Диагностический материал для работы с учащимися начальных классов
материал по теме
Диагностический материал для психологов, учителей начальных классов(если нет психолога в школе) для диагностики познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_nach.klassov.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика восприятия
- Методика диагностики объема восприятия
На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано:
10 слов (из 4-8 букв каждое);
10 трёхзначных чисел;
10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).
Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.
ИНСТРУКЦИЯ:
Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта
- Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников
Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 5 | 9 | 0 | 8 | 5 |
3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 5 | 1 |
7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 2 | 3 | 7 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 8 | 8 | 3 | 1 | 3 |
8 | 0 | 0 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 9 | 5 |
0 | 7 | 6 | 3 | 2 | 6 | 3 | 8 | 2 | 9 |
6 | 1 | 7 | 6 | 9 | 5 | 8 | 5 | 9 | 0 |
7 | 4 | 1 | 7 | 5 | 3 | 9 | 2 | 3 | 4 |
6 | 3 | 0 | 7 | 6 | 9 | 1 | 0 | 9 | 1 |
Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.
Оценка результатов:
Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.
Результаты выполнения теста примерно таковы:
Возраст 9-10 лет | Цифры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
Время (сек.) | 20 | 28 | 27 | 25 | 27 | 29 | 26 | 26 | 29 | 17 | |
Количество цифр | 8 | 11 | 10 | 12 | 9 | 10 | 8 | 11 | 12 | 9 |
Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.
Диагностика памяти
1 .Диагностика слуховой памяти
Можно использовать методику: «10 слов».
Рекомендуемый набор слов: корабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти ребенок должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.
2. Диагностика слуховой механической памяти
Можно воспользоваться следующей методикой:
«Запомни числа»
ИНСТРУКЦИЯ:
Сейчас вам будут прочитаны 12 чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. По сигналу числа надо записать в любом порядке на листочке. Затем в течение 30 секунд эти числа прочитываются испытуемым.
Набор чисел: 16 78 53
23 36 14
43 31 87
92 59 64
Обработка полученных данных: подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено правильно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.
- Диагностика смысловой памяти
10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги
Рекомендуемый набор пар слов:
Шум - вода дуб – желудь
Стол – обед дичь – выстрел
Мост – река рой – пчела
Рубль – копейка час – время
Лес – медведь гвоздь - доска
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.
- Для исследования логической памяти
Можно использовать следующий методический приём:
Прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Для исследования можно воспользоваться следующими словами:
Охотник – медведь – берлога
Весна – солнце – ручей
Река – рыболов – уха
Праздник – песня - веселье
Город – улицы – дома
Больница – врач – больные
Война – солдаты – сражение
Чтение – глаза – книга
Деление – делимое – делитель
Куб – стороны – ребро
Сад – земля – растение
Игра – правило – игроки
Доклад – обсуждение – резолюция
Школа – ученики – учитель
Дерево – ствол – листья
Из этих заданий детям можно предложить любые шесть.
Прочитав вслух шесть строк, учитель затем предлагает школьнику карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки.
Пример карточки:
Фамилия___________________ Имя________________
Река
Весна
Охотник
Доклад
Праздник
Дерево
Фамилия_____________________ Имя_________________
Сад
Деление
Чтение
Игра
Школа
Больница
На основании проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.
- Диагностика уровня зрительной памяти
Можно воспользоваться одной из следующих строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами:
1.
С | Ч | Ф | Т | Ч | Р | Т | Х | Р | Н |
2.
4 | 3 | 2 | 8 | 2 | 3 | 6 | 5 | 9 | 1 |
3.
: | / | - | + | = | * | ? | - | ! | : |
Время предъявления строки – 5 сек.
ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить.
Затем необходимо по памяти воспроизвести предъявленные буквы, цифры, знаки, обязательно сохраняя порядок следования.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ: правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.
- Диагностика зрительной памяти на образы
Приведенная таблица (смотрите приложение №2) с 16 образами экспонируется в течение 30 секунд.
Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить словесно).
Норма – 6 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей памяти на образы.
- Диагностика оперативной памяти
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, второе с третьим и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы.
Варианты заданий: Ответы:
3 1 5 2 7 4 6 7 9
4 4 3 5 2 8 7 8 7
1 3 1 5 2 4 4 6 7
6 3 1 5 2 9 4 6 7
4 2 6 1 3 6 8 7 4
7 1 5 2 1 8 6 7 3
3 5 1 2 6 8 6 3 8
7 1 7 2 6 8 8 9 8
3 4 3 2 5 7 7 5 7
2 5 3 4 1 7 8 7 5
5 правильно выполненных заданий свидетельствуют о хорошей оперативной памяти.
Диагностика творческого мышления
1.Изучение речевых творческих способностей
Тест рассчитан на детей 7-8 лет, умеющих писать и знакомых с понятием родственные, однокоренные слова. Время выполнения заданий:
- задание №1 - 5 минут
- задание №2 - 5 минут
- задание №3 – 5 минут
- задание №4 – 20 минут
Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей.
Детям предлагаются следующие задания:
Задание №1. Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд:
Адрес, салют, тюльпан…….
Задание №2. Составить и написать как можно больше слов из букв слова
Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.)
Задание №3. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь, стол, стул и др.)
Задание №4. Составить и написать окончание сказки:
«Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было.
Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор…..»
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАДАНИЙ ТЕСТА:
В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова пилка не использовались в одном слове дважды и чтобы дети составили реально существующие слова.
В четвертом задании ответ ребенка оценивается в пятибалльной шкале.
1 балл – ребенок отказался от выполнения задания.
2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов.
3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение.
4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.
5 баллов – написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и вывод.
Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому заданию складываем и получаем суммарный балл по тесту. Определить его значение можно по следующей таблице:
ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Высокий уровень развития | 13 баллов и более |
Умеренно высокий уровень | 11-12 баллов |
Средний уровень развития | 10 баллов |
Умеренно низкий уровень развития | 8-9 баллов |
Низкий уровень развития | 7 баллов и меньше |
- Изучение гибкости при создании слов
Задание предназначено для детей от 7 до 10 лет.
Дается слово электростанция. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Время выполнения задания – 5 минут. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листе, на котором ребенок записывает и свои слова. Для оценки гибкости мы подсчитываем количество верно составленных слов. Показатели творческой способности рассчитаны на возраст 8-9лет.
Высокий уровень развития способности - 9 и более слов.
Средний уровень – 7-8 слов.
Низкий уровень – 6 и менее.
Изучение развития логических операций
Для изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест, который состоит из 4 субтестов по 10 проб в каждом.
Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии.
Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы, на которых он отмечает свой вариант ответа
. Инструкция к блоку заданий №1 «Осведомленность»
Прочитать первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выберите одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркнуть. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы.
Инструкция к блоку заданий №2 «Исключение понятий»
Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно слово, которое не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным четырем словам.
Инструкция к блоку заданий №3 « Обобщение»
Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те предметы, о которых идет речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных. Переходи к следующим двум словам.
Инструкция к блоку заданий №4 «Аналогии»
Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определенном отношении ( огурец это овощ). В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика так же, как слово овощ к слову огурец. Выбирая нужное слово, подчеркивай его.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Поскольку в каждом блоке по 10 заданий, максимальное количество баллов – 10. Суммируя количество баллов всех четырех блоков. Получаем общий показатель развития логических операций ребенка. Оценка может производится по следующим таблицам:
Оценка результатов детей 8-9 лет
Количество баллов | Уровень развития интеллектуальных операций |
36 – 40 | высокий уровень |
32 - 35 | выше среднего |
26 - 31 | средний уровень |
20 - 25 | уровень ниже среднего |
19 и менее | низкий уровень |
Оценка результатов детей 10-11 лет
Количество баллов | Уровень развития интеллектуальных операций |
40 | высокий уровень |
36 – 39 | выше среднего |
32 – 36 | средний уровень |
27 – 31 | уровень ниже среднего |
26 баллов и ниже | низкий уровень |
Тест развитие логических операций
Фамилия, имя_____________________________________________
- Осведомленность
- У сапога всегда есть…..
Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
2. В теплых краях живет…..
Медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.
3. В году……
24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.
4. Месяц зимы…………
Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.
5. В нашей стране не живет…..
Соловей, страус, аист, синица, скворец.
6. Отец старше своего сына….
Часто, всегда, никогда, редко, иногда.
7. Время суток…..
Год, месяц, неделя, день, понедельник.
8. У деревьев всегда есть…..
Листья, цветы, плоды, корень, тень.
9. Время года…..
Август, осень, суббота, утро, каникулы.
10. Пассажирский транспорт….
Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.
- Исключение понятий
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, пруд.
- Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
- Стол, ковер, кресло, кровать, табурет
- Тополь, береза, орешник, липа, осина.
- Курица, петух, орел, гусь, индюк.
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
- Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
- Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
- Обобщение
- Окунь, карась….
- Метла, лопата…
- Лето, зима….
- Огурец, помидор…
- Шкаф, диван…
- Июнь, июль….
- День, ночь…
- Слон, муравей….
- Сирень, орешник…
- Дерево, цветок…
- Аналогии
1. огурец гвоздика
овощ сорняк, цветок, роса, садик, земля
2. огород сад
морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3. учитель врач
ученик очки, больница, палата, больной
4. цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
5. перчатка сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. темный мокрый
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. часы градусник
время стекло, больной, кровать, врач, температура
8. машина лодка
мотор река, маяк, парус, волна, берег
9. стол пол
скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
10. стул игла
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
Диагностика внимания
- Отыскивание чисел по таблицам Шульте
Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают цифры. Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.
Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий регистрируется.
Для детей 8-9 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
16 | 5 | 8 | 20 | 11 |
23 | 2 | 25 | 3 | 15 |
19 | 13 | 17 | 12 | 4 |
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 |
3 | 21 | 7 | 16 | 1 |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 |
8 | 15 | 10 | 2 | 22 |
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 1 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
5 | 14 | 12 | 23 | 2 |
16 | 25 | 7 | 24 | 13 |
11 | 3 | 20 | 4 | 18 |
8 | 10 | 19 | 22 | 1 |
21 | 15 | 9 | 17 | 6 |
- Корректурная проба
С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем переключение и распределения внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.
ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы е а е ы ф я ч с м и т б ю ф ы в а к й ц э л д ж э ц у к е н г ш щ н е к ц ф у к и м с ч я а х о х р з х о щ н е к у ы в ц к э д ж л о н с а в и ф ю в м б ю и м е к у ц з щ ш г н е к у ц и м с ч ю т и ф ы в а п р о л д ж з щ ш г н е к у н г ж д л о р п ф ы в а п р о л д ж ю б и м ф ы в к у ц е н г ш щ л о р п и т м с ч р п а о л д и м с ч и т б л о д ш е н г а п р о н е г к у в а п л д ж и т б м с п а е к н г о л п д ж ш н г к у в м с и э л д ш г н щ у к е н д о р г с и т п р к у е н г ш л о р д ж в а п р н д и т в в а п р н г о л д и т ж з х к у п р н е с и т р н г ц е ы в с и м п р о н е г б |
Инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее).
Работоспособность учащихся можно определить по формуле:
2
Работоспособность = (количество строк)
количество ошибок
Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.
Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р» , на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч».
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:
Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных
Общее количество просмотренных строк
- Методика «Числовой квадрат»
Методика предназначена для оценки объема распределения и переключения внимания.
СОДЕРЖАНИЕ. В квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате.
Время на работу – 2 минуты.
При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление – ошибка).
Оснащение: бланк, демонстрационный плакат, карандаши, секундомер.
ИНСТРУКЦИЯ: перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 2 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате.
Оценка по 9-балльной шкале.
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Кол-во правильных ответов | 18 | 17 | 15-16 | 13-14 | 10-12 | 8-9 | 6-7 | 5 | 4 |
Материал к методике «Числовой квадрат»
БЛАНК
14 | 5 | 31 | 27 | 37 |
40 | 34 | 23 | 1 | 20 |
19 | 16 | 32 | 13 | 33 |
2 | 6 | 8 | 25 | 9 |
12 | 26 | 36 | 28 | 39 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
КЛЮЧ
Подчеркнуты числа, отсутствующие в квадратах
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Диагностика по отслеживанию уровня развития восприятия,
памяти, творческого мышления, внимания
Ф.И. учени (ка/цы)______________________________________________
Классы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Восприя тие | ||||||||
Слуховая память | ||||||||
Зритель-ная память | ||||||||
Смыс-ловая память | ||||||||
Логичес-кая память | ||||||||
Зритель-ная память на образы | ||||||||
Оператив ная память | ||||||||
Развитие логических операций | ||||||||
Внимание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспительной работе для учащихся начальных классов
Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой. В. А. Сухомлинский...
Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на основе проектного метода....
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Выступление из опыта работы....
Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов
Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов. Из опыта работы....
Активные методы обучения,используемые при работе с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания....
«Семейный клуб как форма работы с учащимися начальных классов и их родителями»
В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых вза...
Использование учебно-лабораторного оборудования для работы с учащимися начальных классов.
В статье дано описаниепрактического применения мобильного класса в условиях работы с младшими школьниками....