Выступление на МО классных руководителей: «Профориентация в начальной школе».
статья

Дудко Наталья Викторовна

В связи с актуализацией вопросов развития профессионального образования в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом образовании начальной школы. Профориентация в общеобразовательной школе в настоящее время начинается лишь в старших классах. Скрытые резервы профориентации таятся в начальном звене обучения. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эта работа начинается уже в детском саду: воспитатель, нянечка, продавец, парикмахер и др. В процессе своего развития ребенок наполняет свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия учителя, шофера, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_v_nach._shk.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

        В связи с актуализацией вопросов развития профессионального образования в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом образовании начальной школы. Профориентация в общеобразовательной школе в настоящее время начинается лишь в старших классах. Скрытые резервы профориентации таятся в начальном звене обучения. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эта работа начинается уже в детском саду: воспитатель, нянечка, продавец, парикмахер и др. В процессе своего развития ребенок наполняет свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия учителя, шофера, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

        В начальной школе, когда учебная деятельность становится ведущей, важно расширять представления учащихся о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Ясно, что выбор профессии не является для учащихся в начальной школе главной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора младших школьников о мире профессий.

Целью профориентационной работы в начальной школе является

расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой

деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

• расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;

• развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

• развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Бернард Шоу сказал: «Единственный путь к познанию – деятельность»,

поэтому необходимо в процессе деятельности знакомить учащихся с

различными профессиями, что в будущем поможет им сделать правильный

выбор. Нужно помнить, что профориентационная работа в начальной школе

только тогда приведет к положительным результатам, когда будут соблюдаться

следующие принципы:

• систематичность и преемственность - работа ведется с первого по четвертый класс;

• дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возрастных особенностей учащихся;

• правильный выбор разнообразных приемов и методов, а также разнообразных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями;

• связь профориентации с жизнью.

Итак, через какие виды деятельности реализовывается

профориентационная работа в нашей начальной школе?

Каждый классный руководитель должен хорошо знать своих учеников и

их возрастные особенности. Это поможет учителю правильно спланировать

свою работу по профориентации с учащимися данного класса.

Профориентационная работа в начальной школе предусмотрена учебной

программой. Например, целью профориентационной работы с учащимися 1

класса является формирование умений и навыков общественного труда,

знакомство и расширение знаний о некоторых видах профессий, воспитание

уважительного отношения к людям труда, понимание значения труда в жизни людей.

Цель и задачи профориентационной работы с учащимися 4 класса уже

включают продолжение расширения и углубления представлений о различных профессиях, обобщение и развитие представлений о труде, полученных в 1-3 классах, продолжение воспитания уважительного отношения к людям труда.

Кроме того, на уроках русского языка при изучении словарных слов: футбол,

космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета,

компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами

профессий.

        Профориентационная работа продолжается и во время проведения внеклассной работы. Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который дает свои положительные результаты.  Кроме экскурсий проводятся встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, можно заранее провести с ребятами подготовительную работу: подобрать загадки, составить кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча. А еще подготовиться к встрече ребятам помогут материалы профориентационного уголка. В нем находятся фотоматериалы, статьи, книги, занимательный материал о профессии, с которой ребята будут знакомиться при встрече. Тематика классных и информационных часов по профориентации разнообразна. Это: «Профессии наших мам и пап», «Как путешествует письмо», «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать», «Труженики села» (ко Дню работника сельского хозяйства), «Учитель - звучит гордо» (ко Дню учителя). Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа.

Темы праздников разнообразны: «Все профессии важны», «Ярмарка профессий», «Мир профессий». Игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», а также игровые упражнения: «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией» - разнообразят любое внеклассное мероприятие.

Каждый ученик считает себя лидером, победителем, поэтому ребята очень любят участвовать в викторинах: «Океан профессий», «Все о профессии», конкурсных программах: «Мир профессий», «Угадай профессию», «Умники и умницы».

        Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть планомерной и целенаправленной; при самоопределении учащихся необходимо использовать различные формы профориентационной работы.

Организация внеурочной и учебной профориентационной работы в

начальной школе требует комплексного, системного подхода, когда каждая из

форм воздействия закладывает фундамент для последующей, одно мероприятие

вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и

содержанию

Литература

  • Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  • Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. – Мн.: Бел. навука, 2000.
  • Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
  • Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  • Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2004.
  • Тарасевич, С.В. Профориентация в школе / С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима и др.. Мн.. “Красико-Принт”. – 2007.
  • Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
  • Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.

Темы мероприятий  по профориентации (1-4 класс)

1. Вводный урок. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Инструктаж

по правилам безопасности.

2. Все профессии важны, все профессии нужны. Встреча с ветеранами

труда. Пословицы о труде.

3. Профессии родителей. Устный журнал. Игра «Какая профессия

лучше».

4. Родословное древо. Профессии бабушек, дедушек.

5. Кто нас обслуживает? Профессии бытового обслуживания. Связь,

сберегательный банк, столовая, больница.

6. Нас обслуживает почтовое отделение. Как путешествует письмо?

Экскурсия в почтовое отделение.

7. Магазин и мы. Рыночная экономика, бизнес, бизнесмен.

8. Врач и учитель - самые гуманные профессии. Альбом, подготовленный

учащимися выпускных классов. Встреча с учителями-ветеранами,

медицинскими работниками.

9. Сельскохозяйственные профессии. Праздник урожая.

10. Сельскохозяйственные профессии. Сельскохозяйственный труд,

профессии, сельскохозяйственные машины.

11. Дорога хлеба. Знакомство с профессиями. Детское творчество.

12. Пусть не иссякнут молочные родники! Кто производит молочную

продукцию?

13. Путешествие в страну игрушек. Вручение новогодних подарков

детскому саду.

14. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасности,

электрические приборы; электростанции; батареи.

15. Что умеет делать компьютер? Устройство компьютера (клавиатура,

лазерные диски, сканер, принтер, монитор, звуковые колонки). Школьный

компьютерный класс.

16. Почему мы часто слышим слово «экология»? Экологические

профессии, их задачи.

17. Профессии, связанные с охраной природы. Знакомство с

профессиями.

18. Кто стоит на страже порядка, безопасности? Правоохранительные

органы, их задачи.

19. Приятного аппетита! Обучение секретам составления меню. Культура

питания. Встреча с поваром столовой.

20. Долгая дорога книги. Экскурсия в школьную библиотеку.

21. Время работы и отдыха. Умение чередовать работу и отдых. Режим

дня.

22. Урок-игра «Споемте, друзья». Сценирование профессий. Экскурсия в

музыкальную школу.

23. Почему поезда такие длинные? Товарный поезд, поезд метрополитена,

электропоезд. Строительство поездов и железных дорог.

24. Зачем нужны автомобили? Знакомство с профессиями.

25. Зачем строят корабли? Знакомство с профессиями.

26. Зачем строят самолеты? Знакомство с профессиями.

27. Характер и профессия. Работа с материалами анкеты.

28. Какую профессию ты выберешь? Урок- диспут.

МКОУ ГСОШ

Выступление на МО классных руководителей:

«Профориентация в начальной школе».

Педагог-психолог: Дудко Н.В.

с.Газ-Сале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Данная система воспитательной работы позволит классному руководителю комплексно подойти к построению всей воспитательной работы в классе....

Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.

Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества ли...

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Воспитательная система класса - это способ организа­ции жизнедеятельности и воспитания членов классного со­общества, представляющий собой целостную и упорядо­ченную совокупность взаимодействующих комп...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...