на два психических процесса- восприятие и память. Современное обучение организовано как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, работа на уроке ведется так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику дается право на ошибку,на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и их исправления. Такой подход делает процесс учения «личностно значимым» и формирует у школьника «реально действующие мотивы» ( А.Н. Леонтьев) Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС : хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся , четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся ; времясбережение и здоровьесбережение ; учет уровня и возможностей обучающихся , в котором учтены такие аспекты, как уровень обученности класса, стремление обучающихся , настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи.
Основные компоненты современного урока: 1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Типы уроков Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания Первичное закрепление. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия)
Типы уроков Урок закрепления знаний (комплексного применения знаний и умений) Цель : вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. 1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 4. Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые) - в изменённой ситуации (конструктивные) 5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Типы уроков Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом. 1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 4. Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5. Применение знаний и умений в новой ситуации 6. Обобщение и систематизация знаний 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Типы уроков Урок систематизации и обобщения знаний и умений Цель : выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний - Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности - Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). Применение знаний и умений в новой ситуации Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия (подведение итогов занятия) - Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Типы уроков Урок контроля знаний и умений Цель : определить уровень сформированности УУД, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Типы уроков Урок коррекции знаний, умений и навыков Цель : проверка и коррекция уже полученных знаний , возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия)
Типы уроков Комбинированный урок Цель : формирование новых знаний Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания Первичное закрепление Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия)
Критерии результативности урока : Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.П. ) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Алгоритм самоанализа урока Какими требованиями руководствовался? Как учтена взаимосвязь уроков в теме? Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых? Как определил триединую задачу урока? Как спланирована деятельность учащихся? Правильно ли подобран учебный материал к уроку? Оправдали ли себя приемы и методы учителя, если нет, то почему? Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему? Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся? Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся? Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения? Как был предвиден и оправдан ход урока? Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критерия это определено, если нет, то почему? Оценка результативности урока. Самооценка урока учителем. Пути совершенствования урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...
открытый урок: дидактическая структура урока, презентация и самоанализ
Открытый урок на тему "Обобщение и повторение по теме "Измерение величин" 2 класс, УМК "Планета знаний"презентация к уроку и самоанализ урока...
Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"
В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...
Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков
Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...
Типы и структура уроков в начальной школе
Рассмотрены основные типы уроков в начальной школе и их структура....
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...
«Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков»
Выступление на ШМО на тему «Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков»...