Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.
методическая разработка (3,4 класс) по теме
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на основе проектного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_issledovaniy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь.»
Китайская мудрость.
Основная задача современной школы – интеллектуальное развитие учащихся, формирование умения самостоятельно добывать знания на основе общеучебных умений и навыков.
Приоритетные направления в современном образовании заставили учителей по-новому взглянуть на их педагогическую деятельность, применить новые методы и формы обучения.
Индивидуальный подход в обучении, направленный на личностное развитие каждого учащегося, его самостоятельную деятельность, требует от учителя новой организации образовательного процесса, где должно быть сотрудничество учителя и ученика, их личная заинтересованность в совместной деятельности.
Организация исследовательской работы учащихся – основа учебной познавательной деятельности школьников. Она способствует развитию общеучебных умений и навыков учащихся, применению полученных знаний на практике в реальной жизни, воспитывает активность, самостоятельность и инициативность. Это важно и на уроках и во внеклассной работе.
Исследовательская деятельность помогает школьнику углубить знания по интересующей его теме или предмету, расширяет кругозор, развивает гибкость ума, формирует самостоятельность и самоутверждение, так как дети испытывают большое удовольствие, видя результаты своего труда. Кроме того, у детей воспитывается чувство ответственности, укрепляются волевые качества характера, так как нужно довести начатое дело до конца.
Прекрасным средством для организации такой деятельности является метод проектов.
Новые подходы в образовании требуют от учителя научить ученика самому добывать знания и применять их на практике. Метод проектов способствует удовлетворению познавательных интересов детей, развитию у них самостоятельности, любознательности, активности и инициативности. Развиваются интеллектуальные, коммуникативные умения, творческие способности, навыки самоконтроля. Поэтому учитель должен хорошо владеть технологией организации самостоятельной исследовательской деятельности младшего школьника, использования метода проектов на уроках и во внеклассной работе.
Работа над проектами помогала расширению знаний по изучаемой теме по разным предметам начальной школы, развивала умение принимать самостоятельные решения, умения работать как индивидуально, так и в группе (в паре), находить оригинальные способы решений, отстаивать свою точку зрения (дискутировать), объективно оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Этапы работы над проектом:
1 этап - мотивационный: заявление учителем замысла, создание положительной мотивации.
2 этап – планирующее – подготовительный: определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата, согласуются способы совместной деятельности.
3 этап – информационно – оперативный: сбор материала, работа с различными источниками, выполнение проекта, работа над его оформлением.
4 этап – рефлексивно – оценочный: защита проекта, коллективное обсуждение, оценка результата и процесса работы, самооценка.
Важно учитывать интересы ребенка, реальность поставленных задач и их выполнения, доступность материала, добровольность в выборе методов работы над проектом, личную заинтересованность и желание ученика заниматься исследованием самостоятельно.
Выполнены учащимися следующие исследования (проекты):
- «Древний Рим», «Древний Египет», «Средние века», «Быт древней Руси»;
- «Динозавры»;
- литературное исследование «Волшебные животные – помощники человека в сказках разных народов»;
- «История электрической лампочки»;
- «Моя родословная»;
- «История моего дома»;
- социологический опрос «Роль школьного музея в воспитании и обучении младших школьников»;
- анкетирование «Вредит ли курение вашему здоровью?»
- «Роль света в развитии растений»;
- «Способы измерения ширины реки Верхняя Алабуга»;
- творческий проект «Новый год»;
- «Светлый праздник – Пасха»;
- «Ярмарка мастеров» (по народным промыслам);
- «Справочник Европы» и другие.
Многие наши проекты занимали призовые места на районных конкурсах. В 2011 году проект ученика 4 класса «Условия образования плесни на пищевых продуктах» занял первое место в районном конкурсе исследовательских работ среди учащихся начальных классов. Дети, занимающиеся исследовательской деятельностью, были призерами и победителями конкурса «Ученик года» в начальном звене в рамках ТШО (территориального школьного объединения).
В связи с этим возникают проблемы, как для учителя, так и для детей и их родителей:
1) Младший школьник не обладает достаточным уровнем знаний, умений и навыков, у него маленький опыт в организации самостоятельной деятельности, не все готовы к сотрудничеству с другими учащимися, если работа коллективная, отсутствует опыт самостоятельного поиска дополнительного материала, сохраняется интерес в течении длительного времени (если проект долгосрочный).
2) Родители не имеют представления, как помочь ребенку в работе над проектом, не все понимают значимость такой работы.
Моя задача заключалась в том, чтобы организовать родительский всеобуч, который помог решить многие проблемы. Взрослые научились помогать своему ребенку в поисках дополнительной информации, старались дома создать необходимые условия для его самостоятельной работы, поддерживали стремление ребят к изучению нового, не заостряли внимание на неудачах.
Усвоение знаний, приобретенных умений будет наиболее крепким, если младший школьник постоянно включается в различные виды учебной деятельности. Одним из таких видов является исследовательская деятельность учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе. Классно-урочная система обучения не всегда может удовлетворить всем требованиям работы над проектом, особенно если защищаются много проектов одновременно. Поэтому мне помогла организация кружка «Юный исследователь», на котором дети знакомились с видами исследований, учились работать с различными источниками дополнительной информации, планировать свою самостоятельную деятельность и находить практическое применение результатам своего труда. Занятия в кружке помогли ребятам справиться с недостатком времени, умений и навыков для занятий исследовательской деятельностью.
Кружок «Юный исследователь» впервые был создан в 2006 году для учащихся 3-4 классов с целью углубления знаний, умений и навыков по всему циклу образовательных программ начальной школы на основе индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка; расширения кругозора для формирования целостной картины окружающего мира (очень помогла методика профессора Савенкова А.И.).
Задачи кружка:
1. Удовлетворение познавательных интересов учащихся, развитие любознательности, инициативности.
2. Развитие мышления (интеллектуальных умений) через сравнение, обобщение, сопоставление, классификацию, установление взаимосвязей, закономерностей, умение делать выводы на основе умозаключений.
3. Развитие навыков самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Этому будет способствовать формирование у учащихся следующих умений:
- добывать нужную информацию различными способами из дополнительных источников;
- выделять главное ( существенное и более значимое) в большом объеме информации;
- планировать свою самостоятельную деятельность.
4. Развитие творческих способностей детей: воображения, фантазии, представлений, артистизма, художественных наклонностей.
5. Формирование навыков объективного оценивания своего труда и труда своих товарищей.
6. Формирование навыков работы в сотрудничестве с другими учащимися, учителем - консультантом, родителями и другими людьми, которые могут оказать помощь в исследовательской работе.
7. Развитие коммуникативных умений: взаимодействие с окружающими, умение дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, проводить опросы, вступать в диалог, выступать перед аудиторией.
8. В зависимости от выбранной темы реализуется широкий круг воспитательных задач:
- воспитание трудолюбия, уверенности, умения доводить начатое дело до конца;
- экологическое воспитание, любовь к природе;
- духовно- нравственные качества;
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, к малой родине;
- воспитание самоуважения и уважения к окружающим людям.
Личная заинтересованность учащихся к исследованиям позволила стимулировать их учебную деятельность, повысить качество знаний, желание получать новые знания и умения, готовность к практической деятельности, самостоятельность и уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...
«Специфика исследовательской работы с учащимися начальной школы»
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает и...
Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов
Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов. Из опыта работы....
Организация профориентационной работы с учащимися начальных классов
Развитие новых современных технологий предъявляет к человеку всеболее высокие требования вотношении его уровня коммуникабельности, образованности, способности к трудовой де...
Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов
Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов...
Организация групповой работы с учащимися начальной школы
Организация групповой работы с учащимися начальной школы...