Доклад.Система оценивания в соответствии с ФГОС в начальной школе.
презентация к уроку

Кулешова Анастасия Алексеевна
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.
 
 В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sistema_otsenivaniya_avtosohranennyy.ppt1.96 МБ
Файл Доклад на МО 2016г40.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Система оценивания в соответствии с ФГОС" Кулешова А.А., учитель начальных классов

Слайд 2

Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. Оценочная деятельность учителя

Слайд 3

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: учитель, ученик, ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы аттестация: выпускник мониторинг: система образования Модели оценочной деятельности: процедуры

Слайд 4

стартовую диагностику; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание. Три вида оценивания:

Слайд 5

Формы контроля и учета достижений: ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - доклад - изложение - творческая работа

Слайд 6

Формы контроля и учета достижений: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения

Слайд 7

Формы контроля и учета достижений: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах - творческий отчет

Слайд 8

Формы и методы оценки: Метапредметные диагностические работы Диагностика результатов личностного развития

Слайд 9

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 10

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспринимать объединяющую роль России как государства 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку 3. Принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других . 5. Выполнять правила личной гигиены 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира 7. Адекватно воспринимать оценку учителя

Слайд 11

Безотметочное оценивание сентябрь октябрь ноябрь январь декабрь февраль март апрель май 21 28 18 20 16 30 32 40 50

Слайд 12

Диагностическая карта Ф.И. ученика Выполнение требований к учебному заданию Оценка 1 2 3 4 5 1. Иванов К. + + - + + 4 2. Петров С. + + - + + 4 3. Сидоров В. + + - - + 3 4. Фёдорова Л. + - - + + 3

Слайд 13

Что контролировать и оценивать? 2. Кто оценивает? 3. Как оценивать? 4. Где фиксировать результаты? . 5. Когда ставить отметку? 6. По какой шкале оценивать? Процедура оценки

Слайд 14

Критерии оценки Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Не достигнут даже необходимый уровень Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось выполнить 2 (неудовлетво-рительно). Возможность исправить!

Слайд 15

Критерии оценки Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Необходимый уровень 1 б.у. – частичное освоение 3 (удовл.) Возможность исправить! 2 б.у. – полное освоение 4 (хорошо). Право изменить!

Слайд 16

Критерии оценки Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Программный уровень. 3 б.у. – частичное освоение 4+ (близко к отлично) Право изменить ! 4 б.у. – полное освоение 5 (отлично).

Слайд 17

Критерии оценки Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б. у.) 5-бальная отметка Максимал. уровень. 5 б.у. – приближение к макс. уровню. 5+ или 5 и 5 (превосходно) 6 б.у. – полное освоение 5+ или 5 и 5 (превосходно)

Слайд 18

ПОРТФОЛИО ученика

Слайд 19

«Мои достижения» Моя лучшая работа Задание, которое мне больше всего понравилось Я прочитал ……. книг. Что я теперь знаю, чего не знал раньше? Что я теперь умею, чего не умел раньше? Мои цели и планы на следующий учебный год: ………….. Чему я еще хочу научиться? Какие книги прочитать? Мое участие в школьных и классных мероприятиях Мои проекты Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками) Раздел «Рабочие материалы»

Слайд 20

Итоговая комплексная работа в системе оценочной деятельности учителя

Слайд 21

Как вы учитываете личные достижения учащихся? Какие у вас разработаны критерии для индивидуального оценивания учащихся? Как дифференцируете задания? Где и как это отражается? (система, схемы, методики и т.д.) Как ведется диагностика, мониторинг успеваемости и результативности учащихся? Как должен выглядеть личный бланк успеваемости и достижений учащихся?

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Кулешова А.А.,

учитель начальных классов

Анализ и оценка качества образовательных результатов

Об оценке планируемых результатов

В соответствии с ФГОС выделяют три вида планируемых результатов обучения: предметные, метапредметные и личностные результаты. Учитель проводит не только предметную,   но и комплексную диагностику, включая диагностические процедуры в урок в единстве достижение предметных и метапредметных результатов.

Новая система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же мы организовали в нашей гимназии контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

При оценивании мы используем различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.

Предметные результаты отслеживаем через обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменные и самостоятельные работы (тестовые задания по литературному чтению, математике, русскому  языку УМК) и ведение портфеля учебных достижений, который включает в себя  диагностические контрольные работы, диктанты, контрольное списывание, графические работы,  контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости.

Личностные результаты отслеживаем путем ведения портфолио  в нем фиксируемучастие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, анализ психолого-педагогических исследований.

Метапредметные результаты (а именно УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные) являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД.

     Для успешного достижения планируемых результатов важно дифференцировать их по годам обучения, для этого в нашей гимназии разработаны листы оценки достижения младшими школьниками метапредметных результатов обучения на конец каждого класса начальной школы. Некоторые формулировки критериев оценки конкретизируются и наполняются новыми аспектами от года к году, с каждым новым учебным годом появляются и новые критерии. Школьнику с каждым годом требуется продемонстрировать владение все более сложными учебными действиями.

     При разработке листа оценки метапредметных результатов следует учитывать требования программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования. Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период.

Лист достижения

1 класс «Русский язык»

2013-2014 уч.г.

ФИ учащегося: _________________

Вид и характер учебной деятельности

осень

зима

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

1

Знает все буквы и правильно их называет

2

Отличает звук от буквы

3

Вычленяет звуки из слова, правильно их произносит

4

Различает глухие   и звонкие   звуки

5

Называет тв. и мягк. согл. звуки в слове и вне его

6

Обозначает на письме мягкость согласных звуков

7

Делит слова на слоги

8

Выделяет ударение в слова

9

Переносит слова по слогам

10

Вычленяет слова из предложения

11

Правильно пишет заглавные и строчные буквы

12

Списывает без ошибок

13

Пишет под диктовку без ошибок

14

Заглавная   буква в начале предложения

15

Точка в конце предложения

16

Заглавная буква в именах и кличках

17

Устно составляет текст из 3 -5 предложений

18

Имеет достаточный словарный запас для выражения собственных мыслей

19

Умеет подкреплять свои высказывания ссылками на текст, пример

20

Говорит грамотно

21

Участвует в беседе

22

Умеет слушать и слышать других

23

Умеет рассуждать, обобщать

24

Умеет высказать мысль и отстаивать своѐ мнение

25

Умеет работать с книгой

Примерное оформление листа оценки метапредметных результатов обучения в 1-м классе

Ф. И. ученика:         

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов:

"+" – "Я знаю и умею", "-"   – "Пока не  знаю, не умею", "?" – "Я знаю, но не уверен".

Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь. Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке

Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил. Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне

Познавательные УУД

Умение читать простые модели и схемы, дополнять их

1.        Расскажи, что изображает модель?

2.        В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на
модели.

Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях

Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?

Умение

ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо

Умение сравнивать и группировать по

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

одному критерию

Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке

Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев

Умение

ориентироваться в тексте учебной книги

1.        Найди страницу ___.

2.        Посмотри, что изображено в верхнем левом
углу страницы?

3.        Найди номер страницы, где начинается рассказ
о Москве

Умение находить 1–2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста

Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту

Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя

Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации

Умение

контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?

Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику его достижений. Задания на проверку сформированности метапредметных результатов могут быть связаны с предметным содержанием или продуманы к различным познавательным и жизненным ситуациям. Многие задания могут быть разработаны применительно к научно-популярным и художественным текстам. Критерии могут дополняться в соответствии с концепцией УМК и особенностями ООП. В результате реализации указанных направлений педагогической деятельности наблюдается положительная результативность качества обучения учащихся.

В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся.

Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:

Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении, развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения. Выполнив задание в 1 классе, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего наполях тетрадии в папке самооценка рисует кружок определённого цвета:

Зелёный – я умею, но не уверен.

Синий – испытываю трудности, нужна помощь.

Желтый – допустил ошибку и сам ее нашел.

Красный – я умею сам.

Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика, корректирует определенные моменты.

   В своей   работе по формированию учебной оценки использую   разнообразные приемы и виды деятельности:

  • Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок;
  • Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения;
  • Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника;
  • Комментированное письмо;
  • Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем;
  • Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
  • И такой вид деятельности как свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь листом самоанализа и самооценки.

     После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.

Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме. Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

Виды контрольно-оценочных  действий  учащихся и педагогов

     Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Данные виды работ проводятся ежегодно в каждом классе.

№/п

Вид  КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в  листе достижений и  в  дневнике обучающегося. Определяется уровень ближайшего  развития ребёнка.

Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

 (констатирующая оценка)

2.

Диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества  учебных задач

Направлена  на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются  в  листе достижений отдельно по каждой отдельной  операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

(формирующая оценка)

3.

Самостоятельная  работа

Не более  одного раза в  месяц

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания  составляются на двух  уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

Обучающийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит  рефлексивную оценку своей работы: указывает достижения  и трудности в данной  работе; оценивает  уровень выполненной  работы.

Учитель  проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных  заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе обучающихся. Фиксация  в  листе достижений.

(формирующая оценка)

4.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной  работы

Проводится после выполнения самостоятельной работы  

Предъявляет  результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Обучающийся сам определяет объем  проверочной  работы для своего выполнения. Работа  задается  на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).

Учитель  проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Результаты не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника (формирующая оценка)

5.

Проверочная  работа

Проводится  после решения учебной задачи

Проверяется уровень освоения  обучающимися предметных культурных способов/средств действия.

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и заносит результаты в в  лист достижений дневник ученика, в матрицу

(констатирующая оценка)

6.

Решение  проектной  задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлена на выявление уровня освоения  универсальных учебных действий

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

(констатирующая оценка)

7.

Посещение консультаций  

Проводится 1 раз в неделю

Ставит задачу обучения  учащихся  задавать (инициировать) «умные» вопросы.

Фиксируется учителем  в  листе достижений (формирующая оценка)

8.

Итоговая комплексная проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания  разного уровня по сложности (базовый, расширенный)

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

(констатирующая оценка)

9.

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Май  месяц

Каждый обучающийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен (выставка Портфолио; смотр знаний и т. д .

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;  
  • справки по результатам психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

        Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

В начале учебного года для мониторинга была проведена стартовая диагностика в 1 классе.

Цель стартовой диагностики – определение «готовности» обучающихся для дальнейшего получения образования на следующей его ступени.

Общее, что объединяет стартовую диагностику на всех ступенях образования - это определения у обучающихся уровня владения культурными предметными способами/средствами для получения дальнейшего образования.

Современная практика тестовой диагностики школьной успешности и готовности продолжать обучение обычно включает параллельное анкетирование как учащихся, так и взрослых, причастных к образовательному процессу. Предполагается, что такое анкетирование дает ценную информацию, анализ которой позволяет выявить факторы, влияющие на результаты обучения, что в свою очередь открывает возможность принятия осмысленных педагогических и управленческих решений.

Переход  дошкольное образование – первый класс

Для определения готовности к обучению в школе может использоваться комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе, а также фиксация «стартовых» учебных возможностей первоклассников. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.

Инструменты диагностики готовности к школьному обучению

Предмет исследования

Методы

Источники

1. Уровень развития предпосылок учебной деятельности (УД)

  • умение ориентироваться на систему требований;
  • умение действовать по правилу, произвольность;
  • уровень развития общения со сверстниками.

«Графический диктант» (фронтально) Д.Б. Эльконина;

«Образец и правило» (фронтально) А.Л. Венгера.

Готовность детей к школе / Под ред. В.И. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  • уровень развития самооценки.

«Лесенка» (Т. В.Дембо - С.Я. Рубинштейн)

Н.И. Вьюнова, Л.В. Темнова Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003.

2. Определение типа ситуации психического развития ребенка

(отношение к взрослому и к учебной задаче)

  • определение типа отношения ребенка к учебному заданию

Метод наблюдения за детьми в процессе учебной работы и внеучебных ситуациях (отношение к оставленным учителем задачам, отношение к учителю и его требованиям, отношение к сверстникам).

«Раскраска» (фронтально).

«Колдун» (с целью выделения «группы риска»).

«Зеркало» (индивидуально с целью уточнения типа отношения ребенка к учебному заданию).

Готовность детей к школе / Под ред. В.И. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  • мотивационная сфера

Определение мотивов учения (М.Г. Гинзбург)

  • определение «внутренней позиции»

«Беседа о школе» Т.А. Нежновой

3. Уровень развития познавательной сферы

  • актуальный уровень развития наглядно-образного мышления;
  • умение пользоваться схемами и условными изображениями, пространственная ориентировка.

«Рисунок человека» (фронтально)

«Лабиринт»

Готовность детей к школе / Под ред. В.И. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  • развитие воображения

«Несуществующее животное»

  • развитие произвольного внимания

«Домик» (Н.И. Гуткина)

Необходимо определить оптимальный набор показателей, позволяющий осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Все показатели можно разделить на два блока:

– показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

– контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.

В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе делятся  на три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.

Третья группа показателей (дополнительная), характеризует адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса. После проведения обследования в образовательном учреждении и обработки полученных данных формируется профиль готовности первоклассника (каждого ученика) к обучению в школе и профиль готовности класса в целом.

    По результатам диагностики строится моя дальнейшая работа. В конце года была проведена итоговая комплексная работа. Анализ выполнения ИКР приведу ниже.

Образец анализа выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Класс:_______ Учитель: ____________________

В классе ____ человек;

Выполняли _____ человек;

Номер задания

Учебный предмет

Проверяемые умения и учебный материал

количество человек

% выполненного задания

количество человек

% невыполненных заданий

1.

Чтение, навыки чтения

Скорость чтения несплошного текста

2.

Русский язык, правописание

Умение правильно без ошибок, пропусков и искажений букв списать предложение

3.

Чтение, осознанность чтения

Умение на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить событийный ряд

4.

Математика, числа и величины.

Умение сравнивать числа

5.(1)

Математика, числа и величины.

Умение пересчитать предметы ( в пределах 10) и записать результат с помощью цифр.

5 (2)

Математика, числа и величины.

Умение выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел

6 (1)

Русский язык, фонетика.

Умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых случаях.

6 (2)

Русский язык, фонетика.

Умение соотнести и определить количество звуков и букв в слове.

7.

Окружающий мир, природные объекты

Наличие первоначальных представлений о природных объектах

8 (1)

Окружающий мир, природные объекты

Умение читать информацию, представленную в виде схемы; приводить свои примеры объектов.

8 (2)

Окружающий мир, природные объекты

Умение читать информацию, представленную в виде схемы; умение классифицировать объекты природы.

9.

Математика, числа и величины.

Умение перевести текст на язык математики

10.

Русский язык/ чтение, высказывание, осознанность чтения.

Умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту; умение записать ответ в свободной форме.

11.

Русский язык, лексика

Умение объяснить значение слова.

результат

отличный результат

хороший результат

удовлетворительный результат

не справились с работой

13 баллов

12 баллов

11 баллов

10 баллов

9 баллов

8 баллов

7 баллов

6 баллов

менее 6 баллов

количество человек

соотношение

в %

Итого

Итого:

Выводы:_______________________________________________________________________________________________________

Общая успеваемость: _____

Качество: _______

     По результатам  в   первом  классе прослеживается положительная динамика формирования всех видов УУД, что свидетельствует о том, что организация образовательной деятельности способствует развитию УУД у учащихся. В первом классе достаточно хорошо сформирован контроль по образцу. Немного хуже первоклассникам дается построение сообщения в устной и письменной форме. Некоторое отставание замечено в формировании регулятивных УУД.   Это   объясняется тем, что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс.

Аналитическая справка.

Процент выполнения заданий по классу:        86%

Максимально возможный балл за комплексную работу:   13
Среднее значение по классу:        

Лучше всего учащиеся справились с заданиями №1, 2, 4, 5, 7.  

Труднее оказались задания №8, 11.

Количество   учащихся, показавших отличный результат: 5 человек (Чаадаев Д., Викулина В.,ВасильеваВ.,КачинД.,ВоробьевИ.).
Количество   учащихся с хорошим результатом: 18 человек.

Количество учащихся с удовлетворительным результатом: 4 человека.

В целом положительная динамика есть за весь период проведения мониторинга. Что убеждает меня и моих коллег в том, что мы на верном пути. Оценочная деятельность учителя – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...

Система оценивания в соответствии с ФГОС в начальной школе

Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, позн...

Доклад: «Система формирующего оценивания в начальной школе»

laquo;Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству». Так утверждал американский философ и психолог  Уильям Джеймс.И с этим сложно не ...