Статья "Проектная деятельность в работе с учащимися начальных классов"
статья
В статье представлен опыт работы с учащимися начальных классов по методу проектов. В ходе выполнения проектов школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. У них формируются информационная и коммуникативная компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost_v_rabote_s_uchashchimisya_nachalnyh_klassov.docx | 116.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Проектная деятельность в работе с учащимися начальных классов».
Аннотация: В статье представлен опыт работы с учащимися начальных классов по методу проектов. В ходе выполнения проектов школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. У них формируются информационная и коммуникативная компетентности.
В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой. Необходимы такие методы обучения, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу – сначала учебную, а затем и любую другую. В этой связи актуальным становиться использование метода проектов в работе с учащимися.
Метод проектов никак не противоречит другим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства из них появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы тут же применить для решения поставленных в проекте задач. Самым же главным результатом проектных работ является формирование у учащихся умения действовать в нестандартной ситуации, когда важно не растеряться, быстро сориентироваться и понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их применить и увидеть результат своих действий. То есть в словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность. В ходе этой работы ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, правильно её ранжировать, выделять главное, усваивать её в виде новых знаний. Проектная деятельность служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителями, родителями, техникой, с Интернетом и любым информационным полем.
В своей педагогической практике я использую метод проектов с первого класса. В этом возрасте самостоятельно вести работу еще трудно. Педагог должен помочь им в выборе темы исследования. Иногда на помощь приходят родители. Они помогают в подборе темы и оформлении работ. Так, с участием родителей были выполнены работы на темы: «Моя семья», «Моя родословная» после изучения раздела по окружающему миру «Наш дом и семья» (УМК Перспектива). В ходе выполнения проектов учащиеся ответили на вопросы: Что такое «род», «родословная»? Кто такие «предки»? Что такое «поколение»? Что такое «семья»? Что такое «генеалогическое дерево» и как его составлять.
Далее провели исследование: они опросили своих родителей, бабушек и дедушек, посмотрели семейные документы и фотографии, составили генеалогическое дерево. Защита работ проходила на занятии кружка «Моя малая родина».
Во втором классе мы продолжили работу с проектами. Ребята в этом году учились ставить цели, формулировать задачи, собирать информацию, обрабатывать ее и представлять свой проект на защите. Основная работа по подготовке группового проекта «Экскурсия в село Хузангаево» выполнялась в классе, под руководством учителя на кружке «Моя малая родина». При разработке проекта для нас было важно: собрать материал о селе Хузангаево и о его жителях, изучить литературу по данной теме, подготовить мини - проекты «Происхождение села», «Мое село в прошлом», «Мое село в настоящем», «Знаменитые люди села». Свое исследование мы начали с посещения библиотек, где выбирали книги о нашем селе, ознакомились с выставочными экспозициями, в Интернете нашли сведения о Хузангаеве и хузангаевцах. С классом много гуляли по селу, рассматривая достопримечательности и интересные здания, посетили музей П.П. Хузангая, разучили его стихи. Много расспрашивали взрослых: родителей, учителей, бабушек и дедушек о том, что они знают о селе. Свою работу защитили на классном родительском собрании. Готовясь к презентации, младшие школьники учились аргументировать результаты групповой и индивидуальной самостоятельной работы, оценивать вклад каждого участника, делать выводы.
Практика показывает, что темы, выбранные учащимися, усложняются из года в год. Так в 3 классе мы уже работали над проектом «Связь поколений», темы выбранные детьми: «Защитник родины моей семьи», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Я помню, я горжусь». Задачей детей было узнать о судьбах членов своей семьи в Великой Отечественной войне. В 4 классе мы продолжили тему войны и сейчас работаем над проектом «У каждого народа свой герой», где раскрывается роль поэтов - земляков в Великой Отечественной войне. Учащиеся 3 и 4 классов проводят более глубокие исследования, делаются обоснованные выводы, самостоятельно создают презентации, диафильмы, видеоролики. Представляя свои проекты, раскованно выступают перед аудиторией, с удовольствием участвуют и занимают призовые места в республиканских научно-исследовательских конференциях. Участвуя в республиканском конкурсе историко-культурных информационных проектов «Служу Отечеству» Скокова Полина заняла 3 место.
Чугунова Софья стала лауреатом республиканской конференции исследовательских краеведческих работ «Жить, помня о корнях своих…».
Также мы участвовали в районной III Открытой научно-исследовательской конференции учащихся имени Наби Даули, в республиканском конкурсе «Первые шаги в науку».
При работе над проектами учителю важно поддерживать положительную мотивацию учащихся. И тогда можно надеяться на создание оптимальных условий для приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспительной работе для учащихся начальных классов
Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой. В. А. Сухомлинский...
Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на основе проектного метода....
Диагностический материал для работы с учащимися начальных классов
Диагностический материал для психологов, учителей начальных классов(если нет психолога в школе) для диагностики познавательных способностей детей младшего школьного возраста....
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Выступление из опыта работы....
Статья. Театрализованная деятельность в процессе обучения учащихся начальных классов.
Поиски средств для возникновения живого личностного знания, порождающие противоречивое "единство аффекта и интеллекта", благодаря чему происходит познавательное отношение в действии, "с...
Программа внеурочной деятельности для работы с учащимися 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Основными целями Программы внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формировани...
Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» (для учащихся начальных классов) "Птицы Белгородской области"
На данном занятии обучающиеся научатся выделять отличительные признаки птиц, определять птиц Белгородской области....