Выступление на педсовете "Развитие творческих, исследовательских способностей во внеурочной деятельности"
материал
Выступление на педсовете "Развитие творческих, исследовательских способностей во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих, исследовательских способностей во внеурочной деятельности
Одной из целей ФГОС НОО и ФГОС ОО является разностороннее развитие личности обучающегося, навыков самообразования, творческих способностей. Исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно. Добиваться этих целей помогают не только урочные, но и внеурочные формы обучения, исследовательские методы. Главная цель внеурочной деятельности – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Внеурочная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе? Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы.
Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы (самовыражение личности через различные виды искусства), разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на праздниках, классные часы, посвящённые определённым нормам поведения в школе и за её пределами и др.
В нашей школе уделяется большое внимание внеурочной деятельности, так как в ней реализуются большие возможности для развития интеллектуально-творческой, разносторонней личности.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
- организация досуговой деятельности;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения с социумом;
- воспитывать культуру досуговой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий вышиванием и вязанием заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в кружках позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.
Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.
В своей работе использую общедидактические принципы:
- научность;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- наглядность;
- активность;
- индивидуальный подход;
- от простого к сложному.
Наряду с принципами использую и методы:
- словесно-наглядные;
- наглядно-практические;
- практические;
Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.
Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.
Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.
На занятиях соблюдаю следующие принципы:
- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;
- опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
- знакомлю с новыми видами творчества.
Основное внимание на занятиях уделяю:
- формированию практических умений и навыков;
- выполнению элементов для украшения изделия;
- правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;
- развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Информацию на занятиях сообщаю небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляем практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных изделиях.
Начинаем всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.
Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое.
Занятия по вышивке и вязанию строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой или вязанием.
Построение занятия:
- В начале занятия беседа.
- объяснение последовательности выполнения работы
- практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).
Примерная структура занятия:
- Организационная часть(2-3мин.)
Объявление темы.
Организация рабочего места.
- Теоретическая часть(10-18мин.)
Беседа или рассказ (3-5мин.).
Анализ изделия(3-5мин.).
Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.
- Физминутка.
- Практическая часть (23-33 мин.)
Работа по графическим схемам (10-15мин.)
- Физминутка или гимнастика для глаз.
- Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
- Заключительная часть.
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше.
Оценивание работы: ребёнку следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 мин.)
Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия.
Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать:
- инициативным;
- последовательным;
- усидчивым;
- доводить начатое дело до конца;
- самостоятельно решать поставленные задачи.
Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.
Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:
- Хочу сделать!
- Могу сделать!
- Я - сделал!
Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.
Исследовательский проект — метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности.
Начиная с 1 класса, учителя начальных классов формируют исследовательские умения через исследовательские проекты и следующие познавательные игры: игры - конкурсы, игры-путешествия, игры читателей, почемучкины игры и игры-обзоры (игры истории, экскурсии). Например, экологический проект «Птичья столовая», ребята класса вместе с папами, дедушками участвуют в изготовлении кормушек к муниципальному этапу конкурса «Кормушка»; проект «Моя родословная», выполняя который вместе с родителями, бабушками и дедушками, дети узнают своих прабабушек и прадедушек.
Завершая своё выступление, хочу ещё раз акцентировать внимание на понятии внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Всё взаимосвязано. Чтобы организовать работу и достичь положительных результатов в данном направлении, необходим непосильный труд учителя, обучающихся и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"
Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.
Доклад на тему «Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.» Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его л...
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.
laquo;Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, к...
Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность для обучающихся – это способ, где можно обучиться тому, чему не может научить общепринятый урок, это тенденция в реальном мире, проба и поиск ...