Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
материал по теме

Шаркова Людмила Васильевна

В анализе отражены ожидаемые результаты работы, сделаны выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ

работы МО учителей начальных классов МБОУ Целинская СОШ №1

за 2016- 2017 учебный год

     Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

     В 2016 – 2017 учебном году начальная школа работала по теме: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС – 2)» 

Цель МО:   совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.                                                                                                            

Методическим объединением учителей начальных классов были поставлены следующие задачи: 

  1. Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС начального общего образования.
  2. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях реализации ФГОС – 2 через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
  3. Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
  4. Внедрение в практику  работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
  5. Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования  УУД младшего школьника.
  6. Активное использование здоровьесберегающих, информационных технологий для развития познавательной активности  и творческих способностей обучающихся.
  7.  Ведение просветительской работы с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематическое ознакомление их с результатами обучения и достижениями обучающихся.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС;

-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

   Коллектив учителей начальной школы в этом году состоит из 10 человек. Все учителя имеют высшее педагогическое образование. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях введения ФГОС. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, ежегодно проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2016 - 2017 учебного года имеют  первую  квалификационную категорию 7 человек.

           Все учителя вели преподавание по программе УМК «Перспективная начальная школа»  по утвержденным календарно-тематическим планам. Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.

            В последние годы постоянно улучшается материально – техническое обеспечение  кабинетов начальных классов. В наличии  цифровые видео-фото-камеры, мультимедийные интерактивные доски во всех классах, плазменные телевизоры, DVD, компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы. Все кабинеты оснащены интерактивными досками, компьютерами,  компакт- дисками по учебным  дисциплинам,  комплектами таблиц. Имеются наглядные пособия, измерительные приборы,  CD диски с тестами и демонстрационными таблицами по ОБЖ, музыке, ИЗО.

У каждого учителя организовано автоматизированное рабочее место (компьютер,  сканер, принтер). В школе организован доступ к Интернету, и в локальную сеть подключены все  кабинеты начальной школы. В библиотечном фонде  школы имеются в достаточном количестве художественная и справочная литература,  электронные образовательные ресурсы.

   В течение учебного года было организовано взаимопосещение уроков учителей начальных классов. Шаркова Л.В., Рындина Е.А., Переверзева Н.А. дали открытые уроки на районном семинаре директоров. Все уроки отличались хорошим уровнем педагогического мастерства, творческой активностью детей. Но посещение уроков всё ещё остается слабой стороной работы МО: не всегда есть время у учителя из-за большой нагрузки.  Положительный результат при проведении уроков дает применение учителями на уроках и во внеурочное время новых технологий: игровые, технологии проблемного обучения, проекты, опережающее обучение, ИКТ, используют материалы Интернета. У каждого учителя есть своя методическая копилка (диски, журналы, таблицы). В каждом классе формируется медиатека.

     В течение этого учебного года  было проведено 6 заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали активное участие  в  теоретической и практической части каждого заседания.  Работа МО строилась в соответствии с планом работы. На заседаниях рассматривались предложения по важным проблемам и методикам обучения для повышения эффективности и качества образовательного процесса, рекомендации завуча,  опытных учителей по совершенствованию методики преподавания учебных дисциплин. Велась постоянная работа по изучению материалов ФГОС начального общего образования. Продолжалась подготовка к ВПР в 4 классах. На заседания методического объединения были рассмотрены нормативные документы, график проведения контрольных работ. Учителя познакомились с текстами проверочных работ.

    Все педагоги начальной школы принимали участие в Неделях Знаний, проводимых в школе в течение учебного года. В начальной школе с 13 по  17 февраля  2017 года была проведена Неделя окружающего мира. Выставки всех работ учащихся проходили в классах, а лучшие работы, по результатам обсуждения в коллективе, выставлялись в рекреации первого этажа. Многие ребята приняли участие в школьной олимпиаде «Знатоки природы», 18 из них стали победителями и призёрами. По результатам конкурса рисунков «Будь природе другом», конкурса поделок «Удивительное рядом», конкурса плакатов «Как не любить нам эту землю», конкурса чтецов стихотворений «Нам этот мир завещано беречь!», конкурса «Лучший домик для пернатых» особенно хочется отметить учащихся 1 «а» класса, 2 «а» класса, 2 «в» класса, 3 «а» класса, 3 «в» класса и 4 «б» класса. В этом году в начальной школе были также проведены следующие внеклассные мероприятия всеми учителями:

- День знаний;

- День учителя;

- акции «Здоровье», «Посади дерево»;

- Новогодние утренники, 8 марта, 23 февраля;

- «Прощание с азбукой»;

- Смотр строя и песни;

- Последний звонок;

- классные часы, посвящённые 72-й годовщине Дня Победы, Дню Космонавтики;

-выставка рисунков «День матери», «Дети -инвалиды», «Моя семья»;

- всероссийские конкурсы прикладного творчества «Украшаем ёлку», «Дождливая осень», «Зелёная планета- 2017» (учащийся 2 «в» класса Шапиев Саид  - участник регионального этапа);

- районный конкурс рисунков «Год экологии в России» (учащийся 3 «в» класса Гавриков М. -1 место, учащаяся 2 «б» класса Сысоева Элина – 2 место).

Школьники 1 – 4 классов  принимали активное участие:

 - во всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мастерская Деда Мороза» (тьютор Свидетелева Г.А.);

- в международной олимпиаде «Математический калейдоскоп», «Азбука безопасности», «Росконкурс» (тьютор Свидетелева Г.А., Попова О.И.);

-во всероссийской онлайн - олимпиаде «Плюс», в дистанционном конкурсе «Олимпус» (тьютор Коршунова О.К., Нагорная Г.Ф.)

- в международном дистанционном конкурсе «Олимпис-2017» (тьюторЛысикова И.Ф.);

-во всероссийской олимпиаде по русскому языку «Вот задачка» (тьюторСвидетелева Г.А.);

-  во всероссийской межпредметной онлайн-олимпиаде «Дино» (тьюторШаркова Л.В.);

- во всероссийском дистанционном конкурсе по русскому языку «Ёж»(тьютор Рындина Е.А., Арндт Н.М.);

- в международном Чемпионате начальной школы «Вундеркинд» (тьютор Рындина Е.А., Арндт Н.М., Шаркова Л.В.).

На 2017-2018 учебный год следует спланировать работу по подготовке учащихся для участия в олимпиадах (индивидуально по способностям учащихся целенаправленно по предметам).

В 2016-2017 учебном году  коллектив учителей начального звена осуществлял воспитательные задачи.  Это решалось созданием содружества детей и взрослых, связанными едиными целями, деятельностью, гуманными отношениями, развитием через воспитывающие ситуации и разнообразную творческую деятельность. Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель-родители-дети.

Внеурочная деятельность в первых и в четвертых классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.          

Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

          С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели,  выполнении программы.

          Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические  требования,  добиваются эффективной  обратной связи с учащимися, рационально  используют время на  уроках, тактичны. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.

     Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.

     

      Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено шесть заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие  в  теоретической и практической части каждого заседания. С темой:

- «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»выступила Рындина Е.А.;

- «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения» выступила Шаркова Л.В.;

- «Тема и основная мысль текста»выступила Коршунова О.К.;

- «Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО» выступила Трофименкова Е.В.;

-«Формирование читательской  самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС» выступила Попова О.И.;

- «Портфолио как средство развития УУД младшего школьника» выступила Шаркова Л.В.;

-«Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО» выступила Свидетелева Г.А.

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения» выступила Лысикова И.Ф.;

- «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»выступила Попова О.И.;

На заседаниях РМО наши учителя делились опытом работы.  Свидетелева Г.А. выступала на тему: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного перехода на новые ФГОС». Шаркова Л.В. на заседании РМО учителей, преподающих ОРКСЭ, обменивалась идеями в моделировании учебных занятий по курсу ОПК. Она выступала на тему: «Использование активных методов и приёмов обучения в курсе ОРКСЭ».

        В апреле 2017 года Шаркова Л.В. участвовала в областной учительской конференции «Активные формы и методы преподавания предметов духовно-нравственного содержания».

Организация внеклассной работы

   Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа  способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

  Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-исследовательские  конференции, олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы  и т.д.

Вывод по работе МО.

         Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

                 Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что  запланированный план работы МО  практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.

Учитывая вышеизложенное, будет уместно определить на 2017-2018 учебный год следующие цели:

непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в области предметов и методики преподавания;

активное включение в педагогический поиск и творчество;

участие в различных конкурсах.

Руководитель МО учителей начальных классов:                 Л.В.Шаркова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году

Дано планирование  ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году....

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год

В статье представлен график проведения секционных заседаний, темы самообразования учителей, работа по наставничеству, внеклассная работа по предметам...

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016 -2017 учебный год

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год...

Отчёт о работе ШМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

     В 2016-2017 учебном году методическое объединение начальных классов  работало над темой: «Повышение эффективности урока через организацию деятельности учащихся, о...

Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

Методическая тема работы РМО в 2016-2017 учебном году: «Развитие творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания, о...

Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год(копия)

Методическая тема РМО "Развитие творческого потенциала учителя  в процессе совершенствования и воспитания , обеспечивающих формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышени...

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

Целью МО является повышение качества знаний учащихся через  внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций ученика в рамках ФГОС нового поколения, ...