Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников в сфере ФГОС
учебно-методический материал на тему
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение общеучебными умениями и навыками повышает уровень самостоятельности учеников и эффективность процесса учения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников.
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение общеучебными умениями и навыками повышает уровень самостоятельности учеников и эффективность процесса учения.
Проблему эффективного формирования учебной деятельности школьника можно отнести к числу вечных проблем педагогики. Её решение зачастую определяет успешность процесса учения, качество образования выпускника школы и результативность той или иной системы обучения. Особую актуальность, данная проблема приобретает применительно к начальной школе.
В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки уч-ся, оканчивающих начальную школу.
Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. Слабо сформированы отдельные компоненты учебной деятельности:
- понимание и четкое выполнение инструкции,
- понимание учебной задачи,
- самоконтроль.
Администрация и педагоги школы проявляют достаточное внимание к решению вопросов повышения активности и учебной самостоятельности младших школьников, но однако результаты на сегодняшний день не могут удовлетворять и это обусловлено рядом причин. Обозначим их:
– формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности до сих пор рассматривалось вне учебных дисциплин, а если и было «встроено» в учебный предмет, то слабо согласовывалось между отдельными предметами;
– объектами контроля и оценки со стороны администрации и учителя являются исключительно предметные знания, умения и навыки;
– информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствует развитию поисковой активности детей и тормозит освоение разных способов человеческой деятельности;
– отсутствие контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровней формирования общеучебных умений и способов деятельности.
Задача формирования общеучебных умений и навыков может решаться только на межпредметном уровне. Успешность этой работы обеспечивается действием единой для всех учебных предметов методической системы, над изучением которой предстоит еще очень много работать. Основным источником являются образовательные стандарты, где прописаны все универсальные учебные действия по всем предметам, рекомендованы технологии их развития.
Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).
Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.
Учебно-организационные умения.
Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. .
Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.). А также
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
- определение недостатков собственной учебной деятельности и установление их причины;
- постановка цели самообразовательной деятельности;
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
Существенное в характеристике учебной деятельности состоит в том, что она осуществляется в интеллектуальных действиях и иначе, чем через действия, невозможна (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Под действиями в данном случае имеются в виду умственные действия, которые в педагогике соотносятся с учебнл-интеллектуальными умениями. Таким образом, общеучебные интеллектуальные умения самым прямым образом связаны с учебной деятельностью, на их основе эта деятельность осуществляется, именно они внутренне организуют и претворяют ее. Учебно-интеллектуальные или общелогические умения.
Учебно-интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало. Но приобретение такого опыта, освоение умений, как и овладение знаниями, может и должно быть организовано учителем начиная уже с 1-го класса
Данные общеучебные умения представляют разные стороны жизнедеятельности ребенка: познавательную, практическую, коммуникативную (социальную).
Наблюдение, слушание, чтение – умения нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме) на уроке, в домашнем задании. Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением. Рассуждающее мышление, происходящее в процессе усвоения знаний, перестраивает все другие познавательные процессы. В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Классификация (группировка) и обобщение – умения, реализующие операционно-исполнительный этап учебной деятельности. По своим внутренним психическим механизмам эти умения прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением, то есть с подлинной мыслительной деятельностью школьников.
Классификация связана с определением основания, принципа (двух, трех принципов) разграничения и группировки данных с установлением иерархии принципов. В классификации реализуются также и возможности сравнения – различения, то есть тонкого дифференцирования исследуемых объектов. Именно это общеучебное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно активизируется и внимание в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации в ходе выполнения всего задания.
Обобщение – это умение устанавливать связи между предметами и явлениями, усваивать их и использовать в дальнейшем (при решении новых задач). В процессе обобщения происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий – выделение в них общего и различного
Самопроверка, самоконтроль (третий блок приоритетных умений) – контрольно-коррекционная деятельность школьника, состоящая в умениях оценить свою работу с позиций: все ли выполнил, верно ли выполнил – и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя.
В прямой связи с умениями самопроверки и самоконтроля формируются такие личностнозначимые качества, как самооценка, самоуправление и саморегуляция. В ходе формирования самопроверки и самоконтроля – с выходом на самооценку – может произойти рассогласование самооценки учащихся с их действительными возможностями. У одних появляется неоправданно завышенная самооценка, у других – заниженная, ведущая к отказу от преодоления трудностей, без чего не может быть положительной динамики в усвоении знаний и развитии школьников. Учителю важно не упустить это.
Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.
Два очень важных умения, без тщательной отработки которых сформировать интеллектуальные умения ученика невозможно. Поэтому их включили в эту группу учебных умений
Первое - умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.
Приведу различные виды чтения в зависимости от его скорости:
Разновидности чтения | Количество слов в минуту |
Скорочтение Чтение в темпе скороговорки Оптимальное чтение Нормальное чтение | Более 300 180 – 300 120 – 150 80 –90 |
Обращаю внимание на то, что для учеников начальных классов скорочтение преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию с такой скоростью. Нормальное чтение обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично». Необходим оптимальный уровень – чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учащихся, к этому результату мы и стремимся.
Второе - умение красиво и скоро писать.
«Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медлительность в этом деле много вредит живости ума», - утверждал Квинтиллиан. Его идея понятна: если ученик медленно выполняет упражнения , медленно думает, его мозг станет ленивым.
Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.
Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
- выявление существенных признаков объекта;
- определение соотношения компонентов объекта;
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- оперирование понятиями, суждениями;
- классификация информации;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения
Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:
• диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
• сравнивать объекты, факты, явления;
• классифицировать материал;
• обобщать, делать резюме;
• абстрагировать;
• выделять главное, существенное;
• синтезировать материал;
• устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
• выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
• писать сочинение на заданную тему;
• пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).
Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
- выслушивание мнения других;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- ведение дискуссии.
Хорошо развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать, которое требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики. Не менее трудным является также умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа; читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета, .выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.
Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
- работа с основными компонентами учебника;
- использование справочной и дополнительной литературы;
- различение и правильное использование разных литературных стилей;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- создание текстов различных типов;
- владение разными формами изложения текста;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- подготовка рецензии;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- подготовка доклада, реферата;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Овладение знаниями в любой области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся каталоги, словари, энциклопедии, справочники, оглавления, комментарии; печатные и техническими средства массовой информации. Кроме того, ученик должен уметь составлять картотеку, план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.
Обучение по своей природе и по особенностям его организации - процесс достаточно сложный.
С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т.е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. это позволит школьникам стать образованным человеком
- элементарная грамотность – освоение элементарных средств учебно-познавательной деятельности (чтение, письмо, счет);
- функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний;
- компетентность – умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний
Мною была проведена комплексная работа по анализу сформированности общеучебных умений и навыков в моем классе.(см. приложение 1)
Учебно-интеллектуальные умения оценивались по 5 параметрам (восприятие информации, интеллектуальная обработка информации, результативность интеллектуальной деятельности, самооценка результата, соответствие статуса учащегося требованиям программы). Результаты таковы:
Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), большинство учащихся моего класса нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получают, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами некоторые учащиеся действуют самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда могут дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видят допущенные ошибки. Во всех этих классах важно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
В целом ряде случаев учащиеся способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.
Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков. Для развития у учащихся общеучебных умений и навыков через познавательную деятельность введён курс «Умники и умницы».
Комплекс методик по диагностике уровня сформированности общеучебных умений
В учебном процессе в целях активизации интереса учащихся к процессу развития своих общеучебных умений и навыков и получения информации диагностического характера используются компьютерные тестовые программы:
1) АРМ “Психолог” (разработка НПО “Полис”, 1989 г.).
2) "Глобал Т.Э.М.П. (Творчество. Энергия. Мышление. Память.)" (разработка ЗАО “Фирма Зеленый остров”).
3) “Современные IQ тесты” из серии “Занимательная психология” (разработка “Дискавери”, 2003 г.).
АРМ “Психолог” позволяет провести тестирование уровня интеллектуального развития (интеллектуальный тест Айзенка), определить тип темперамента (тест EPI Г. Айзенка) и уровень личностной тревожности (тест Спилбергера).
Программа-тренажер “Глобал Т.Э.М.П.” позволяет не только диагностировать особенности познавательных процессов (внимания, памяти, нестандартного мышления) и скорости чтения, но и существенно их развить. В процессе использования этого тренажера улучшаются такие характеристики внимания, как устойчивость и концентрация, переключение, распределение, избирательность, способность к выполнению монотонной работы; зрительная, пространственная и оперативная память; способность быстрого принятия решения.
“Современные IQ тесты” тестируют особенности мышления, уровень сформированности отдельных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.
Диагностика уровня сформированности учебно-логических умений. Сформированность учебно-логических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики мы используем психологические тесты на развитие перечисленных мыслительных операций. А именно тест “Простые аналогии”, Прогрессивные матрицы Равена, тест “Выделение существенных признаков”, тест “Исключение лишнего” (предметный вариант и вербальный вариант).
Диагностика уровня сформированности учебно-информационных умений. Для диагностики уровня сформированности этой группы общеучебных умений используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов).
Диагностика уровня сформированности учебно-коммуникативных умений.
Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.
Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.
Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться».
Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Разработки представленных классификаций могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Система работы с общеучебными умениями и навыками обладает следующими достоинствами:
-не требует выделения дополнительных часов;
-обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков в рамках каждого предмета;
-создает единое образовательное пространство для учащихся.
Целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу и методике формирования общеучебных умений и навыков, которые разделены на группы ( по ступеням и по классам), что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся.
festival.1september.ru/articles/501106/ - 51k
festival.1september.ru/articles/416695/ - 52k
http://festival.1september.ru/articles/103549/
http://festival.1september.ru/articles/507639/
www.school57-kirov.ru/files/tools/mefodic/m/13-sc.doc
portal.loiro.ru/files/users_913_modelvypus.doc
www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=863 - 74k
ЛИТЕРАТУРА
- Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М. ., 1981.
- Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.
- Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (I-X классы): Проект. – М., 1980.
- Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.
- Баранов С.П. Проверка и оценка знаний // Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика – 2-е изд., доп. – М., 1986.
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., 1993.
- Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 1999.
- Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1993.
- Лебедев О.Е., Стратегия модернизации образования, -СПб, 2001.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1988.
- Пунский В.О. Азбука учебного труда. - М., 1988.
- Татарченкова С., Урок для учителя, -СПб, 2002.
- Хаблин Д. Формирование учебных навыков. – М., 1986.
- Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать. – СПб., 2000.
Предварительный просмотр:
Итоговая комплексная работа:
2-й класс/ М.Г. Нефёдова, О.Б. Калинина, О.Н. Журавлёва.
Москва: Астрель, 2013. — 32 с. ил.— (Планета знаний).
ISBN 978-5-271 (ООО «Издательство Астрель»)
О ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
В современной школе особое значение в оценивании метапредметных достижений учащихся имеют комплексные работы на междисциплинарной основе. Методика проведения таких работ подробно описана в сборнике «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой (М.: Просвещение, 2009) и в материалах «Итоговые комплексные работы 2 класс», тех же авторов.
Приводим некоторые важные положения из указанных материалов.
- В начале урока детям нужно объяснить, что проверочная работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Задания основной части обязательны для всех, а задания дополнительной части учащиеся выполняют по желанию.
- Работа должна проходить в спокойной доброжелательной обстановке. К работе над дополнительной частью разрешается приступить только после того, как учитель просмотрит выполнение основной части.
- Во время работы учащимся следует разрешить пользоваться любыми справочными материалами и наглядными пособиями. Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать им помощь в случае затруднения. Помощь учителя состоит в мягком контроле полноты и качества выполнения работы, в поощрении и поддержке в ходе работы над заданием, в виде наводящих вопросов, при этом помощь не должна носить характер прямой подсказки.
- Работа начинается с прочтения текста. Дети читают текст про себя или шёпотом. Как только текст прочитан, учащиеся начинают выполнять задания каждый в своём темпе.
- Для проведения итоговой комплексной работы может отводиться время от 30 мин до 1,5 ч. Медленно работающим детям, время ограничивать не рекомендуется. (Детей с дисграфией или дислексией лучше освободить от выполнения данных работ, дав им иное задание).
В представленной комплексной работе для 2 класса не предусмотрено задание на установление темпа чтения про себя, однако педагог может включить его, пользуясь следующей методикой: дать детям вчитаться в текст, затем попросить их отметить слово, которое они сейчас читают, и продолжить чтение. Затем через минуту просить отметить слово, до которого они дочитали текст. Если к этому времени ребёнок прочитал уже весь текст, он ставит знак, о котором все договариваются заранее. Результат выполнения этого задания может фиксироваться учителем, но не влияет на оценку работы.
ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
Задание | Критерии выполнения | Макс. балл |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
2 балла – раскрашивание выполнено в соответствии с текстом 1 балл – выполнено с некоторыми недочётами (например, во 2 варианте у снегиря нет полосы на крыле, не выделены щёки) 0 баллов – во всех остальных случаях | 2 балла | |
1 балл – дан правильный ответ, выписано предложение: 1 вариант: Увидит она добычу зорким глазом и склюёт острым клювом. 2 вариант: Они отыскивают под снегом ягоды рябины и облепихи, …… 1 балл – предложение записано без ошибок | 2 балла | |
1 балл – выбран верный ответ (весы) | 1 балл | |
1 балл – записано правильное решение: 1 вариант: 20 х 2 = 40 или 20 + 20 = 40 2 вариант: 9 х 2 = 18 или 9 + 9 = 18 1 балл – выделен правильный ответ: 1 вар. — более 100г; 2вар. — менее 100г | 2 балла | |
1 балл – правильно сделана пометка на шкале прибора 1 вариант: температура на термометре — 30°; 2 вариант: температура на термометре — 20°. | 1 балл | |
1 балл – выбран верный ответ: 1 вариант: 3) Синицы прилетают к жилью человека в поисках корма. 2 вариант: 3) Снегири прилетают в города на 4 месяца | 1 балл | |
1 балл – выбран верный ответ: 1 вариант: острый клюв 2 вариант: крепкий клюв | 1 балл | |
Максимальное количество баллов: 10 баллов Достигнут повышенный уровень: 7–10 баллов Достигнут базовый уровень: 5–6 баллов Не достигнут базовый уровень: 0–4 баллов | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
1 балл – предложение найдено верно и к нему задан вопрос, например: 1 вариант: Когда была суровая зима? В том году была суровая зима? 2 вариант: Кто крупнее снегирь или воробей? Снегирь крупнее воробья? Возможны и другие варианты вопросов. 1 балл – вопросительное предложение записано грамотно (с учётом изученных правил) | 2 балла | |
по1 баллу за каждый правильный ответ: 1 вариант: а, г 2 вариант: а, в | 2 балла | |
1 балл – выбран верный ответ: 1 вариант: б) Она защищает фруктовые деревья от вредителей 2 вариант: г) Снегири прилетают к нам всего на несколько месяцев | 1 балл | |
1 балл – дан верный ответ: 1 вариант: 3) Защита садов. 2) Помощь синице. 1) Описание синицы. 2 вариант: 2) Гости. 3) Вожак и команда. 1) Красавец. | 1 балл | |
1 балл – правильно пронумерованы площади 1 балл – правильно посчитана и записана площадь сада (достаточно записать только ответ без вычислений) | 2 балла | |
Максимальное количество баллов: 8 баллов Достигнут повышенный уровень: 4 – 8 баллов |
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА за 2 класс. Вариант 1.
Выполнил(а) ________________________________ Дата _________________
Прочитай текст Синица
Всем знакома синица! Это очень нарядная птичка. Спинка синицы зелёная, а грудка жёлтая. Крылья и хвост у неё синие. Голова птички такого же цвета, только щёки белые. Самая крупная из синиц весит всего два десятка граммов.
В том году была суровая зима. Стояли тридцатиградусные морозы. К нам в сад стала прилетать синица. Всю зиму мы подкармливали ее, подвешивая к веткам на верёвочках кусочки сала.
Наступила весна, зазеленели деревья. Появилась и наша шустрая знакомая. В сад она прилетела за жучками-вредителями. Большой вред они наносят фруктовым деревьям: грызут листья, портят плоды. А для синицы они — любимое лакомство. Увидит она добычу зорким глазом и склюёт острым клювом. Много разных насекомых поедает она в день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит. Не зря называют синицу сторожем наших садов.
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ:
- Раскрась рисунок синицы в соответствии с текстом.
- Как охотится синица? Найди в тексте ответ.
Спиши это предложение.
________________________________________________
_____________________________________________________________________
Сверь свою запись с текстом и, если нужно, исправь ошибки в списывании.
- Каким прибором можно измерить массу синицы? Отметь V.
линейка термометр весы часы
- Задача
1) Считают, что синица в день съедает насекомых в два раза больше, чем весит сама. Сколько насекомых съедает синица в день? Используй данные из текста.
Решение: ______________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________
2) Выбери верное продолжение предложения:
Синица за три дня съест ...
больше 100 граммов пищи
меньше 100 граммов пищи
ровно 100 граммов пищи
- Отметь на термометре температуру воздуха, указанную в тексте.
- Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа.
1) Синицы питаются только вредными насекомыми.
2) Зимой для синицы смастерили прочную кормушку.
3) Синицы прилетают к жилью человека в поисках корма.
- Что помогает синице охотиться на вредителей? Подчеркни ответ.
а) яркая окраска в) небольшой размер тела
б) острый клюв г) громкий свист
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ:
- Найди в тексте предложение, где указывается признак зимы. Подчеркни это предложение. Задай вопрос так, чтобы это предложение было ответом на твой вопрос. Запиши свой вопрос.
_____________________________________________________________________
- Как ты думаешь, что можно сказать про синицу из этого текста. Отметь:
а) синица зоркая в) синица неторопливая
б) синица заботливая г) синица проворная
- Почему синицу называют сторожем наших садов? Отметь:
а) Она охраняет урожай сада от воров.
б) Она защищает фруктовые деревья от вредителей.
в) Она сторожит территорию сада круглый год.
г) Она охотится ночью, когда люди спят.
- Восстанови порядок изложения текста. Пронумеруй порядок по тексту.
_____ Защита садов.
_____ Помощь синице.
_____ Описание синицы.
- Начертили план участка. Рассмотри его.
Обозначь на плане цифрами:
1 – дом, 2 – сад, 3 –огород, если известно, что площадь сада больше площади дома, а площадь огорода больше площади сада.
Посчитай и запиши площадь сада в квадратных метрах. ______________________________
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА за 2 класс. Вариант 2.
Выполнил(а) ________________________________ Дата _________________
Прочитай текст Снегирь
Снегирь — одна из наиболее заметных и известных птиц наших лесов. У него красная грудка, чёрная шапочка на голове, а щёки и шея не отличаются по цвету от грудки. Спинка птички серая, а крылья чёрные с белой полоской. Очень хорош!
Снегирь крупнее воробья. Он весит три десятка граммов. Его родина — глухие северные хвойные леса. Сюда вернутся весной снегири вить гнёзда и выводить
птенцов. А каждый год в сентябре собираются они в стаи и улетают на зимовку в наши леса. Поэтому с ноября до конца февраля этих птиц можно встретить в сёлах и городах.
Часто в двадцатиградусные морозы снегири залетают в сады и огороды. Они отыскивают под снегом ягоды рябины, семена разных деревьев. В каждой стае снегирей есть свой вожак. Снегири — птицы не только красивые, но и важные: никуда не спешат, не суетятся. Спокойно клюют крепким клювом все плоды одного дерева и по команде вожака перелетают на соседнее.
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ:
- Раскрась рисунок снегиря в соответствии с текстом.
- Чем питаются снегири зимой? Найди в тексте ответ.
Спиши это предложение.
________________________________________________
_____________________________________________________________________
Сверь свою запись с текстом и, если нужно, исправь ошибки в списывании.
- Каким прибором можно измерить массу снегиря? Отметь V.
линейка термометр весы часы
- Задача
1) В сад прилетели две стайки снегирей. В первой стайке 9 птиц, а во второй –
в 2 раза больше. Сколько птиц во второй стайке?
Решение: ______________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________
2) Выбери верное продолжение предложения, используя данные текста
Три снегиря весят ...
больше 100 граммов
ровно 100 граммов
меньше 100 граммов
- Отметь на термометре температуру воздуха, указанную в тексте.
- Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа.
1) Снегири вредят людям, поедая урожай.
2) Зимой для снегирей надо делать кормушки.
3) Снегири прилетают в город на 4 месяца.
- Что помогает снегирю питаться плодами? Подчеркни ответ.
а) яркая окраска в) крупный размер тела
б) крепкий клюв г) громкий свист
ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ:
- Найди в тексте предложение, где сравнивают снегиря и воробья. Подчеркни это предложение. Задай вопрос так, чтобы это предложение было ответом на твой вопрос. Запиши свой вопрос.
_____________________________________________________________________
- Как ты думаешь, что можно сказать про снегиря из этого текста. Отметь:
а) снегирь важный в) снегирь неторопливый
б) снегирь заботливый г) снегирь шустрый
- Почему снегирей называют гостями наших городов? Отметь:
а) Люди ждут снегирей и готовятся к встрече с ними.
б) Снегири очень важные и солидные.
в) Снегири красивые и нарядные как гости.
г) Снегири прилетают к нам всего на несколько месяцев.
- Восстанови порядок изложения текста. Пронумеруй порядок по тексту.
_____ Гости.
_____ Вожак и команда.
_____ Красавец.
- Начертили план участка. Рассмотри его.
Обозначь на плане цифрами:
1 – сад, 2 – дом, 3 –огород, если известно, что площадь сада больше площади дома, а площадь огорода меньше площади сада.
Посчитай и запиши площадь сада в квадратных метрах. _______________________
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анализ итоговой комплексной работы во 2 –« Г» классе (2014 – 2015 уч. г.)
№ п/п | Список обучающихся класса | Планируемые метапредметные результаты | ||||||||||||||||||||||||||
извлекать информацию. предоставленную в разных формах (текст, рисунок) | поиск информации в тексте; контроль и корректировка выполненного задания | использование простейших приборов | решение задачи в 1дей-ствие, прогнозирова-ние результата вычислений | перевод информации из одной формы в другую, (текст- термометр) | поиск информации, данной в неявном виде; простые логические заключения | установление взаимосвязей | поиск информации в тексте, постановка и грамотная запись вопроса | использование информации текста для характеристики персонажа | установление причинно-следств. связей, выбор логического заключения | установление последовательности изложения текста | ориентирование в чертеже; определение площади фигуры | сумма баллов | уровень | |||||||||||||||
№ 1 (2б.) | № 2 (2б.) | № 3 (1б.) | № 4 (2б.) | № 5 (1б.) | № 6 (1б.) | № 7 (1б.) | № 8 (2б.) | № 9 (2б.) | № 10(1б.) | № 11(1б.) | №12(2б.) | |||||||||||||||||
Алиев Максим | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 17 | повышенный | ||||||||||||||
Антонов Юрий | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 10 | базовый | ||||||||||||||
Баранова Алина | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 15 | повышенный | ||||||||||||||
Гаврилова Виктория | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 8 | базовый | ||||||||||||||
Габрелян Елизавета | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 11 | повышенный | ||||||||||||||
Гордеева Екатерина | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 13 | повышенный | ||||||||||||||
Гурьянова Маргарита | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 16 | повышенный | ||||||||||||||
Гедыгушева Заира | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 16 | повышенный | ||||||||||||||
Дьяков Александр | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 9 | базовый | ||||||||||||||
Демуш Денис | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 14 | повышенный | ||||||||||||||
Довгич Кирилл | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 15 | повышенный | ||||||||||||||
Ермолаев Денис | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 16 | повышенный | ||||||||||||||
Карамышев Игорь | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 10 | базовый | ||||||||||||||
Кравцов Михаил | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 8 | базовый | ||||||||||||||
Крикун Александр | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 10 | базовый | ||||||||||||||
Кекчиева Алина | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 14 | повышенный | ||||||||||||||
Комягина Дарья | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 | повышенный | ||||||||||||||
Лазарева Татьяна | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 14 | повышенный | ||||||||||||||
Марков Даниил | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 11 | повышенный | ||||||||||||||
Манжалов Александр | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 11 | повышенный | ||||||||||||||
Морозов Эдуард | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 7 | базовый | ||||||||||||||
Степанов Сергей | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 11 | повышенный | ||||||||||||||
№ п/п | Планируемые метапредметные результаты | повышенный | ||||||||||||||||||||||||||
извлекать информацию. предоставленную в разных формах (текст, рисунок) | поиск информации в тексте; контроль и корректировка выполненного задания | использование простейших приборов | решение задачи в 1дей-ствие, прогнозирова-ние результата вычислений | перевод информации из одной формы в другую, (текст- термометр) | поиск информации, данной в неявном виде; простые логические заключения | установление взаимосвязей | поиск информации в тексте, постановка и грамотная запись вопроса | использование информации текста для характеристики персонажа | установление причинно-следств. связей, выбор логического заключения | установление последовательности изложения текста | ориентирование в чертеже; определение площади фигуры | сумма баллов | уровень | |||||||||||||||
№ 1 (2б.) | № 2 (2б.) | № 3 (1б.) | № 4 (2б.) | № 5 (1б.) | № 6 (1б.) | № 7 (1б.) | № 8 (2б.) | № 9 (2б.) | № 10(1б.) | № 11(1б.) | №12(2б.) | |||||||||||||||||
Сидоров Дмитрий | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 15 | повышенный | ||||||||||||||
Скороход Дарья | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 15 | повышенный | ||||||||||||||
Чуприна Артем | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | базовый | ||||||||||||||
Якунин Кирилл | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 13 | повышенный | ||||||||||||||
Ковалева Дарья | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 16 | повышенный |
Уровень достижения планируемых метапредметных результатов:
- повышенный уровень 11 – 18 баллов;
- базовый уровень 5 – 10 баллов
- не достигнут базовый уровень 0 – 4 балла
Результаты достижения планируемых результатов обучающимися 2 – _Г__ класса:
Количество обучающихся в классе по списку – _____________27_____ чел.
Выполняли работу – _____27________ чел. = ______100_____ %
- повышенный уровень – ________19____ обучающихся = _________70%
- базовый уровень – _____8_______ обучающихся = ____30 %
- не достигли базового уровня – ______0______ обучающихся = ______0_______ %
Дата 18мая 2015 Учитель ________ (Авдеева Н.М.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...
Конференция на тему: « Общеучебные умения и навыки у младших школьников».
Общеучебные умения и навыки – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.В современном обществе повышаются требования к...
Формирование общеучебных умений, самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Отчет по теме самообразования....
Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях ФГОС...
Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»....