РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Пузикова Светлана Александровна

На современном этапе развития общества основной целью начального общего образования является подготовка обучающихся к самообразованию через личностно ориентированное обучение, учет роста творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Реализация данной цели в настоящее время возможна через применение методапроектов, ценность которого состоит в самостоятельном приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной активности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Докпад

по теме

«РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СШ № 5»

Пузикова Светлана Александровна

На современном этапе развития общества основной целью начального общего образования является подготовка обучающихся к самообразованию через личностно ориентированное обучение, учет роста творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Реализация данной цели в настоящее время возможна через применение методапроектов, ценность которого состоит в самостоятельном приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной активности.

Если проанализировать особенности исторических периодов развития общества и, в частности, системы образования, мы увидим, что идея проектирования всегда актуализируется в эпохи перемен. Именно они определяют географию и хронологию преемственности развития проектной деятельности в мировой культуре.

На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Пожалуй, он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности.

Учебный проект может рассматриваться с двух позиций: позиции педагогов и позиции обучающихся. С точки зрения педагога учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленная деятельность по нахождению способа решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

С позиции обучающегося проект предполагает самостоятельную деятельность, имеющую прикладное значение, дающую возможность делать интересное дело самостоятельно, максимально реализуя свои возможности, публичный показ достигнутых результатов, значимость для самих открывателей.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использование технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.

2 этап. Апробация и внедрение.

С чего мы начинаем проект? Назовём несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказывают сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатывают этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придаётся какой - то практический характер.

По мнению ряда авторов, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ученик может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у детей того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.

В отличие от исследования проект всегда ориентирован на практику. Человек, реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он уже в начале своей работы видит прообраз конечного продукта своих поисков, ему могут быть неясны многие весьма существенные его составляющие, требующие творческого, исследовательского поиска, но сам конечный продукт достаточно ясно представлен в воображении.

Анализ литературных источников и состояния вопроса в практике начального общего образования показал, что овладение проектной деятельностью проходит поэтапно.

В педагогике выделяют четыре этапа формирования навыков проектной деятельности. Первый этап предполагает погружение в проект, когда учитель знакомит с замыслом проекта, формулирует проблему, цель, задачи, мотивирует учащихся, а обучающиеся осуществляют личностное присвоение проблемы, вживаются в ситуацию, конкретизируют цели, задачи, уточняют и принимают проект. Второй этап включает в себя организацию деятельности, когда учитель организует деятельность, предлагает разбиться на группы, распределяет роли и задания, планирует работу по решению задач, предлагает возможные формы результатов презентации, а обучающиеся осуществляют разбивку на группы, в состав которых включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп, распределяют роли, планируют работу, выбирают формы и способы презентации. На третьем этапе происходит осуществление деятельности. Учитель сам не участвует, но наблюдает за детьми (консультирует по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, репетирует с обучающимися предстоящую презентацию в виде рисунка, поделки, чертежа, викторины и т.д.), а они активно работают самостоятельно в соответствии с ролью или сообща, готовят презентацию. На четвертом этапе проходит презентация проекта. Педагог принимает отчет, обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения (важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта, не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности), акцентирует внимание на воспитательном моменте. Обучающиеся демонстрируют понимание проблемы, цели, задач проекта, умения планировать и осуществлять работу, находить способ решения проблемы, проводят рефлексию деятельности, дают взаимооценку. Каждый этап занимает определенное время и имеет логически законченное содержание.

Пожалуй, в современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которым осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения.

Ведущими формами и методами формирования проектных умений являлись: конкурс, групповые, индивидуальные и фронтальные формы работы, объяснение, обсуждение, наводящие вопросы, упражнения, ассоциация.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию ), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проектов.

Таким образом, проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Она интегрирует различные учебные предметы и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе, но нельзя уверенно сказать, что технология обучения с использованием метода проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Практика использования метода проектов с младшими школьниками, по нашему мнению, может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационных умений и навыков у младших школьников

В данной презентации я попытаюсь расскрыть этапы формирования информационных умений и навыков на примере проведения библиотечных уроков....

Развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников

В статье раскрывается система работы по организации исследовательской деятельности младших школьников....

Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников в сфере ФГОС

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.В современном обществе повышаютс...

Методическая тема "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов"

Вопрос обучения детей грамоте всегда стоял чрезвычайно остро, причём, не только в педагогической науке, но и в жизни социума, так как грамотность народа рассматривалась, как его оружие в борьбе за кул...

Конференция на тему: « Общеучебные умения и навыки у младших школьников».

Общеучебные умения и навыки – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.В современном обществе повышаются требования к...

Календарно-тематическое планирование по программе «Предупреждение и преодоление нарушений в овладении математическими знаниями, умениями и навыками у младших школьников (профилактика и коррекция дискалькулии)».

Календарно-тематическое планирование по программе «Предупреждение и преодоление нарушений  в овладении математическими знаниями, умениями и навыками у младших школьников (профилактика и кор...

ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В своей статье автор обращается к проблеме организации специального образования для младших школьников с нарушением интеллектуального развития....