Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
методическая разработка
Методическая тема работы РМО в 2016-2017 учебном году: «Развитие творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС НОО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rmo_2016-2017.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы РМО учителей начальных классов
за 2016-2017 учебный год
Методическая тема работы РМО в 2016-2017 учебном году: «Развитие творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС НОО».
Основная цель: совершенствование профессионального мастерства учителей начальных классов в ходе реализации инновационных технологий системно-деятельностного подхода, способствующих формированию учебно-познавательных компетентностей младшего школьника.
В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1.Обеспечение информационно-методического сопровождения участников педагогического процесса реализующих ФГОС НОО.
2.Освоение и применение на практике инновационных педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, направленных на реализацию современных требований образования.
3. Повышение уровня общедидактической и методической подготовки педагогов.
4.Создание условий для профессионального саморазвития и самообразования педагогов.
5.Развитие умения проектировать собственную деятельность, описывать свой педагогический опыт и опыт коллег; умения работать с современными педагогическими понятиями, теориями и концепциями.
6.Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.
7.Представление и систематизация опыта лучших педагогов района в информационно-методический банк РМО.
Методические и организационные формы работы:
- открытые уроки;
- внеклассные мероприятия;
- тематические сообщения и доклады;
- творческие отчёты, презентации;
- мастер-классы;
- изучение передового педагогического опыта;
- повышение квалификации педагогов на курсах;
- ознакомление с новинками методической литературы;
- выставки наглядных пособий, дидактических материалов, папок-накопителей учителей;
- анкетирование;
- формирование информационно-методического банка РМО.
Формы проведения заседаний: инструктивно-методическое заседание, практико-ориентированный семинар, мастер-класс, круглый стол, КТД, творческая мастерская.
1
В 2016-2017 учебном году было запланировано и проведено 4 заседания РМО по следующим темам:
1. Планирование и организация методической работы РМО учителей начальных классов на 2016-2017 уч. год (инструктивно-методическое заседание) – МБОУ СШ №1 г. Сычёвки.
2. «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа» (практико-ориентированный семинар) – МКОУ Никитская ОШ.
3. Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста учителя и повышения качества образования обучающихся (семинар-практикум) – МКОУ Юшинская ОШ (Никольский филиал).
4. «Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы» (круглый стол) – МКОУ Субботниковская ОШ.
Содержательный аспект заседаний РМО соответствовал заявленным темам и целям. Решая задачи развития творческого потенциала педагогов и повышения качества обучения в ходе реализации инновационных образовательных технологий, на заседаниях РМО учителя выступали с докладами, сообщениями, творческими отчётами; проводили открытые уроки и внеурочные мероприятия.
С выступлением-презентацией на тему «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС» выступила учитель МКОУ Никитской ОШ Пашкова С.Г. (заседание №2). В своём выступлении она подробно ознакомила учителей с сущностью и структурой технологии, видами проблемного диалога, методами, формами и средствами обучения, с результатами применения данной технологии на уроках.
Опытом работы по формированию УУД поделилась учитель МБОУ СШ №2 Козлова В.П. (заседание №2) в выступлении «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики». Валентина Павловна представила методическую цель, актуальные проблемы и теоретические основы данной темы; рассказала о современных образовательных технологиях, методах и приёмах работы, а также, ознакомила с комплексом типовых заданий для формирования познавательных УУД на уроках математики.
С докладом на тему «Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников» выступила учитель МКОУ Юшинской ОШ (Никольский филиал) Семученкова Н.А. (заседание №3). В докладе был представлен опыт работы учителя по использованию приёмов, форм и методов организации учебного сотрудничества на уроках.
В выступлении на тему ««Методики диагностики психических познавательных процессов младших школьников» педагог-психолог МБОУ СШ №1 Станкевич Е.В. представила опыт работы школы по диагностированию психологических, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в рамках программы «Компетентностный подход в образовательном пространстве школы –
2
основа успешной самореализации ученика». Раздел: «Одарённые дети». Евгения Витальевна представила методики для изучения психологических особенностей обучающихся.
Опытом работы по использованию на уроках метода проектов поделилась учитель МБОУ СШ №1 (заседание №4) Байкова Я.В. в своём выступлении-презентации «Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов)». Яна Викторовна представила методическую разработку учебного занятия (квест-урока) практико-ориентированной направленности, включающую структуру урока, формы организации и активные методы обучения.
Организация учебного процесса по ФГОС предполагает наличие соответствующего современного оборудования, материально-технического обеспечения; соответствующего нормам, гигиеническим требованиям и правилам безопасности учебного кабинета. Об этом рассказала в своём докладе «Кабинет начальных классов. Паспорт кабинета» учитель МКОУ Юшинской ОШ (Никольский филиал) Яшенкова С.Н. (заседание №3).
Работа РМО была нацелена на создание условий для профессионального саморазвития и самообразования учителей. Традиционной на заседаниях РМО стала рубрика «Самообразование как основа успешности учителя». Педагоги успешно планировали, описывали, реализовывали и обобщали свой педагогический опыт по темам самообразования.
С творческим отчётом по теме самообразования: «Нетрадиционные формы урока по русскому языку как способы активизации познавательной деятельности учащихся» выступила Штрипкина Е.А., учитель МБОУ СШ №1 (заседание №2).
Творческий отчёт на тему: «Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка, литературного чтения, математики в свете реализации ФГОС» был представлен учителем МБОУ СШ №2 Алексеевой Н.П. (заседание №4).
На заседаниях РМО учителя делились практическим опытом работы по проведению открытых уроков; совершенствовали умение осуществлять системный анализ и самоанализ уроков и внеурочных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Опытом работы по использованию инновационных методов и технологий обучения поделилась учитель МКОУ Юшинской ОШ (Никольский филиал) Иванова О.Л. (заседание №3). Оксана Леонидовна провела открытый урок-презентацию на тему: «Водные богатства» (2 класс, окружающий мир). Присутствующие учителя отметили, что содержание урока отвечало поставленным целям и задачам, в течение урока осуществлялось стимулирование познавательной мыслительной деятельности обучающихся, связь с краеведением, учитывался жизненный опыт детей.
Открытый урок-презентацию на тему: «Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш» (3 класс, литературное чтение) подготовила и провела учитель МКОУ Никитской ОШ Богданова Т. Л. (заседание №2). Изучаемый на уроке материал был интересным и значимым для детей, способствовал формированию нравственных норм поведения. С целью активизации
3
познавательной деятельности обучающихся, учитель использовала словесные (проблемный диалог), наглядные, частично-поисковые методы обучения (проблемные вопросы, проблемные ситуации); проводила работу по обогащению словарного запаса детей (работа с дополнительными источниками информации – толковыми словарями). Богданова Т.Л. целесообразно и продуктивно применяла современные образовательные технологии: технологию личностно-ориентированного обучения, технологию деятельностного типа – продуктивного чтения, проблемного диалога, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. Татьяна Леонидовна провела подробный самоанализ урока; технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Присутствующие учителя проанализировали открытые уроки, обменялись мнениями, сделали выводы.
Повышению профессионализма учителей в использовании современных образовательных технологий, направленных на формирование учебно-познавательных компетентностей младших школьников, способствовала методическая работа по вовлечению педагогов в совместную коллективную творческую деятельность. Так, с целью ознакомления учителей с теоретическими основами, особенностями проведения уроков в технологии критического мышления, учителем МКОУ Юшинской ОШ (Никольский филиал) Бондаревой С.И., был подготовлен и проведен мастер-класс на тему «Использование приёмов технологии критического мышления в начальной
школе» (заседание №3). В ходе мастер-класса Бондарева С.И. продемонстрировала разнообразные приёмы технологии критического
мышления, привела примеры использования технологии на разных стадиях урока. Теоретические аспекты технологии были раскрыты Светланой Ивановной в содержательном выступлении на тему «Применение технологии
критического мышления как средство повышения активности учащихся в образовательном процессе». Мастер-класс, подготовленный Бондаревой С.И. , прошёл на высоком уровне; методическая цель достигнута.
С целью выявление оптимальных условий, средств, методов, форм взаимодействия педагога и ученика, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности младшего школьника на базе МКОУ Субботниковской ОШ было проведено заседание №4 (круглый стол) на тему «Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы». С содержательным докладом-презентацией «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС», выступила учитель МКОУ Субботниковской ОШ Сёмина С.В.. Светлана Валерьевна представила опыт работы по созданию условий для формирования и развития ключевых компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности, что предполагает выбор оптимальных образовательных технологий и методов обучения, а также,
обеспечение ресурсной учебно-материальной базы, повышение уровня общедидактической и методической подготовки учителя, осуществление мониторинга развития ключевых компетентностей младших школьников.
4
В ходе круглого стола педагоги активно обсудили следующие темы:
- моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей
саморазвитию личности;
- осуществление эффективной научно-методической работы;
- проведение в школе инновационной исследовательской деятельности.
Практическим опытом работы по созданию развивающей предметной среды поделилась учитель МКОУ Субботниковской ОШ Синицына И.М., которая подготовила и провела внеурочное занятие «Экологический суд над человеком» (1-4 классы). Мероприятие было проведено в интересной, нетрадиционной форме, способствовало активизации мыслительной деятельности обучающихся, было направлено на развитие познавательных интересов, формирование творческой активности и инициативности детей.
Педагогу удалось осуществить замысел мероприятия, реализовать поставленные цели и планируемые результаты. Анализируя мероприятие, присутствующие учителя высоко оценили профессионализм и мастерство Синицыной И.М. в использовании современных образовательных технологий и разнообразных технических средств обучения. Было отмечено также, что целенаправленная и систематическая работа учителя по созданию условий для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка, способствовала повышению мотивации к учению и формированию ключевых компетентностей обучающихся.
На заседаниях РМО осуществлялась работа по изучению публикаций и нормативных документов ФГОС НОО; ознакомление с новинками методической литературы. Педагоги обменивались информацией, полученной на курсах, совещаниях, вебинарах.
Выступление на тему «Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО» подготовила учитель МБОУ СШ №1 Логинова С.А. (заседание №1).
С информационным сообщением на тему «Развитие личности младшего школьника в контексте вызовов времени» (с секционного совещания областного методического объединения учителей начальных классов) выступила Логинова С.А. (заседание №1).
С сообщением на тему «Организация и проведение ВПР в 4 классах» в рамках рубрики «Вести с курсов (СОИРО)» выступила учитель МБОУ СШ №1 Григорьева Л.Т. (заседание №4).
С целью удовлетворения информационно-методических потребностей учителей в повестки заседаний РМО были включены вопросы о составлении рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности; оказывалась необходимая методическая помощь в работе над темами по самообразованию, по разработке и оформлению технологических карт современных уроков, по проведению системного анализа, самоанализа уроков и внеурочных занятий.
Информационно-методический банк РМО пополнили методически грамотно оформленные технологические карты уроков и внеурочных занятий,
конспект мастер-класса; теоретические материалы - доклады, выступления, сообщения-презентации (перечень в приложении).
Анализ работы РМО позволяет сделать следующие выводы:
5
• деятельность РМО учителей начальных классов была ориентирована на
развитие профессиональной компетентности педагогов;
• педагоги активно внедряли в учебный процесс современные образовательные
технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся;
• учителя ответственно готовились к участию в заседаниях РМО, активно осваивая новое содержание образования и распространяя собственный опыт
работы по ФГОС;
• практический опыт учителей был разнообразен по формам представления (уроки-презентации, внеурочные занятия, мастер-класс, сообщения и доклады-презентации).
В ходе работы РМО В 2014-2015 уч. г. были выявлены следующие проблемы:
Учителя испытывают затруднения:
• в планировании и проведении современных уроков разных типов, внеурочных занятий, соответствующих требованиям ФГОС НОО;
• в осуществлении анализа и самоанализа уроков;
• в умении оценивать результативность использования новой технологии;
• в составлении и оформлении технологических карт уроков и внеурочных занятий;
• в составлении рабочих программ по предметам с учётом формирования УУД обучающихся;
• в осуществлении разноуровневой дифференциации в обучении;
• в анализе и оценке результатов своей деятельности и деятельности обучающихся.
С учётом сделанных выводов можно определить задачи и актуальные вопросы последующей работы РМО:
• продолжить методическую работу по развитию профессиональной компетентности педагогов в сфере формирования УУД;
• продолжить работу по изучению нормативно-правовых документов ФГОС НОО;
• продолжить работу по развитию умения осуществлять системный анализ и самоанализ современного урока, внеурочного занятия, по формированию умения оформлять технологические карты;
• продолжить работу по накоплению и систематизации информационно-методических материалов учителей (из опыта работы по ФГОС НОО).
План работы РМО учителей начальных классов в 2016-2017 уч.г. реализован в полном объёме. Работу РМО учителей начальных классов в 2016-2017 уч.г. можно считать удовлетворительной.
15.06.2017.
Руководитель РМО учителей начальных классов: / С.А. Логинова /
6
Приложение
(перечень собранных информационно-методических и практических материалов)
1. «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС» - выступление-презентация - Пашкова С.Г.
2. «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики» - выступление - Козлова В.П.
3.«Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников» - доклад - Семученкова Н.А.
4. «Методики диагностики психических познавательных процессов младших школьников» - выступление - Станкевич Е.В.
5. «Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов)» - выступление – презентация - Байкова Я.В..
6. «Кабинет начальных классов. Паспорт кабинета» - доклад - Яшенкова С.Н.
7. «Нетрадиционные формы урока по русскому языку как способы активизации познавательной деятельности учащихся» - творческий отчёт - Штрипкина Е.А..
8.«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка, литературного чтения, математики в свете реализации ФГОС» - творческий отчёт - Алексеева Н.П..
9. «Использование приёмов технологии критического мышления в начальной школе» - мастер-класс – Бондарева С.И..
10. «Применение технологии критического мышления как средство повышения активности учащихся в образовательном процессе» - выступление-презентация - Бондарева С.И..
11.«Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС» - доклад-презентация - Сёмина С.В..
12.«Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО» - выступление - Логинова С.А..
13. «Развитие личности младшего школьника в контексте вызовов времени» - сообщение - Логинова С.А..
14. «Организация и проведение ВПР в 4 классах» - сообщение - Григорьева Л.Т..
15. Открытый урок-презентация на тему: «Водные богатства» (2 класс, окружающий мир) – Иванова О.Л..
16. Открытый урок-презентация на тему: «Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш» (3 класс, литературное чтение) - Богданова Т. Л.
17. Внеурочное занятие «Экологический суд над человеком» (1-4 классы) – Синицына И.М.. 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году
Дано планирование ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году....
План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год
В статье представлен график проведения секционных заседаний, темы самообразования учителей, работа по наставничеству, внеклассная работа по предметам...
План работы ШМО учителей начальных классов на 2016 -2017 учебный год
План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год...
Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
В анализе отражены ожидаемые результаты работы, сделаны выводы....
Отчёт о работе ШМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
В 2016-2017 учебном году методическое объединение начальных классов работало над темой: «Повышение эффективности урока через организацию деятельности учащихся, о...
Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год(копия)
Методическая тема РМО "Развитие творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и воспитания , обеспечивающих формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышени...
Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
Целью МО является повышение качества знаний учащихся через внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций ученика в рамках ФГОС нового поколения, ...