Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» (для учащихся начальных классов) "Птицы Белгородской области"
план-конспект занятия (1 класс)
На данном занятии обучающиеся научатся выделять отличительные признаки птиц, определять птиц Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vd_ptitsy_belgorodskoy_oblasti.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
(для учащихся начальных классов)
Посохова Л. П.,
учитель начальных классов
МБОУ «Троицкая СОШ»,
Тема: Коллективное исследование «Птицы Белгородской области».
Педагогическая цель: создать условия для знакомства учащихся с птицами Белгородской области.
Планируемые результаты: выделять отличительные признаки птиц, определять птиц Белгородской области.
Личностные результаты: проявляют интерес к изучению различных видов птиц, проявляют бережное отношение к животным.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладевают логическими действиями сравнения
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Образовательные ресурсы: иллюстрации птиц Белгородской области, карта Белгородской области, картинки с изображением методов исследования, Красная книга Белгородской области, атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков с. 172-189, география Белгородской области. Ч. 1, презентация «Узнай птиц», Атлас «Жизнь животных и птиц», мягкая музыкальная игрушка «Каркуша», цветные карандаши, разрезанные картинки для работы в группе, кормушка.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход, технология работы в группе, работа с дополнительными источниками информации, здоровьесберегающие технологии.
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глаза, наши уши, наша голова, наше сердце – открыты знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Ведь нам предстоит хорошо потрудиться и узнать новое. Выберите фигуру любого цвета. Те, кто взял фигуру желтого цвета, займите место слева, кто красного – справа.
2. Актуализация знаний
1. Беседа.
- Как называется кружок внеурочной деятельности? (Я-исследователь)
- Вспомните, кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).
- Что вы ждете от занятия? (Успеха, новых знаний и др.) Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Выберите лидера в группе. Представьте лидера своей группы.
3. Постановка темы и цели занятия. Слушание голосов птиц.
- Ребята, закройте глаза и послушайте.
- Что услышали? (Пение птиц)
- О ком пойдет речь на нашем занятии?
- О птицах какой местности мы поговорим? (О птицах Белгородской области)
- Что необходимо научиться делать? (Научиться различать птиц)
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Посмотрите внимательно на карточки с символами, как вы думаете, о чём они нам говорят? (Методы исследования)
- Назовите методы исследования. (Подумать самостоятельно, посмотреть книги, спросить у других людей, обратиться в Интернет, провести эксперимент, понаблюдать).
-Вспомните, что вы знаете о птицах, чем птицы отличаются от зверей?
Птицы везде: в лесу, в поле, на лугу, в воде, огороде. В России насчитывается около 760 видов птиц. В Белгородской области около 279 видов.
- Посмотрите на герб Белгородской области, кого вы видите? (Поверженный, лежащий золотой лев в гербе области, символ смирения, справедливости, милосердия. Парящий орел, символ победившей России, символ храбрости, силы, победы, веры).
Упражнение «Назови птицу»
- Рассмотрите иллюстрации птиц. Сейчас мы будем учиться определять птиц, которые встречаются в Белгородской области и размещать их вокруг карты нашей области. (Воробей полевой, синица, скворец, ушастая сова, галка, ворона серая, жаворонок, цапля серая, поползень, щегол, овсянка, сойка)
- На какие группы можно разделить этих птиц?
- Какие птицы уже прилетели в наш округ?
- Какие птицы прилетят в конце марта, начале апреля?
Работа в группах
- Ребята, кто это к нам стучится? (Учитель показывает игрушку вороны Каркуши из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»).
- Да, это Каркуша (звучит мелодия «Привет, я – Каркуша. Кар-кар-кар. Я самая умная птица на свете»).
-Что это за птица? (Ворона). Каркуша принесла письмо от своих приятелей. Вот, что они пишут: «Дорогие ребята! Мы живем на территории вашего школьного двора, садимся на деревья и смотрим в окно, чем вы занимаетесь на уроках. Нам очень нравится слушать ваши ответы. И чтобы с нами подружиться, вам необходимо выполнить задания. Вы должны собрать картинку, наклеить на лист, определить название птицы. (1 группа - степной орёл, 2 группа - чёрный аист). Найдите информацию об этих птицах, можете использовать различные способы поиска информации. Если группа готова, попробуйте рассказать о птице. Покажите птицу другой группе. Молодцы, справились с заданием. Возьмите в подарок синиц.
Физминутка
Ребята, Каркуша зовет нас отдохнуть.
5. Продолжение работы.
1. Упражнение «Соотнеси название птицы и картинку»
Каркуша предлагает вам задание: соотнесите название птицы и ее изображение. Работаем в группе. Если группа готова, дайте сигнал. Ваши работы мы отдадим на проверку экспертам. Молодцы, ворона довольна вашей работой и надеется, что ее друзья птицы теперь подружатся с вами.
2. Игра «Загадки о птицах»
- Ребята, отгадайте загадки о птицах.
1. До чего ж неугомонны и в работе горячи,
Наши новые соседи – черномазые…(грачи). Слайд 1
2. На шесте весёлый дом с круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец – он и лётчик, и певец! Слайд 2.
3. Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения,
Его и песни и полёт вошли в стихотворения! Слайд 3.
4. Прилетела к нам с теплом, путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины. Слайд 4.
5. А у этой птицы есть привычка постоянно на бегу хвостом трясти. Слайд 5.
6. Кто на ёлке, на суку прокричит тебе: «Ку-ку?» Слайд 6.
- О каких птицах шла речь? (О перелетных птицах). Именно в такой последовательности они прилетают к нам. Мы должны помочь им обжиться.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Ребята, назовите тему нашего занятия
-Как вы думаете, достигли мы цели нашего занятия? Продолжите предложение:
Я узнал (а)…
Было трудно…
-Если вы поняли тему занятия, раскрасьте синиц желтым карандашом. Если что-то было непонятно – оставьте птицу бесцветной. Разместим птиц в кормушку. Спасибо за работу.
Список литературы
1. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные [Текст] / Общественный научный редактор А. В. Присный. – Белгород, 2004. – 532 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов
Данная образовательная программа рассчитана на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, по социальному направлению исследовательской деятельности. Рассчитана на 4 года. Любой учитель начальных классов может использовать ее ...
Программа внеурочной деятельности "Туристические тропинки" для учащихся начальной школы
Программа внеурочной деятельности «Туристические тропинки» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г.). Программа предполагает ин...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью. Она явл...
Занятия внеурочной деятельности "Я-исследователь".
Целью данного занятия является исследование явления звука в ходе экспериментальной работы с использованием лабораторного оборудования «Звук и тон» ....
Программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.
Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...
Занятие внеурочной деятельности "Я-исследователь" по теме «Измерение кислотности (водородного показателя pH) различных напитков, употребляемых в пищу»
Данное занятие позволит обучающимся увидеть различные кислотности (водородного показателя рН) распространенных напитков с помощью универсальных индикаторов и датчиков цифровой лаборатории SenseDi...